Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—опротивление социальному давлению




 

—оциальна€ психологи€ посто€нно подчеркивает силу воздействи€ личности. ћы, конечно, не биль€рдные шары. «нание того, что нас пытаютс€ к чему-то принудить, может побудить нас сделать нечто пр€мо противоположное.

 

 

–еактивное сопротивление

 

Ћюди цен€т чувство свободы и самосто€тельности (Baer & others, 1980). ѕоэтому, когда социальное давление становитс€ настолько сильным, что начинает ущемл€ть их чувство свободы, они могут восстать. ¬спомним о –омео и ƒжульетте, чь€ любовь только усиливалась из-за противодействи€ их семей. »ли о тех дет€х, которые отстаивают свою свободу и независимость, дела€ пр€мо противоположное тому, что говор€т их родители. –одители, понимающие это, вместо того чтобы давать указани€, предлагают им самим сделать выбор: Ђѕора мытьс€. √де ты будешь Ч в ванне или под душем?ї

“еори€ психологического реактивного сопротивлени€, основанна€ на том факте, что люди стрем€тс€ оградить себ€ от пос€гательств на их свободу, подтверждаетс€ экспериментами, показывающими, как часто попытки ущемить личную свободу привод€т к Ђэффекту бумерангаї (Brehm & Brehm, 1981; Nail & Van Leeuwen, 1993). ѕредставьте себе, что кто-то останавливает вас на улице и просит подписать воззвание в защиту чего-то, мало вас интересующего. ѕока вы колеблетесь, подписывать или нет, кто-то р€дом громогласно за€вл€ет, что Ђследует категорически запретить распростран€ть и подписывать подобного рода воззвани€ї. “еори€ реактивного сопротивлени€ предсказывает, что столь грубые попытки ограничить вашу свободу повышают веро€тность того, что на бумаге по€витс€ ваша подпись.  огда ћадлен ’ейлман (Madelina Heilman, 1976) проводила подобный эксперимент на улицах Ќью-…орка, именно такие результаты она и получала.

¬ злоупотреблении алкоголем также есть вклад реактивного сопротивлени€. ¬ —Ўј, где запрещено продавать алкогольные напитки лицам, не достигшим 21 года, исследование 3375 студентов из 56 студенческих городков дало следующие результаты: среди студентов, чей возраст превышал 21 год, злоупотребл€ющих алкоголем было 25 %, а среди более молодых таких было 19 %. ѕсихологи –уф Ёнгс и ƒэвид ’энсон (Ruth Engs & David Hanson, 1989) обнаружили также, что среди тех, кого можно назвать Ђнасто€щими алкоголикамиї, насчитывалось только 15 % студентов, достигших 21 года, и 24 % не достигших этого возраста. ќни полагают, что это свидетельствует о реактивном сопротивлении введенному ограничению. ¬озможно, тут сказалось и вли€ние сверстников. »менно сверстники очень сильно вли€ют на отношение молодых людей к алкоголю и наркотикам, они поставл€ют сам продукт и создают соответствующую обстановку. Ёто помогает пон€ть, почему среди студентов колледжей, вращающихс€ в кругу своих сверстников, злоупотребл€ющих алкоголем больше, чем среди молодых людей вне колледжа (Atwell, 1986).

–еактивное сопротивление может разрастатьс€ до социального восстани€.  ак и подчинение, восстание можно вызвать и наблюдать экспериментально. ”иль€м √амсон, Ѕрюс ‘айреман и —тивен –итина (William Garrison, Bruse Fireman & Steven Rytina, 1982), представл€€сь членами некой исследовательской группы, приглашали жителей городка, расположенного неподалеку от ћичиганского университета, в конференц-зал отел€ дл€ участи€ в Ђдискуссии о стандартах социальной жизниї. “олько там участники узнавали, что эта дискусси€ будет записыватьс€ на видеопленку по заказу большой нефт€ной компании, пытавшейс€ выиграть судебную т€жбу у управл€ющего местной заправочной станции, который выступил против повышени€ цен на бензин.

¬ начале дискуссии практически каждый присутствующий в зале встал на сторону местного управл€ющего. Ќаде€сь убедить суд, что общественность города настроена выступить в защиту нефт€ной компании, Ђее представительї начал уговаривать одного за другим участников дискуссии высказатьс€ за повышение цен. ѕопутно он просил каждого, с кем разговаривал, подписать за€вление, дающее нефт€ной компании право отредактировать видеозапись и использовать ее в суде. ¬рем€ от времени выход€ из комнаты, экспериментатор давал возможность собравшимс€ обсудить готов€щиес€ несправедливые действи€ и как-то отреагировать на них.

Ѕольшинство участников эксперимента восстали: они активно возражали и сопротивл€лись требованию фальсифицировать их мнени€ в пользу нефт€ной компании. ќни организовали даже специальные группы дл€ противодействи€ соответствующей акции. ѕланировалось, что эти группы обрат€тс€ в газеты, к адвокатам или пр€мо в суд.

”строив такой небольшой взрыв социального возмущени€, исследователи вы€снили, как начинаютс€ перевороты. ќни обнаружили, что сопротивление оказываетс€ более успешным, если оно зарождаетс€ практически сразу. „ем дольше группа уступает несправедливым требовани€м, тем труднее ей даетс€ последующа€ борьба за свободу. » как непременное условие, должен по€витьс€ лидер, который инициировал бы процесс, открыто выража€ общее недовольство.

ѕодобные демонстрации реактивного сопротивлени€ убеждают нас в том, что люди не марионетки. —оциолог ѕитер Ѕергер (Peter Berger, 1963) нарисовал живописную картину:

Ђћы смотрим, как марионетки танцуют, перемеща€сь туда-сюда по миниатюрной сцене. ƒл€ них, ведомых нит€ми кукловодов, в сценарии отведены весьма скромные роли. ћы учимс€ понимать логику этого театра, но в какой-то момент нас посещает мысль: а не принимаем ли мы участие в похожем спектакле? «анима€ свое положение в обществе, мы тем самым оказываемс€ подвешенными на невидимых нит€х. Ќа мгновение действительно веритс€, что мы Ч такие же марионетки, как и эти куклы. Ќо затем мы замечаем существенную разницу между театром марионеток и нашей жизнью. ¬ отличие от марионеток, мы можем прервать свой танец, осмотретьс€ и обнаружить механизмы, заставл€ющие нас двигатьс€. «а этим поступком скрываетс€ первый шаг к свободе.ї

 

 

Ѕорьба за свою уникальность

 

¬ообразите себе мир тотального конформизма, где нет различий между людьми. Ѕудет ли этот мир сказочным раем? ≈сли нонконформизм может вызвать дискомфорт, возникнет ли комфорт при всеобщем подобии?

Ћюди испытывают дискомфорт, когда они слишком выдел€ютс€ на фоне других. Ќо, по крайней мере в западных культурах, они чувствуют себ€ несколько некомфортно и тогда, когда выгл€д€т так же, как все. Ёксперименты —. ѕ. —найдера и √оварда ‘ромкина (—. P. Snyder & Howard Fromkin, 1980) показали, что человеку обычно нравитс€ чувствовать себ€ неповторимым. Ѕолее того, зачастую он предпринимает конкретные действи€, чтобы отсто€ть свою индивидуальность. ¬ одном из экспериментов —найдера (1980) студенты университета ѕердью верили, что дес€ть их Ђсамых главных установокї либо резко отличаютс€, либо почти идентичны установкам 10 000 других студентов. „то интересно, позже, когда те же самые студенты участвовали в эксперименте на конформизм, те, кто усомнилс€ в своей неповторимости, были более склонны про€вл€ть нонконформизм, отстаива€ собственную индивидуальность. ¬ другом эксперименте участники, услышав, что окружающие излагают установки, идентичные их собственным, тут же мен€ли свою позицию, дабы сохранить ощущение собственной неповторимости.

ѕредставление о собственной уникальности про€вл€етс€ также в Ђспонтанном воспри€тии самих себ€ї.  огда ”иль€м ћак-√уайр и его коллеги из …ельского университета (McGuire & Padawer-Singer, 1978; McGuire & others, 1979) просили детей Ђрассказать о себеї, те чаще всего упоминали свои отличительные черты. –одившиес€ за границей чаще других называли место рождени€. –ыжие чаще брюнетов и блондинов говорили о цвете волос. „резмерно худые или тучные чаще сообщали свой вес. ƒети из национальных меньшинств указывали свою национальность. —ходным образом мы начинаем более остро осознавать свою половую принадлежность, когда находимс€ среди представителей противоположного пола (Cota & Dion, 1986).

¬се дело в том, говорит ћак-√уайр, что Ђкаждый осознает себ€ тем и настолько, в чем и насколько он отличаетс€ от другихї. ѕоэтому Ђесли €, черна€ женщина, нахожусь в группе белых женщин, € ощущаю себ€ в первую очередь черной; если же € оказываюсь в группе черных мужчин, цвет моей кожи тер€ет значение и € ощущаю себ€ прежде всего женщинойї (McGuire & others, 1978). Ёто откровение позвол€ет пон€ть, почему любому меньшинству свойственно осознавать свою обособленность и остро реагировать на то, как к нему относ€тс€ представители преобладающей культуры. Ѕольшинство, мало задумыва€сь о национальной принадлежности, может считать меньшинство Ђсверхчувствительнымї.  огда € в течение года жил в Ўотландии, американский акцент выдавал во мне иностранца, и € все врем€ помнил о своей национальной принадлежности и был чувствителен к реакции на нее окружающих.

 огда люди двух культур почти идентичны, они все равно наход€т различи€ между собой, пусть даже и незначительные. Ћюбой пуст€к может вызвать взаимное презрение и конфликт. ƒжонатан —вифт высмеивал это в Ђѕутешестви€х √улливераї, описав войну остроконечников и тупоконечников. –азница между ними состо€ла в том, что остроконечники облупливали €йца с острого конца, а тупоконечники Ч с тупого. ¬ мировом масштабе трудно найти разницу между шотландцами и англичанами, хуту и тутси, сербами и хорватами, североирландскими католиками и протестантами. Ќо небольшие различи€ могут привести к большому конфликту (Rothbart & Taylor, 1992). Ќередко соперничество становитс€ тем сильнее, чем в большей степени друга€ группа оказываетс€ близкой к вашей собственной.

»так, оказываетс€, что мы не любим слишком выдел€тьс€ на фоне окружающих, при этом, однако, все мы сходимс€ в желании чувствовать себ€ неповторимыми и подчеркивать то, в чем заключаетс€ наша индивидуальность. Ќо, как показывают эксперименты, в которых оцениваетс€ стремление людей подыгрывать самим себе, нам не все равно, в чем именно заключаетс€ наша особенность. ћы хотим отличатьс€ от других Ђв правильном направленииї Ч не просто отличатьс€ от среднего, но быть лучше среднего.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 326 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1478 - | 1451 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.