Буржуазная философия 2-й половины XIX в. отказывается от диалектики, которая трактуется как «софистика», «логическая ошибка» и даже «болезненное извращение духа». В неокантианстве марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп) Д. «абстрактных понятий» диалектика подменяется «логикой математического понятия о функции», что приводит к отрицанию понятия субстанции. Субстанция (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) – это:
1)объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства;
2)материя в аспекте единства всех форм её движения;
3)предельное основание, позволяющее сводить чувств, многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью определенной философской концепции вычленяются: одна субстанция – монизм, две субстанции – дуализм или множество субстанций – плюрализм. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельной существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект.
Субстрат (от позднелат. substratum — основа, буквально— подстилка) – это:
1) общая материальная основа явлений;
2)совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса. В самом общем смысле субстрата всех существующих форм изменений и процессов в мире является движущаяся материя. Будучи неисчерпаема и бесконечна в структуре, пространстве и времени, она выступает субстанциальной основой всех свойств, связей, взаимодействий и законов действительности.
Понятие субстрата близко к понятию субстанции, которая традиционно понималась в качестве абсолютного субстрата всех изменений. В метафизических системах допускалось существование абсолютно неделимого и элементарного субстрата, толкуемого в качестве самого нижнего, фундаментального слоя реальности. В материалистических учениях подобным субстрата признавались неделимые атомы, в идеалистических системах — абсолютная идея, дух, нематериальная энергия (энергетизм), «элементы мира» (эмпириокритицизм) и т. п. Лишь в конце XIXв. под влиянием обострения социальных противоречий возрождается интерес к диалектике. Однако она трактуется с позиций субъективизма, иррационализма и пессимистического мироощущения.
Субъективизм (субъект – от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jecio – бросаю, кладу основание) - мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая объективные законы природы и общества. Субъективизм — один из основных гносеологических источников идеализма. Сущность субъективизма состоит в абсолютизации активной роли субъекта в различных областях деятельности, и прежде всего в процессе познания. субъективизм как позиция, не сообразующаяся с природой объектов, ведёт в конечном счёте к отрыву от действительности, к «субъективной слепоте», агностицизму и релятивизму
Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный), обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие иррационализм объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религиозные и религиозные философские учения, хотя в своём дальнейшем истолковании они и используют формы рационального мышления. Иррационализм с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще. Неогегельянство приходит к так называемой отрицательной диалектике, заявляя, что противоречия, обнаруживаемые в понятиях, свидетельствуют о нереальности, лишь «кажимости» их объектов. У них также наблюдается иррационалистическая трактовка единства противоположноостей, а само единство мыслится как «чудо».
В экзистенциализме (Ясперс, Сартр) диалектика релятивистски понимается как более или менее случайная структура сознания. В познании природы действует «позитивистский разум», диалектический же разум, будто бы черпающий свои принципы из глубин сознания и индивидуальной практики человека, познаёт социальные феномены. Другие экзистенциалисты (Марсель, Бубер) теологически трактуют диалектику как диалог между человеком и богом. И только в рамках отдельных школ (например, неорационализм Башлара) получает выражение, хотя и далеко непоследовательное, диалектика природы.
Экзистенциализм (от познелат. exsistentia – существование) – философия существования, иррационалистическое направление философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в Германии и в период 2-й мировой войны во Франции, расходясь с традицией рационалистической философии и науки и трактующей опосредование как основной принцип мышления, экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия самопереживание, экзистенционализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия –в – мире». Бытие толкуется как непосредственно данное человеку существование, как экзистенция (которая, согласно экцистенциализму, непознаваема ни научными ни даже рациональными философскими средствами). Своими предшественниками экцистенциалисты считают Б. Паскаля (1623-1662), М.Ф. Достоевского (1821-1881) и Ф. Ницше (1884-1900).