В ХХ в., ознаменовавшемся бурным прогрессом микробиологии, химии, фармакологии, достоянием человечества стало огромное количество медикаментов – антибиотиков, сульфамидов, новых синтетических препаратов, исцеляющих или облегчающих течение самых различных заболеваний, что продемонстрировало невиданный расцвет медицины, власть человека над силами природы. Кроме того, родилась этиотропная (каузальная) терапия, позволяющая воздействовать на причину заболевания, удалять ее, тем самым обезвреживать, добиваться успеха в лечении больного.
Этиологический лечебный принцип (indicatio causalis)родился в бактериологическую эру. Основателем его считается великий французский ученый Луи Пастер. Сторонниками данного принципа были такие крупные ученые, как Кох, Листер и прежде всего Пауль Эрлих – один из основоположников химиотерапии, лауреат Нобелевской премии (1908), провозгласивший идею целесообразности применения большой стерилизующей терапии (therapia sterilisans magna) и предложивший в 1907 г. лечение сифилиса созданным им препаратом сальварсаном (606). В результате дальнейшие исследования были направлены на поиск «волшебных пуль», действующих на причину болезни.
Это направление аибольшее развитие получило в 30-е годы ХХ в., когда немецкий ученый Г. Домагк (Domagk Gerhard) открыл бактериостатическое действие сульфаниламидных препаратов (Нобелевская премия, 1939). Применение последних имело огромное практическое значение для лечения ряда тяжелых заболеваний. Так, например, летальность от крупозной пневмонии снизилась с 20% до 1 – 2% (т.е. в 10 раз).
Особенно бурный расцвет этиологический лечебный принцип получил в эпоху антибиотиков. В 1928 г. английский микробиолог Александр Флеминг (A. Fleming) обнаружил, что плесневый грибок (penicillium notatum) уничтожает стрептококки, стафилококки, дифтерийную палочку, культуру сибирской язвы. Ученый назвал образуемое плесенью вещество пенициллином, описал его свойства и предположил, что он может использоваться в качестве лечебного средства. Первые опыты с применением очищенного пенициллина с целью лечения больных были проведены во время второй мировой войны английскими учеными Г. Флори (Howard Flory) и Е. Чейном (E.B. Chain).
В 1945 г. Флемингу, Флори и Чейну была присуждена Нобелевская премия за открытие пенициллина и разработку методов его применения с лечебной целью. Применение пенициллина положило начало новой эре в медицине – лечению болезней антибиотиками.
В 1943 г. С.Я. Ваксман открыл еще один антибиотик – стрептомицин, за что в 1952 г. получил Нобелевскую премию. Он и предложил термин «антибиотики».
В дальнейшем были открыты новые, а также получены полусинтетические антибиотики, после чего было начато их промышленное производство.
Открытие пенициллина, стрептомицина, а затем и других антибиотиков оказалось эпохальным открытием и сыграло важнейшую роль в лечении ряда тяжелых заболеваний. В результате применения антибиотиков снизилась смертность: от воспаления легких – в 10 раз; острой дизентерии – в 11 раз; сепсиса и перитонита – в 4 – 5 раз; стало возможным излечивать больных, страдающих туберкулезным менингитом.
Особую важность приобрели антибиотики и сульфамидные препараты в период Великой Отечественной войны. Сотни тяжело раненых, страдающих от гнойных раневых осложнений и других патологических процессов, были спасены.
Сегодня медицина располагает огромным количеством сульфамидных препаратов и новейших антибиотиков широкого спектра действия. Современная медицина немыслима без них. Однако это направление в медицине столкнулось с рядом противоречий. Широкое (largo magnum), подчас нерациональное, применения антибиотиков обнажило ряд негативных последствий. Оказалось, что антибиотики нередко вызывают побочные эффекты, такие, как:
- сенсибилизация, аллергизация (от безобидной сыпи до тотального поражения кожи и слизистых оболочек вплоть до анафилактического шока);
- дисбактериоз (нарушение иммунитета, плохой аппетит, боли в животе, урчание, поносы, сменяющиеся запорами);
- токсичность (особенно стрептомицин, гентамицин и др.: при их передозировке повреждаются почки, слуховой и вестибулярный аппарат);
- снижение защитных сил организма и неспецифической резистентности.
Вместе с тем появляются устойчивые к антибиотикам микробы, что обусловливает необходимость постоянного поиска новых и создания достаточных запасов резервных антибиотиков (эффективных, но не используемых в настоящее время).
Так следует ли отказаться от антибиотиков?
Антибиотики – выдающееся достижение цивилизации; они позволяют излечивать многие болезни тогда, когда другие лекарства лишь облегчают их течение. Антибиотики способны приносить пользу только при их рациональном использовании.
Таким образом, с применением антибиотиков стало ясно, что лишь одного этиотропного лечения недостаточно. Нет «волшебных пуль», поражающих только агрессора и не влияющих на сам организм.
Слабые стороны и переоценка этиологического принципа лечения определяется еще и тем, что:
- некоторые болезни полиэтиологичны (гипертония, рак, язвенная болезнь и др.);
- болезнь может быть ликвидирована, а первопричина ее остается (бациллоносительство);
- с устранением первопричины болезнь может даже прогрессировать (рак, алиментарная дистрофия и др.);
- причина ряда заболеваний не выяснена;
- причина некоторых заболеваний известна, но не найдено средство против них (грипп, болезнь Боткина и др.).