Существенные изменения, происходящие в системе мирового хозяйства и международных отношений в послевоенный период, привели к возникновению ряда факторов, которые не всегда вписываются в классическую теорию сравнительных преимуществ. Эти новые факторы не столько отвергают классическую теорию, сколько в той или иной степени отражают новые реалии международных экономических отношений. Это побуждает как к дальнейшему развития уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций. Среди таких качественных сдвигов следует, прежде всего, отметить превращение технического прогресса в доминирующий фактор в мировой торговле, все возрастающий удельный вес в торговле встречных поставок сходных промышленных товаров производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства, резкое увеличение доли мирового товарооборота, приходящейся на внутрифирменную торговлю.
Такие теории, получившие свое развитие в середине XX века на основе НТР называются неотехнологические (или альтернативные). Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (страны) – новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто не выпускать не может.
Изменилось и отношение к государству: экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производств, других, устаревших. К неотехнологическим относятся следующие теории:
1. теория технологического разрыва М. Познера (1961г.);
2. теория эффкта масштаба Кэмпа (1964г.)
3. теория жизненного цикла товара Р. Вернона (1966г.);
4. теория внутриотраслевой торговли Б.Баласса (1967г.);
5. теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986г.).
Теория технологического разрыва. В 1961г. английский экономист М. Познер опубликовал работу, в которой рассматривал в качестве причины торговли между странами технические изменения, возникающие подпой из отраслей торгующих между собой стран. Он считал свою модель, которую можно назвать теорией технологического разрыва, частным случаем модели Хекшера–Олина.
По его мнению, если технические новшества первоначально появляются в одной стране, то она приобретает сравнительные преимущества в соответствующей отрасли, производя товары с меньшими издержками. Начиная производство нового товара, в течение определенного времени страна обладает, по определению М. Познера, квазимонополией, позволяющей ей получать добавочную прибыль, что и предопределяет ее заинтересованность в расширении экспорта.
Поставки этого товара из страны – его создателя на мировой рынок будут продолжаться до тех пор, пока другие страны не преодолеют технологический разрыв в этой отрасли. После преодоления разрыва, с точки зрения Познера, причин для развития торговли данным товаром нет. Для объяснения причин торговли он вводит понятие «поток нововведений», возникающих в разных странах и отраслях. Другие экономисты, такие, как Р. Вернон, Д. Хафбауэр, Р. Финдли, Э. Мэнсфилд, которые развивали модель технологического разрыва, хотя и подчеркивали временный характер технологического преимущества одной страны, считали, что модель Познера позволяет показать, что обе торгующие страны выигрывают от нововведений в одной передовой в технологическом отношении стране.
Если страна, в которой возникло нововведение, получает в процессе торговли добавочную прибыль, которую можно назвать технологической рентой, то страна-покупатель экономит, используя более совершенную продукцию и не затрачивая средств на ее разработку. Освоить производство уже известной продукции, естественно, легче и дешевле, чем ее создать. По мере распространения технологии страна-импортер продолжает выигрывать, в то время как страна-новатор постепенно теряет свои преимущества.
Несомненно, теория технологического разрыва является существенным дополнением теории факторов производства, позволяя объяснить причины развития торговли между странами, одинаково наделенными факторами производства, в том числе между промышленно развитыми странами. Хотя она и не дает полного объяснения торговли между этими странами, так как и в случае выравнивания технологического уровня в отраслях разных стран сохраняется возможность эффективной торговли между ними.
Теория эффекта масштаба. В начале 80-х гг. П. Кругман, Е Ланкастер, Р. Дризе, Г. Хафбауэр и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Причины снижения себестоимости единицы товара по мере возрастания масштабов производства:
- рост специализации –каждый работник может сосредоточиться на одной производственной функции, довести ее выполнение до совершенства, использовать при этом более совершенные машины и оборудование;
- неделимость производства – при увеличении масштабов выпуска размеры обслуживающих подразделений, не вовлеченные на прямую в производство (управленческий аппарат, бухгалтерия и т.д.), растут относительно медленно, чем масштабы самого производства;
- технологическая экономия – издержки на создание нового качества товара обычно меньше происходящей в результате его роста стоимости, Например, издержки на создание более мощной машины составляют 2/3 от каждой единицы прироста ее мощности.
Согласно точки зрения авторов этой теории, многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства смог быть реализован, необходимо достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, международная торговля позволяет сформировать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок любой отдельно взятой страны, и таким образом делает возможным предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.
Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципами сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы [45, с.23-24].
Выделяют внешний (снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом) и внутренний эффект масштаба (снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства). Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Обычно в этом случае рынок остается в достаточной степениконкурентным, что сближает закономерности торговли на базе этой модели с классическими теориями международной торговли, предполагавшими наличие совершенной конкуренции. Это означает, что экспортеры могут продать сколь угодно много товара по текущей цене, на которую они не могут оказать влияния.
Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товаров остался прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. В большинстве случаев это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены. Экстремальным случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия – ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своих товаров [44, с.178].
Теория жизненного цикла продукта. В середине 60-х гг. американский экономист РаймонВернон (Дж. Кравис, Л. Уэллс и др.) выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Эта теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов ее жизни на рынке. Движение на рынке нового продукта проходит несколько фаз: появление, рост спроса, его насыщение, спад. Переход продукта из одной стадии в другую создает новые возможности для размещения производства в разных странах с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями производства, так как меняется характер производства, требуемый уровень квалификации рабочей силы и т.п.
На первом этапе, когда продукт производится небольшими сериями, важнейшими факторами являются научные кадры и инженеры. В период роста производство продукта становится все более массовым, появляются имитирующие изделия в других странах, распространяются ноу-хау. На этой фазе производство продукта начинает перемещаться в менее развитые в научно-техническом отношении страны.
На третьей фазе цикла увеличивается число конкурирующих изделий, поддержание спроса осуществляется за счет снижения цен. На первый план выходит проблема снижения издержек производства. В результате появляется тенденция перемещения производства данного продукта в те страны, где издержки его производства ниже. Удовлетворение спроса на данный продукт в развитых странах идет за счет его импорта из стран с низкими издержками производства. В стране же родоначальнице этого продукта происходит совершенствование технологии изделия или же взамен создается относительно новый продукт. Теория «жизненного цикла продукта», отражая определенные реальности развития производства многих продуктов, не является универсальным объяснением тенденций развития, международной торговли. Существует немало, товаров (например, товары с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, предоставляющие значительные возможности для дифференциации по качеству, с узким кругом потенциальных потребителей), которые не вписываются в теорию «жизненного цикла продукта». Например, сырье и топливо, на большинство видов которых спрос всегда был и будет, жизненный цикл многих видов продукции обрабатывающей продукции тянется десятилетиями и даже столетиями (западные экономисты ссылаются на такие товары, как шотландское виски, итальянский вермут, французские духи и т.д.).
Теория конкурентных преимуществ. Успешную попытку выявить новые факторы, определяющие развитие современной международной торговли, сделал американский экономист М. Портер. В 1991г. он опубликовал книгу «Конкурентные преимущества стран» (в русском переводе книга вышла под названием «Международная конкуренция»), в которой он предложил новый подход к анализу развития международной торговли. Очевидным фактом является то, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, М. Портер показывает, что фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.
Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой стороны, от соотношения факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ.
Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных факторов: структуры отрасли, в которой действует данная фирма, и той позиции, которую занимает данная фирма в своей отрасли. Рыночная структура отрасли, т.е. характер конкурентной борьбы в ней, определяется количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров-субститутов, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования и потребителей конечной продукции данной отрасли. Все это влияет на степень монополизации в отрасли (несовершенство конкуренции), а значит, и на прибыльность (конкурентоспособность) фирмы.
Позиция, которую фирма занимает в отрасли, определяется тем, за счет чего фирма обеспечивает свою прибыльность (конкурентное преимущество). Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта (повышением качества, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами, расширением возможностей послепродажного обслуживания и т.д.).
Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М. Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны (рис. 5.1):
Условия для факторов |
Устойчивая стратегия, структура и соперничество |
Состояние спроса |
Родственные и поддержива- ющие отрасли |
Рис.5.1 Детерминанты конкурентных преимуществ страны |
§ факторные условия, т.е. те конкурентные факторы производства, которые необходимы для успешной конкуренции в данной отрасли;
§ условия спроса на товары и услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на товары и услуги, предлагаемые отраслью;
§ стратегия фирмы данной страны, их структура и соперничество, т.е. каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке;
§ характер родственных или поддерживающих отраслей, имеющихся в стране, т.е. наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке.
В эту систему также включаются случайные события и действия правительства, которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество страны [3, с.210-211].
Перечисленные детерминанты образуют национальный «ромб». М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный «ромб») имеет наиболее благоприятный характер. Причем национальный «ромб» – это система, компоненты которой взаимно усиливаются, и каждый детерминант влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, проводя целенаправленную экономическую политику, воздействует на параметры факторов производства и внутреннего спроса, на условия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирм и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке.
Таким образом, согласно теории М. Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке, – динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии. Поэтому для объяснения конкурентных преимуществ на мировом рынке необходимо «выяснить, как фирмы и страны улучшают качество факторов, повышают эффективность их применения и создают новые» [47, с.39].
Оценивая изложенные в данной теме теории торговли, следует отметить, что:
- ни одна из теорий не претендует на исчерпывающие объяснение структуры международной торговли;
- преобладающая часть торговли между странами с существенно различным уровнем экономического развития – это межотраслевая торговля, основанная на различиях в обеспеченности факторами производства и хорошо объясняемая классическими теориями торговли;
- торговля между промышленно развитыми странами все более приобретает характер внутриотраслевой торговли, основой которой является экономия на масштабе и дифференциации продукта. Эта часть торговли хорошо объясняется новыми теориями торговли;
- таким образом, классические и новые теории торговли следует оценивать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга.