Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История диалектики античного мира




 

Само слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путём противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под диалектикой именно диалог как логичекие операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие диалектика впервые употребляется Г. Гегелем, трактовавшим её как умение отыскивать противоположности в самой действительности.

Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершённом целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы изменения, движения, становления. Космос мыслился как совмещающий в себе противоположности покоящегося и изменчивого. Всеобщая изменчивость бытия представлялась как превращение одного первоначала в другое — земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь, огня в эфир и обратно.

Наиболее яркое проявление античная диалектика получила у Гераклита, согласно которому мир, находящийся в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении, движении, в единстве противоположностей. Если у Гераклита речь идёт о диалектике действительности в целом, то Зенон Элейский (г. Элея в Южной Италии, V в. до н.э) впервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отдельных форм бытия. Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувственный мир, единство и множественность. Стихийно - диалектические идеи сильно выражены у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций): появление любой вещи из атома есть диалектический «скачок», поскольку каждая вещь несёт в себе новое качество в сравнении с составляющими её атомами.

На основе философии Гераклита и элеатов возникла отрицательная диалектика софистов. Софизм (от греч. σόφισμα — хитрая уловка, измышление), логически неправильное (мнимое) рассуждение (вывод, доказательство), выдаваемое за правильное. Отсюда «софист» в одиозном значении — лицо, которое строит ложные умозаключения и ищет корысти от такой мнимой аргументации. Софисты, отойдя от диалектики бытия натурфилософов, привели в бурное движение человеческую мысль с её противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере постоянных споров. Однако, гипертрофируя относительность человеческого знания, они дошли до релятивизма, доведя диалектику до крайнего скептицизма[44].

Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания. Гносеологические корни релятивизма – отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости от его условий. Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму. Агностицизм (от греч. а – не, gnosis – знание, т.е. — недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

Скептицизм (от греч. skepesthai; — рассматривающий, исследующий) античное, древне-греческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н. э. Отправляясь от учения Демокрита о недостоверности знания, основанного на свидетельствах органов чувств, скептики, по Диогену Лаэртию, не допускали возможности достоверного знания и не верили в возможность рационального обоснования норм поведения. Скептики отвергали существование причины явлений, повторяя аргументы элейской школы, отвергали движение и возникновение; отрицали объективное («по природе») существование добра и зла. В историческом смысле учение софистов было лишь моментом в развитии теории положительного знания, которую развивал уже Сократ. Именно он, исследуя противоречия жизни, требовал искать также и положительные стороны человеческой мысли, стремился осмыслить диалектические противоречия как путь к абсолютной истине. Этот дух эристики (споров) и вопросно-ответной, разговорной теории диалектитики, внесённый Сократом, стал пронизывать всю античную философию и свойственную ей диалектику.

Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон понимал под диалектикой не только расчленение понятий на чётко обособленные роды и не только искание истины с помощью вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. У Платона даётся диалектика. таких категорий, как движение, покой, различие, тождество, бытие. А само бытие трактуется как активно самопротиворечивая координированная раздельность. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного. Аристотель превратил платоновские идеи (доведённые в их абсолютизированном обобщении до автономных сущностей) в единичные формы вещей и присоединил учение о потенции и энергии идей. Он развил диалектику дальше — в направлении познания реально существующего космоса. В своём учении о четырёх причинах (материальной, формальной, движущей и целевой) Аристотель утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Аристотель считал необходимым обобщение единичных форм самодвижущихся вещей в общее самодвижение всей действительности, которое он и назвал перводвигателем, мыслящим самого же себя, т. е. являющегося и субъектом, и объектом. С другой стороны, признавая обязательность единичных форм вещей, но учитывая их текучесть, Аристотель трактовал диалектику. не просто как абсолютное знание, выражаемое путём формальной силлогистики (теории дедуктивного вывода, оперирующая высказываниями субъективно – предикативной структуры), но и как знание только ещё возможного, или вероятного. Аристотель называл диалектику наукой о вероятных мнениях.

Стоики Зенон из Китиона, Клеан, Хрисипп, углубили трактовку диалектики. на основе тщательного анализа не только мыслительных, но и языковых категорий. Своё учение о слове они проецировали на действительность, которая мыслилась ими досократовским первоогнём, или словом, логосом, порождающим из себя всё бесконечное разнообразие космоса и человека как его часть. Признавая всё существующее как систему тел, стоики в известном смысле оказались большими материалистами, чем все предшествующие мыслители.

В неоплатонизме (Плотин, Прокл и др.) диалектически трактуется основная иерархия бытия: единое и его числовая раздельность; качественная наполненность этих первочисел, или мир идей; переход этих идей в становление, т. е. возникновение мировой души и космоса. Были развиты концепции раздвоения абсолютно неразличимого единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, учение о вечной подвижности космоса. Однако, диалектические воззрения неоплатонизма пронизаны мистическими рассуждениями и схоластической систематикой, отражавшие ощущение приближающейся гибели античного мира.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 791 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2355 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.