Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“енденци€ к бездетности и безбрачию




»зменени€, происход€щие в обществе, не могут не сказатьс€ и на его Ђпервичной €чейкеї: греческа€ семь€ уже не хочет обремен€ть себ€ лишними детьми: Ђв IV в. до н. э. в 61 афинской семье было 87 сыновей и 44 дочери. ¬ 228Ц220 гг. до н. э. в 79 греческих семь€х, переселившихс€ в ћилет в ћалой јзии и получивших там права гражданства, было 118 сыновей и 28 дочерей, а среди семей в самом ћилете в 32 было по одному ребенку, в 31 семье Ч по дваї[271]. ƒругими словами, она балансирует на грани простого воспроизводства численности населени€.

Ѕез сомнени€, экономика играет известную роль, однако объ€снить это одними экономическими обсто€тельствами невозможно. ¬едь и сегодн€ более высокие показатели рождаемости наблюдаютс€ у менее обеспеченных народов. ћатериальное благополучие, прежде всего, рождает желание попользоватьс€ им, Ч думаетс€, именно такое желание руководит и эллином.

–азумеетс€, не кажда€, но далеко не редка€ греческа€ семь€ имеет служанок на женской половине дома (о рабах-мужчинах уже говорилось выше). ћежду тем прежде всего именно эти семьи и формируют так называемый демос, слой полноправных граждан греческого полиса. ѕравда, собственно демос Ч это Ђподавл€ющее меньшинствої населени€.  роме них существуют метеки (иностранцы, проживающие в городе, но не имеющие гражданства), вольноотпущенники, рабы. ѕо расчетам современных исследователей в јфинах перед началом ѕелопоннесской войны проживало около 400 тыс€ч человек, в том числе 60 тыс€ч взрослых граждан мужского пола, 180 Ч женщин и детей, 50 тыс€ч Ч метеков, остальна€ часть приходитс€ на рабов[272]. Ќо именно образом жизни демоса и создаетс€ юридическа€ форма и культурный эталон греческого брачного союза. ќ нем-то и печалуетс€ ѕолибий в своей Ђ¬сеобщей историиї: ЂЕлюди испортились, стали тщеславны, любост€жательны и изнежены, не хот€т заключать браки, а если и жен€тс€, то не хот€т вскармливать прижитых детей, разве одного-двух из числа очень многих, чтобы этим способом оставить их богатыми и воспитать в роскошиЕї[273] Ќо если именно демос создает эталон дл€ остальных, ему стрем€тс€ подражать и в этом.

—ловом, деторождение Ч это скорее внешн€€ об€занность, чем внутренн€€ потребность. ¬ св€зи с этим обратим внимание и на диспропорцию полов, котора€ никак не может быть объ€снена действием чисто природных факторов. ƒело совсем в другом: только наличие сыновей поднимает статус отца (как, впрочем, и матери). ѕоэтому рождение мальчика было праздником, девочки же не несут с собой ничего, кроме хлопот и обременений. ¬следствие этого нередки случаи, когда младенцев (в особенности девочек) убивают, подкидывают. Ђ аким бы бесчеловечным ни казалс€ этот обычай, мы вынуждены прин€ть факт детоубийства в ƒревней √реции как достоверный и вполне доказанныйї. ¬от одно из свидетельств. Ќекий »лларион из јлександрии наказывает жене, ожидающей ребенка: Ђ≈сли счастливо родишь и это будет мальчик Ч оставь его в живых, а если девочка Ч брось ееї[274]. Ёто только подтверждает тот факт, что исполнить гражданскую об€занность и одновременно подн€ть свой статус семь€ стремитс€ как можно меньшими издержками.

¬ сущности, такое же меньшинство составл€ет и массив патрицианских семей; такое же, только еще более отчетливо выраженное отношение к деторождению, наблюдаетс€ в –име. Ќо здесь к обычной огл€дке на образ жизни привилегированных сословий добавл€ютс€ и другие обсто€тельства. ≈сли патриции не желают обремен€ть себ€ потомством, то с какой стати требовать это от простых римских плебеев? ¬едь регул€рные государственные раздачи получают только Ђотцы семействї, поэтому каждый новый ребенок Ч это неизбежное снижение нормы потреблени€. ѕублицистам же –има, обличител€м его нравов вообще нет дела до городских низов, их, главным образом, волнует упадок семейного стро€ нобилитета. ћежду тем в этом городе все про€вл€етс€ гораздо рельефней, чем в √реции: здесь брак становитс€ практически бездетным. ƒругими словами, обе стороны брачного союза вообще перестают заботитьс€ каким бы то ни было долгом перед социумом. ƒа и сам союз, как уже было показано, перестает быть об€зывающим к чему бы то ни было Ч это свободное сожительство, которое в любое врем€ может быть прекращено.

  слову, к концу республики долгие браки в –име станов€тс€ своеобразной примечательностью. —енека в своем трактате Ђќ благоде€ни€хї €звит по поводу того, что женщины из благородных и знатных семейств считают годы не по числу консулов, а по числу мужей. ќни развод€тс€, чтобы выйти замуж, и выход€т замуж, чтобы развестись.

√раждане –има перестают вступать в брак. ”величиваетс€ число бездетных союзов, причем не только в среде знати, но и в среднем сословии. ƒело доходит до того, что вопросы о распущенности женщин (как одной из причин нежелани€ вступать брак) и даже о моральном облике некоторых статусных лиц государства обсуждаютс€ в сенате.

Ќе случайно, на закате республики по€вл€ютс€ законы, об€зывающие граждан к продолжению рода. Ѕор€сь с бездетностью и безбрачием, јвгуст устанавливает пр€мую об€занность дл€ всех мужчин в возрасте от 25 до 60 л. и дл€ всех женщин в возрасте от 20 до 50 л. состо€ть в браке и иметь детей. Ћица, не выполн€ющие этой об€занности, подвергаютс€ санкци€м: граждане, не состо€щие в браке, не могут вовсе ничего получать по завещани€м, а состо€щие в браке, но не имеющие детей, могут получать только половину. ¬се то, на что они тер€ют право, поступает в казну (если в завещании не упом€нуты другие лица). ѕри этом јвгуст определ€ет даже количество детей, которое необходимо иметь, чтобы не считатьс€ за бездетных: дл€ мужчин достаточно одного ребенка, а дл€ женщин нужно три (дл€ вольноотпущенниц даже четыре).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 425 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1602 - | 1275 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.006 с.