Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Бароны-разбойники» новой экономики




В мае 2001 г. Бобу Дилану исполнилось 60 лет. В старом до­кументальном фильме, который компания ВВС показала по случаю празднования дня рождения великого певца» моло­дой Боб — ну, тогда ему было около 40 лет — говорил: «Ког­да я начинал, музыкой нельзя было зарабатывать деньги. Если вам удавалось просто обеспечить себя, ваши дела уже шли хорошо».

За последние 20-30 лет музыкальный бизнес сильно из­менился. Конечно, появилось много новых групп, не таких хороших, как старые группы, нравившиеся мне в молодос­ти. В те времена мой отец говорил, ругая Дилана и Боуи, а также группы The Clash и Roxy Music, что молодежь слуша­ет полный вздор.

Технологии прослушивания музыки тоже изменились. Когда мы с мужем вспоминали любимые пластинки, наш Десятилетний сын спросил: «А что такое пластинки?» Для него они были таким же реликтами, какими проигрывате­ли на 78 оборотов или граммофоны с большими трубами были для нас. Мы стали свидетелями появления новых средств вещания, устройств для приема и воспроизведения, новых форматов. К телевидению и радио добавился Интер­нет, большие радиоприемники уступили место переносным транзисторам, персональным стерео- и CD-плейерам, а по­том и крошечным МРЗ-плейерам. На протяжении всех этапов захватывающего технического прогресса музыкальная индустрия все росла и росла.

В соответствии с отраслевыми данными, оборот мирово­го музыкального рынка в 2000 г. составил 38,5 млрд. долл., т. е. на 1% больше по сравнению с 1999 г. Большая часть при­надлежит США, где объем продаж составил 14,3 млрд. долл. (Япония занимает отдаленное второе место с объемом про­даж, составляющих половину от 37%-ной доли США, за ней следуют Великобритания и Германия. Остальные рынки не настолько велики, чтобы обращать на них внимание). Однако Американская ассоциация звукозаписывающих ком­паний (Recording Industry Association of America— RIAA) в 2000 г. доложила о небольшом сокращении объемов про­даж по сравнению с 1999 г. — из-за снижения продаж аль­бомов на кассетах и CD.

Потребители почти полностью отказались от кассет, чья доля на рынке сократилась с 50% в 1990 г. до 4,9% в 2000 г., в то время как доля CD выросла с 38,9% в 1990 г. до 89,3% в 2000 г. Однако RIAA отметила «значительное» увеличение в объемах прямых продаж с Интернет-сайтов студий грам­записи. Продажи в режиме «он-лайн», в особенности такие системы обмена файлами, как Napster, нанесли серьезный ущерб объемам продаж CD-альбомов, сократившихся в 2000 г. на 38,8% после тройного роста в 1995-1999 гг. «Сво­бодный доступ в Интернет, видимо, оказал серьезное воз­действие на рынок продаж альбомов», — сообщалось в го­довом отчете Ассоциации. Разве есть сомнения в том, что доступ к музыке в режиме «он-лайн» и хранение информа­ции на таких портативных устройствах нового поколения, как МРЗ-плейеры может стать новой волной?

Следует отметить, что наряду с форматами изменилась и структура отрасли, хотя это и не так заметно. Вместо того чтобы уменьшаться, подобно технологическим компани­ям, музыкальные компании все росли и росли. Таким об­разом, основное изменение в структуре отрасли состояло в усилении рыночной концентрации. Небольшие незави­симые звукозаписывающие компании стали очень мало­доходными, как никогда раньше; музыкальный бизнес со­средоточен в руках нескольких гигантских глобальных корпораций, таких как Sony, Bertelsmann и EMI. Даже не­которые, на первый взгляд, независимые звукозаписы­вающие студии находятся в полной или частичной соб­ственности больших корпораций и служат им каналами поиска новых талантов.

Немногие артисты могут оказывать влияние на музы­кальные корпорации. Одна или две мегазвезды являются исключением, подтверждающим правило. Пример тому — Дэвид Боуи» который смог занять деньги, выпустив обли­гации на международные рынки капитала, и погасить задол­женности инвесторам из средств, полученных от его ретрос­пективного каталога (бэк-каталога). Однако немногие зна­менитости обладают достаточной популярностью, чтобы быть «большим бизнесом в себе», т. е. субъектом права, выступающим от собственного имени.

С другой стороны, в настоящее время все большее коли­чество артистов имеет небольшой бизнес, ведь они сами продвигают себя в отрасли. Для них гораздо дешевле и проще записать собственную песню в студии и распространить ее в Интернете. Но таким артистам-одиночкам не хватает профессиональных маркетинговой мощи, необходимой для превращения замечательной песни в хит. RIAA подтверж­дает эту информацию. В статье о стоимости записи CD-дис­ка, опубликованной на сайте Ассоциации, говорится: «Мар­кетинг и реклама являются, по-видимому, самой дорогой частью современного музыкального бизнеса»- Именно мас­штабы деятельности по продаже артистов и придают кор­порациям их влияние и мощь.

Это не совсем тот же эффект масштаба, что принес «баронам-разбойникам» американской индустрии конца 19 века их сказочное богатство и влияние. Тогда для строи­тельства железных дорог или производства стали были нуж­ны большие капиталы. Но ситуации очень схожи. Сегоднядля создания поп-звезды или увеличения популярности любой ценой тоже нужны большие деньги. Эффект супер­звезд действует как в случае спортивных звезд, так и в слу­чае поп-звезд.

Как вы помните, этот термин означает, что аудитория предпочитает иметь дело со звездами и не рисковать с не­известными, и ее предпочтения могут быть удовлетворены, если предельные издержки на передачу материала извест­ного исполнителя будут ниже, чем стоимость новых техно­логий, которые для этого использовались. В условиях совре­менных массмедиа прибыль от того, что вы являетесь звез­дой (или создали звезду) во много раз увеличилась. Поэто­му, наряду с тем фактом, что новые технологии практичес­ки свели к минимуму расходы по записи музыки, важность маркетинга и рекламы означает, что эффект экономии от масштаба существует скорее в сфере распределения и мар­кетинга, а не в сфере производства; это экономия на мас­штабе со стороны спроса, а не со стороны предложения. Но это крупная экономия. Музыка— это одна из основ­ных отраслей авторского права (наряду с издательским делом, программным обеспечением, дизайном и кино), ко­торые в совокупности составили в 2000 г. 5% ВВП США — больше, чем любая другая индустрия, в том числе автомо­билестроение и продажа автомобилей. Во всех отраслях ав­торского права действует эффект суперзвезд. Крупные кор­порации в этих секторах похожи в наши дни на «баронов-разбойников» нефтяных и сталелитейных отраслей, рабо­тавших в тяжелых условиях промышленной экономики сто лет назад.

По сути, стремление к господству в отрасли усилилось по сравнению с началом 20 века. Современные компании хотят завладеть мировым рынков целиком. Технический прогресс сделал производство и распространение музыки очень недорогим процессом. После оплаты работы бэк-вокала и звукорежиссеров вы потратите небольшую сумму на тиражирование CD и почти совсем ничего на их распрост­ранение через Интернет. Наиболее эффективно производ­ство в больших масштабах. В идеале компания Warner Brothers хотела бы, чтобы каждый человек на планете ку­пил следующий альбом Мадонны, потому что превращение ее в звезду стоило определенных денег, а текущие расходы на продажу ее песен очень низкие. Она испытывает на себе эффект экономии от масштаба огромной силы.

Музыкальные компании используют свою монополь­ную власть для того, чтобы назначать цены, значительно превышающие предельные издержки, а остаток распреде­ляют между авторскими гонорарами (роялти), бюджетом маркетинга и прибылями (по возрастанию). Компании мо­гут пользоваться своей монопольной властью, возникаю­щей благодаря масштабам производства, для назначения разных цен для разных видов покупателей- На нацио­нальных рынках ценовая дискриминация является самой распространенной формой (хотя в некоторых регионах она и запрещена)- Цена CD такой популярной группы, как U2, в конце 2000 г- варьировала от 12 долл. в Нью-Йорке, до 13 долл. в Мадриде, 16 долл. в Амстердаме и 19 долл. в Лондоне.

Тогда не удивительно, что портал Napster и аналогичные Интернет-службы, позволяющие скачивать файлы и обме­ниваться ими (свопинг), стали столь популярными. По сути, технологии, которые подталкивают музыкальные компании к росту и занятию господствующей позиции на рынке, мо­гут оказаться причиной их поражения. Пока не понятно, как установится баланс рыночной власти корпораций и потре­бителей — это будет зависеть от законов, которые поддер­живают обладателей авторских прав, и технологий, подры­вающих возможности защиты продукции, охраняемой ав­торским правом. Но у поклонников музыки еще есть надеж­да. Музыкальная индустрия — одна из тех отраслей, где тех­нологические инновации могут вызвать переворот на рын­ке. Технологии высвобождают то, что знаменитый эконо­мист Йозеф Шумпетер назвал «созидательным разрушением» — период великих перемен, которые убивают одни ком­пании и дают жизнь другим. Это представляет настоящую проблему для стратегии бизнеса.

Музыкальные фанаты обнаружили, что могут хранить музыку на жестких дисках своих компьютеров в виде МРЗ-файлов и обмениваться ими через серверы Napster с други­ми людьми. Вдруг стало возможным создавать огромные библиотеки бесплатной музыки. Если вы услышали песню, и она вам понравилась, вы можете просто скачать ее и не платить почти 20 долл. за CD, где кроме этой песни будут и другие. К концу 1999 г. порталом Napster пользовалось бо­лее миллиона человек в месяц.

Именно в это время RIAA подала в суд на портал Napster, тем самым непреднамеренно организовав ему рек­ламу. Год спустя порталом пользовались 9 млн. человек в месяц, не говоря уже о таких службах свопинга файлов, как Gnutella, Freenet, Aimster и OpenNap, из которых одни ис­пользовали центральные серверы, а другие нет. RIAA за­являла, в основном от лица таких знаменитостей, как груп­па Metallka, что портал Napster лишает исполнителей за­конного вознаграждения за их творчество. «Почему, — го­ворили они, — кто-то должен бороться за создание своего имени, ездить на утомительные гастроли, много работать над альбомами, принимать столько наркотиков, занимать­ся любовью с поклонницами каждую ночь (последнее они, конечно же, не упоминали), если денежное вознагражде­ние сокращается из-за незаконного нарушения авторских прав, когда молодежь бесплатно скачивает музыкальные файлы и обменивается ими через Интернет?» В итоге суд удовлетворил иск RIAA и постановил, что портал Napster нарушает закон об авторских правах. Сам портал Napster с февраля 2001 г. пытается получить легальный статус, для этого он подписал соглашение с корпорацией Bertelsmann о том, что доступ к скачиванию файлов будут иметь толь­ко оплатившие эту услугу пользователи. Компания все еще существует, но не процветает- В мае 2002 г- корпорация

Bertelsmann обеспечила срочную финансовую реструкту­ризацию портала.

Что же будет с 50 млн. молодых любителей музыки, при­выкших с детства обмениваться файлами по Интернету? Пожмут ли они просто плечами и вернутся ли к покупке привычных CD, большинство песен с которых они не слы­шали, а кроме того у них не будет возможности компоно­вать музыкальные произведения, которые они покупают, по своему вкусу? Понравится ли им идея снова платить 20 долл. за каждый заранее скомпонованный диск? Задать эти воп­росы — значит ответить на них. Как показали отраслевые данные, которые я приводила ранее, Napster и аналогичные службы практически уничтожили рынок CD-альбомов (хотя в 2000 г. в Америке было продано 56 млн. штук, Столько же, сколько и пользователей Napster). В случае с Napster музыкальная индустрия объявила войну своим луч­шим потребителям. Даже если снисходительно отнестись к происходящему, действия корпораций кажутся совершен­но неуклюжими.

Портал Napster давал своим пользователям две действи­тельно ценные вещи. Во-первых, бесплатную музыку. Во-вторых, выбор. Потребителям обычно нравятся и более низкие цены, и дополнительный выбор.

Отрасль могла бы пойти другим путем, не отказываясь при этом от защиты авторских прав, если бы признала, что потребители предпочитают новые методы распространения, ставшие возможными с появлением новых технологий. Она Могла бы принять идею продажи песен в Интернете, воз­можно, с платной регистрацией, возможно, за небольшую сумму за песню. Конечно, музыкальным фанатам нравится бесплатно получать песни, но большинство согласилось бы. Платить небольшие деньги за возможность легально скачи­вать файлы и обмениваться ими. Вероятно, можно было бы раздавать их на сайтах звукозаписывающих компаний, что­бы привлечь внимание покупателей к полным CD-альбомам. Ведь CD-альбомы составляют лишь малую долю объема продаж отрасли: 222 млн. долл. из 14,6 млрд. долл., или 1,5% рынка в самые успешные годы.

Подобная стратегия, возможно, принесла бы музыкаль­ной индустрии меньшие прибыли, чем продажа дорогосто­ящих CD на рынке, защищенном от конкуренции и не име­ющем другого доступа к музыке. Но грустный факт из жиз­ни музыкальных «баронов» таков: сейчас есть альтернатив­ные способы доступа к музыке, и никто из них ничего не может с этим сделать. Популярные технологии — а 50 млн, подписчиков Napster показывают, что они популярны,"— не исчезнут, пока не появятся новые. Несколько новых музы­кальных Интернет-компаний запустили абонентские служ­бы, которые поддерживаются, в основном, такими крупны­ми корпорациями, как Vivendi и Sony. Napster упоминался во многих изданиях, но в будущем мы увидим, что он лишь верхушка нового огромного айсберга.

Возможно, в отрасли могли бы понять, что скачивание файлов и обмен ими увеличивают спрос на музыку. Пото­му что свободный доступ к некоторым песням в режиме «он-лайн» может, в итоге, поднять уровни продаж, позволив пользователям послушать тех исполнителей, чьи альбомы они никогда бы просто так не купили, но, послушав, пой­мут, что это им нравится. Другими словами, свободное ска­чивание файлов— это аналог бесплатных пакетиков с шам­пунем или кремом для лица, которые производители раз­дают вам, чтобы вы покупали их марку, или даже бесплат­ных пробных CD, прикрепленных к журналам или газетам. (Это тоже работает. Я, например, купила альбомы несколь­ких популярных групп, которые раньше считала слишком молодыми и модными для себя.) Это эффективный марке­тинговый метод, давно проверенный на практике.

Худшие опасения крупных корпораций почти полнос­тью преувеличены. В прошлом уже возникали технологии, угрожавшие доходам от авторских прав. Высказывания про­тив радио были очень похожи на то, что сейчас говорят про скачивание файлов из Интернета. Считалось, что свободная трансляция не позволит музыкантам и певцам зарабатывать на жизнь. Фотокопировальные машины считали смертель­ной угрозой книгоиздательству, а видеомагнитофоны, как ожидалось, должны были подорвать киноиндустрию. Но в каждом случае, когда потребители оценивали конечный продукт, вопрос вставал о распределении доходов, а не об их наличии. Более того, всегда получалось, что падение цен на тиражирование творческого результата, будь то актерс­кая игра, музыка или слова, приносило выгоду крупнейшим компаниям и крупнейшим звездам, потому что это созда­вало и поддерживало спрос.

Интернет действительно всколыхнул волну оптимизма относительно возможности устранить всех посредников между исполнителями и их аудиторией. Хотя с технической точки зрения это выполнимо и недорого, создание спроса на отдельных исполнителей — довольно дорогостоящее за­нятие, поэтому звукозаписывающим компаниям, выступа­ющим в качестве посредника между исполнителем и слу­шателями, в ближайшее время ничего не грозит.

Однако Интернет представляет реальную угрозу суще­ствующей в музыкальной индустрии системе распростра­нения. Правда, в отрасли все равно будут придерживаться грубых тактических методов для защиты «статус-кво». Пос­ледние имеющиеся данные Международной федерации фонографической индустрии (International Federation of Phonographic Industries— IFPI) показывают, что объемы музыкальных продаж по всему миру в 2001 г. упали на 5%, причем спад произошел во многих странах, включая США. Не сложно понять причину этого спада. Мониторинговые компании сообщают, что после Napster возникли еще десят­ки новых служб для скачивания файлов и обмена ими. По последним данным, одна программа, позволяющая обме­ниваться файлами, за неделю была скачана 3,2 млн. раз, и 5,3млн. пользователей предлагали копию песни группы Linkin Park «Hybrid Theory». В отрасли хотят, чтобы зако­нодатели сделали незаконной продажу устройств, записывающих музыку на CD и позволяющих копировать незако­дированные песни и фильмы. Они требуют ужесточения мер против «пиратов», обосновывая это тем, что нет друго­го способа защитить права на интеллектуальную собствен­ность и обеспечить оплату музыкантов и певцов.

Но других способов урегулировать систему платы за музыку не так уж и мало. Шумиха вокруг нарушения автор­ских прав и пиратства — лишь отвлекающий маневр. В бу­дущем система платы за музыку должна будет отличаться от привычной для отрасли модели, когда потребители вы­нуждены платить за альбом из десятка песен довольно боль­шие суммы денег. Возможно, это приведет к сокращению маржи прибыли (сложно представить, что это увеличит прибыль). В этом случае корпорациям придется постарать­ся, чтобы увеличить размеры рынка.

За любыми институциональными структурами стоят люди, в чьих интересах сохраняются эти структуры. То же происходит и с записанными CD. Продажи песен в режи­ме «он-лайп» не будут хорошей новостью для этих людей, среди которых встречаются производители, владельцы ма­газинов, продающих CD, и звукозаписывающие компании, не желающие приспосабливаться. Группа MetaUica заяви­ла, что практика скачивания файлов и обмена ими (сво­пинга) может помешать им создавать новые песни, так что всеобщее переселение в Интернет будет вредно и для них, и для их поклонников. Однако производители МРЗ-плейеров и компьютеров, которые могут записывать музыку на CD, лишь получат от этого выгоду. Это будет выгодно и звукозаписывающим компаниям, и исполнителям, кото­рые решат продавать через Интернет отдельные песни за небольшие деньги. Многие потребители тоже выиграют от этого.

Таким образом, музыкальная индустрия стоит перед выбором: позволить потребителям делать то, что они хо­тят, или преследовать по закону каждого, кто будет так де­лать. Это сложный выбор. Отрасль до сих пор склонна при­нимать жесткие меры по отношению к потребителям. Но обычно от новых технологий получают пользу покупате­ли, а не компании, хотя, как показывает недавний опыт с «баронами-разбойниками», для достижения этих целей предстоит пройти через борьбу.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 436 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2307 - | 2069 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.