Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектика и метафизика




 

Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления. Метафизика (от греч. meta ta physika – то, что идёт за физикой, буквально – после физики) – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия, метод подхода к явлениям природы, общества и мышления.

Метафизический метод мышления, противоположный диалектическому, характеризуется следующими основными чертами:

1) природа рассматривается как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга;

2) природа рассматривается как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости. «Метафизическая система, говорит Энгельс, — это окончательно завершенная система всех мировых связей как физических, так и духовных и исторических. Метафизика, замечает он,— это привычка «рассматривать вещи и процессы природы в их обособленности, вне их великой общей связи, и в силу этого — не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные, не живыми, а мертвыми»[49]. На вопрос о том, что такое метафизика и каков ее предмет, Г. В. Плеханов отвечал: «Ее предметом служит так называемое безусловное (абсолютное). А какова главная, отличительная черта безусловного? Неизменность. Оно и неудивительно: безусловное не зависит от обстоятельств (условии) времени и места, видоизменяющих доступные нам конечные предметы; поэтому оно и не изменяется»;

3) процесс развития рассматривается как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным. Развитие понимается как уменьшение и увеличение, как повторение пройденного. Показывая противоположность метафизической и диалектической концепций развития, В. И. Ленин пишет: «При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения»[21];

4) отрицается наличие внутренних противоположностей в предметах и их (предметов) саморазвитие; единственным источником развития признается лишь столкновение внешних противоположных сил.

Характерной особенностью метафизики является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Метафизическая ходы мысли прошли различные исторические формы. Так, в античности Гераклит подчёркивал одну сторону противоречия бытия — изменение вещей, доведённое софистами до полного релятивизма. Подвергая критике гераклитовский принцип текучести всего сущего, элеаты заострили внимание на другой стороне — на устойчивости и впали в другую крайность, предположив, что всё неизменно.

В новое время метафизика выступила в виде абсолютизации аналитико – классификационных приёмов в познании природы. Постоянно повторяясь в научных исследованиях, приёмы анализа, экспериментальной изоляции и классификации со временем породили в мышлении учёных некоторые общие принципы, согласно которым в «мастерской» природы предметы существуют как бы изолированно, особняком.

В связи с дальнейшим развитием философии и конкретных наук центр борьбы диалектики и метафизики переместился на интерпретацию принципа развития. Метафизическое мышление проявлялось в виде так называемого плоского эволюционизма и различных концепций «творческой эволюции». Если первый гипертрофирует количественные и постепенные изменения, упуская из вида качественные переходы и перерывы постепенности, то вторые абсолютизируют именно качественные, существенные, преобразования, не улавливая их предварительные, постепенные количественные процессы. Таким образом, для метафизики характерно «шараханье» мысли в крайности, преувеличение какой-либо стороны объекта: устойчивости, повторяемости, относительной самостоятельности и др. Единственным противоядием против метафизики и её разновидности — догматизма — является диалектика, не терпящая застоя и не налагающая никаких ограничений на познание и его возможности: неудовлетворенность достигнутым — её стихия, революционная активность — её суть.

Догматизм (от греч. dogma – мнение, учение) – способ мышления, исходящий из того, что любые новые знания могут быть только порождением, следствием неизменных, закостенелых, вечных, абсолютных истин, которые применяются без учёта конкретных условий, места и времени и являются единственным критерием истинности всех суждений и понятий, идей и теорий.

Догматизм – характерная черта и сущность всех религий и отживших религиозных теорий, опирающихся не на знание закономерностей развивающейся действительности, а на те положения некритически, на веру или на основе слепого подчинения, без проверки на практике и без логического доказательства. Догматизм означает превращение науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мёртвое, застывшее, закостенелое[19] Но было бы ошибочно думать, что метафизика не имела никакого основания для своего существования. В XVII—XVIII вв., когда наука занималась в основном собиранием, описанием и классификацией фактов, метафизика сыграла известную положительную роль. Но уже к середине XIX в. стало ясно, что метафизический метод ставит препоны на пути развития науки[12].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 471 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2216 - | 2176 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.