В конце XVIII – начале XIX вв. появилась своеобразная фармакотерапевтическая система – гомеопатия. Основателем ее явился Ганеман. Он, неудовлетворенный результатами существовавших методов лечения, подчас грубо эмпирических, обобщил опыт медицины того времени и в 1796 г. опубликовал труд «Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ». Эту дату считают годом рождения нового направления в медицине – гомеопатии, а сам термин Ганеман впервые использовал в 1806 г. в работе «Опытная медицина». Основные ее положения он сформулировал в труде «Органон врачебного искусства».
Гомеопатия (от гр. homotos – подобный, pathos – болезнь) – метод лечения патологических состояний путем воздействия на организм лекарственными средствами, приготовленными путем многократных динамических разведений, выбор которых осуществляется на основе принципа «подобия» результатов действия биологически активных веществ клиническим проявлениям болезни с учетом фазы ее развития и особенностей индивидуального реагирования пациента.
Основу гомеопатии составляют следующие принципиальные положения:
- системный подход к коррекции патологии, направленный на стимуляцию собственных защитно-приспособительных реакций организма;
- применение специально приготовленных лекарственных средств путем использования системы последовательных разведений до достижения крайне низких концентраций (сверхмалые дозы лекарственных средств, подвергшихся динамизации – поэтапному встряхиванию, растиранию);
- использование принципа «подобия», т.е. выбор вещества, отравление которым вызывает развитие комплекса симптомов, близких по проявлениям к основным симптомам заболевания (similia similibus curantur – подобное лечится подобным);
- выявление особенностей индивидуального реагирования пациента на лекарственное средство в разные фазы заболевания.
Более чем двухсотлетний опыт клинического применения гомеопатии во многом подтвердил ее основные положения – принципы «подобия» и положение о малой (по сравнению с токсической) и сверхмалой дозах.
Принцип «подобия» вызывал наименьшие возражения у специалистов, в то же время целесообразность применения лекарств в сверхмалых дозах до настоящего времени является предметом широкой дискуссии.
Последователи Ганемана приводят множество наблюдений, касающихся особенностей влияния малых доз лекарственных средств и ядов на организм, а также инверсии знака физиологических реакций при использовании больших и сверхмалых доз. Например, если яд в токсических дозах вызывает рвоту, то у больного, в картине болезни которого выражена рвота, этот же яд в малых дозах может привести к ее прекращению. «Малая искусственная болезнь, – писал Ганеман, – вытесняет большую естественную». По сути дела этот принцип используется и в классической медицине (вакцинация, специфическая десенсибилизация по Безредке).
Изменение характера физиологических реакций при использовании малых доз препарата известно и не только в связи с гомеопатией. Так, в частности, работами И.П. Павлова показано, что кофеин, оказывающий в больших дозах стимулирующее влияние на нервную и сердечно-сосудистую системы, в малых дозах вызывает седативный эффект, а бром, примененный в сотых долях грамма на прием, может привести к возбуждению нервной системы.
Механизм возникновения дополнительной активности сверхмалой дозы препарата не достаточно ясен. Существует мнение, что прием препарата в микродозах, когда в нем нет ни одной молекулы лекарственного вещества, а содержатся лишь его следы, в организм вводится не само вещество, а информация о его пространственной структуре и о болезни, что вызывает иммунные реакции, побеждающие ее.
В настоящее время механизм действия лекарственных средств в сверхмалых дозах связывают с наличием высокоэффективных систем проведения и усиления клеточного сигнала.
Считается, что эффект действия биологически активных веществ и лекарственных средств (лиганды) обусловливается их взаимодействием со специфическими участками биологических мембран – рецепторами последних. Степень проявления этого эффекта зависит от состояния и количества рецепторов, а также от способности лиганда связываться с ними. Подобные системы обеспечивают биологический эффект при образовании даже незначительного количества комплексов лиганд – рецептор.
Следовательно, лекарственные средства в сверхмалых дозах в результате проведения и усиления клеточного сигнала способны вызвать лечебный эффект в виде стимуляции защитно-приспособительных реакций организма путем инверсии знака реакции организма на действие лекарственных средств, применяемых в аллопатических или токсических дозах.
Экспериментальные и клинические исследования уже на протяжении многих десятилетий демонстрируют комплекс эффектов, вызываемых гомеопатическими препаратами, а таких, как неспецифическая стимуляция, нормализация обмена веществ, коррекция сердечно-сосудистых расстройств, нарушений выделительной, дыхательной, пищеварительной, двигательных функций, гормональных нарушений, расстройств нервной системы. Особенно реагирует на гомеопатические средства организм детей в возрасте от 2 до 15 лет. Понятно, в данных случаях нельзя исключить и эффект «плацебо», но он может иметь место и при использовании любого терапевтического метода.
Все гомеопатические лекарства растительного, животного или минерального происхождения не имеют какие-либо химические добавки, а потому безвредны.
Однако лекарственные вещества в сверхмалых дозах вызывают ряд необъяснимых эффектов, таких, как высокая изменчивость биологического ответа, его разнонаправленность, отсутствие зависимости «доза – эффект», нестабильность, в ряде случаях – невоспроизводимость результатов. В то же время эффекты проведения и усиления клеточного сигнала позволяют объяснить многие стороны механизма действия сверхмалых доз лекарственных средств, в том числе и гомеопатических препаратов.
Система приемов диагностики и терапии в гомеопатии, выстроившаяся за 200 с лишним лет, существенно отличается от системы классической европейской медицины.
Используя гомеопатическое средство, важно определить, с какими показателями и в какой стадии заболевания следует его назначать и в какой момент необходимо использовать аллопатическую медицину, чтобы не запустить течение заболевания до опасных стадий (особенно это касается предраковых и онкологических заболеваний, острых инфекций).
Известно также, что гомеопатические средства нередко усиливают симптомы основного заболевания или вызывают его обострение. Гомеопатический метод не безразличен для организма, использование его должно быть строго взвешенным.
Гомеопатия рассматривается как метод коррекции нарушенных функций или как вспомогательный метод терапии наряду с радикальными методами (применение современных лекарственных средств, антибактериальная терапия, оперативное вмешательство).
Гомеопатия в своем развитии пережила различные периоды. Учение Ганемана то отвергалось вплоть до полного отрицания со стороны представителей классической европейской медицины, запрещалось, объявлялось идеалистическим, реакционным, то разрешалось и осторожно признавалось или даже безоговорочно принималось.
К концу 80-х годов ХХ в. гомеопатия получила признание в большинстве стран как один из дополнительных, но самостоятельный метод коррекции патологических состояний.
В 1991 г. был создан Московский гомеопатический центр. С 1997 г. в Москве функционирует кафедра гомеопатии на факультете повышения квалификации медицинских работников Российского университета Дружбы Народов. В Беларуси гомеопатия как официальный метод лечения впервые появилась в Витебске в 80-х годах прошлого века. В Минске созданы 2 специализированных гомеопатических центра, где работают кардиологи, невропатологи, психиатры, гинекологи, педиатры, функционирует несколько кабинетов при поликлиниках. В областях Беларуси организованы аналогичные центры, работают частно практикующие врачи, некоторые из них совмещают это с основной работой.
В Париже на кладбище Пер-Лашез по инициативе французского общества гомеопатов еще в 1900 г. был воздвигнут монумент с бюстом С. Ганемана, где по латински написано «Non inutilis vixi» («Я прожил не напрасно»).