В философии нового времени, несмотря на господство метафизических воззрений во всех сферах мышления, выдвигались диалектические идеи. Р. Декарт (1596-1650) развивал идею о неоднородности пространства, о развитии применительно к космологии. Б. Спиноза (1632-1667) вводит диалектическое понимание субстанции (природы) как «причины самой себя» и выявляет диалектическ необходимости и свободы, утверждая, что свобода есть осознанная необходимость, а связь идей в мышлении трактует как отражение связи вещей. Отвергая представление о материи как о чём-то косном, Г.В. Лейбниц (1646-1716) заменяет его учением, согласно которому материя проявляется в самодвижущихся, активных субстанциях — монадах, каждая из которых отражает мир и присутствует во всякой иной. Г.В. Лейбниц подошёл к глубокой диалектической идее о единстве пространства и времени: пространство мыслилось им как порядок сосуществования материальных вещей, а время — как порядок их последовательности. Глубоки мысли Г.В. Лейбница о диалектике непрерывности, связи прошлого и настоящего.
Классическая немецкая философия разрабатывает на идеалистической основе целостную концепцию диалектики как универсальные теорию и метод познания мира. У И. Канта (1724-1804)диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. По И. Канту, знание опирается на чувства, опыт и обосновывается деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают. Поэтому диалектика и обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, устремлённый к постижению абсолютной цельности. Эта критическая диалектика имела огромное историческое значение: она обнаружила в разуме его необходимую противоречивость, что в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума и легко в основание позитивной диалектики.
Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, основанное на принципе, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Т.е. наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Вершиной классической идеалистической диалектики явилось учение Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831), который «...впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» [26]. У Г. Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к природе и духу и кончая категориальной диалектики исторического процесса. В его диалектике дана содержательная картина общих форм движения. Он делит диалектику на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли, конкретизирующееся в категориях качества, количества и меры. Он исследует ту ступень диалектики, где фигурируют категории, содержащие в себе как бытие, так и сущность. Это и есть понятие. Развитие, таким образом, есть переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. При этом само развитие трактовалось как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своём поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. Будучи объективным идеалистом, Г. Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущности. У него понятие выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.
По Г. Гегелю, каждая из ступеней развития имеет свой принцип: переход, рефлексия (отражение) и собственно развитие. На этом пути раскрывается диалектика всей разноуровневой системы категорий философского и научного мышления: качество, количество, мера, сущность и явление, тождество и различие, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, и т. д. Моделью гегелевской диалектики служила не объективная реальность, а отражающее её мышление. Отсюда проистекает утверждение Г. Гегеля, что порождение происходит лишь в лоне идеи, а не природы. Диалектика Гегеля противоречила данным естествознания, которое выдвинуло глубоко диалектические идеи: теория развития применительно к геологии (Ч. Лайель), эволюционные идеи Ж.Б. Ламарка (1744-1829), космогонические идеи И. Канта—П.С. Лапласа (1749-1827) и др.
Серьёзную попытку материалистического осмысления диалектики осуществили русские революционные демократы А.И. Герцен (1812-1870), В.Г. Белинский (1811-1848), Н.Г. Чернышевский (1828-1889) — как применительно к естествознанию, так и к явлениям социальной реальности: они усмотрели в её принципах свидетельство закономерности прогрессирующего развития общества.
Однако лишь марксизм смог подняться до всеобъемлющего синтеза принципа материализма и диалектики на основе научного обобщения обществ, практики, а также данных обществ, наук и естествознания. Результаты этого обобщения на филос. уровне выразились в создании диалектического материализма[44].