Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ГЛАВА 4 Портрет психического вампира на фоне современности




 

Этот психосоциальный портрет не претендует на роль окончательного вывода, он скорее лишь вычерчивает не­кий профиль психического вампира как посетителя пси­хотерапевта.

Какие же особенности ему присущи?

Даже если это человек определенного достатка, его взаимодействия с материальными средствами своеобраз­ны. Деньги для него — всегда больше, чем просто деньги. Это прежде всего символ. Довольно мощный и насыщен­ный символ власти, силы, независимости, обладания -то есть всех качеств, которые отсутствуют у невротиче­ского вампира и к которым последний так экспрессивно стремится в своих фантазиях.

Неблагополучный в семейном и интимном планах. Это и тот, который не любит, и тот, которого не любят. Его семья искажена и уродлива, атмосфера ее насыщена напряженностью, душевной спертостью и дискомфор­том. Вряд ли здоровый индивид будет долго жить вмес­те с таким субъектом, скорее всего он разорвет отноше­ния или невротизируется сам. Это хорошо заметно в тех ситуациях, когда нормальные дети вынуждены существовать под опекой родителей, у которых в той или иной мере проявляются патологические комплексы.

Невротический вампир — фигура инфантильная, то есть психологически незрелая. Подобный инфантилизм развивается по механизму компенсации, которая при­звана заместить реальную несостоятельность адаптаци­онных систем личности. Если человек несостоятелен в своих попытках самоутверждения, он призывает на помощь фантазию, которая становится регулирующим ап­паратом душевной деятельности и заполняет образовав­шуюся пустоту. Отсюда развивается стремление к мани-пулятивным играм (их варианты достаточно подробно описаны Э. Берном) и появляется тенденция к демон­стрированию в своем поведении элементов поведения ребенка. К одним из таких элементов относится и весь­ма характерное стремление к подражанию какому-либо герою, независимо от того, персонаж ли это фильма, книги или реальная фигура. Такая потребность в иден­тификации является психологической защитой, которая обеспечивает относительный уровень комфорта, хотя и нестабильного.

Невротического вампира характеризуют аморфность, неструктурированность собственного Я. Для таких лю­дей слово «Я» — абстракция, фикция. Вопрос «Как вы представляете свое Я?» они встречают непониманием. Я невротического вампира лишено формы подобно тому, как лишена формы речь лепечущего младенца.

Этот социально-психологический портрет был гени­ально выведен Достоевским в его великой и ужасающе откровенной галерее характеров. Продолжая эту анало­гию, можно сказать, что невротические вампиры — это «бедные люди», а вампир — «человек из подполья».

Если на какое-то время отойти от метафор и вновь перейти к нашей схеме, то мы отметим, что эти люди соот­ветствуют следующим характеристикам:

1. «Бедные люди» — неустроенность;

2. «Раскольников» — фиксация на комплексах власти и обладания;

3. «Человек из подполья» — терроризирует своих близких;

4. «Настасья Филипповна» — инфантилизм и страсть к играм;

5. «Герой "Белых ночей"» — мечтательность и прожектерство.

Данные социально-психологического обобщения позволяют нам нарисовать достоверную сетку поведенческих черт подобной категории людей.

1. Неспособные к самоадаптации и самоидентификации, они демонстрируют иждивенческие тенденции, прояв­ляющиеся в стремлении найти человека, на которого можно было бы повесить свои проблемы. Таким образом, они нуждаются или в Покровителе, или в Учителе, который бы снабжал их своей силой, или своим опытом, или своими деньгами. Если с таким Покровителем не повезло в обыденной жизни, то его символ можно най­ти в облике Психотерапевта.

2. Аморфное, неоформленное Я толкает таких людей в про­пасть между «да» и «нет», в которой они постоянно пре­бывают. Не видя цели, они не могут выбрать конкрет­ный путь. Постоянные метания от одной установки к другой порождают внутреннюю исступленность, на­пряжение, агрессивность или же, напротив, усугубляю­щуюся неуверенность, тревожность, которые в койне концов замыкают порочный круг.

3. Игровая компенсация собственной несостоятельности нередко надевает на таких субъектов маску знатоков человековедения. При встрече с вами они искренне по­лагают, что угадывают ваши тайные мотивы, побужде­ния или мысли, причем те, которые характеризуют вас не с лучшей стороны. В этом фантазматическом творче­стве через маску «знатока человеческой природы» про­рывается всего лишь проекция. На самом деле невропаты-вампиры очень плохо разбираются в людях вслед­ствие высокого уровня рефлективности собственной натуры.

4. Осознание собственной неполноценности реактивно по­рождает тягу посплетничать, обсудить кого-нибудь за глаза. Причем такое «перемалывание косточек» проис­ходит с величайшим эмоциональным подъемом и почти сладострастным воодушевлением.

5. Эти люди не могут отдавать ни в работе, ни в любви, но они постоянно стремятся брать, проявляя все те же иж­дивенческие, инфантильные импульсы.

 

Из этих особенностей в конце концов и формируется механизм, который на уровне поведенческом реализует­ся в невротический вампиризм.

Теперь, когда, как я полагаю, явление обрисовано в це­лом, наступает момент для его исследования более при­стального и детального.

Предыдущие мои выводы предполагали утверждение о доминировании в человеческом поведении фактора пищевой активности как причины, обусловливающей это самое поведение, в какой бы форме оно ни проявлялось. Однако, исходя из принципа причинно-следственной связи, мы вынуждены здесь так или иначе согласиться с неизбежностью вопроса — почему? А почему, собствен­но, пищевое вожделение, инстинкт поглощения управ­ляет нашими поступками и взаимоотношениями?

В данном случае подобный подход подразумевает на­личие некоего мотива, такого, который по отношению к указанному являл бы, в свою очередь, причину.

В связи с этим я сделаю ссылку на некоторые посту­латы психономики.

 

• Все есть энергия.

• Жизнь человеческая есть борьба за обладание энергией.

 

Исходя из данных положений, мы приобретаем шанс Прояснить ситуацию. Теперь нам становится понятным феномен влечения к власти — как влечения к поглоще­нию. Оно вытекает из желания обладать. Обладание же создает впечатление и ощущение собственной власти. Но зачем человеку власть? Наблюдая за людьми, можно ска­зать, что одни к ней стремятся маниакально, другие про­являют к ней умеренный интерес, иные вовсе не озабоче­ны тем, чтобы властвовать. Однако внешние проявления человеческой натуры обманчивы. Помимо индивиду­альных особенностей и личностных качеств существу­ют определенные категории, которые для всех людей уни­версальны и едины. Нельзя, к примеру, утверждать, что организм одного человека состоит из клеток, а тело друго­го их лишено. Анатомия и физиология являют собой об­щий принцип жизнедеятельности любого человека. Психо­динамика человеческого бытия, несомненно, также лише­на какой-либо индивидуальности и являет собой законы, одинаково распространяющиеся на всех людей. Стремле­ние к власти как принцип психодинамический присущ любому и каждому, хотя и проявляется в разных формах. Кто-то реализует это стремление в политике, кто-то в ис­кусстве, кто-то в семье — можно продолжать сколько угод­но, пока не исчерпается весь перечень тех областей и си­туаций, в которых проявляет себя человек.

Таким образом, власть является доказательством на­личия силы. Сила же представляет собой подтверждение того, что человек жив. Если же говорить о его основной цели, то она заключается прежде всего в выживании.

Выделяя соотношение звеньев в прорисованной нами причинно-следственной цепочке, мы получаем устойчи­вую последовательность: Выбивание — Сила — Власть -Поглощение — Борьба.

И в этой борьбе люди ведут себя по-разному. Одни активизируют собственные возможности и тем самым следуют путем эффективной самореализации, создают результаты, проявляемые как трансформация личной силы. Эти люди успешны, они пребывают в гармонии со Вселенной и в согласии с собой.

Иные в средствах обретения и самореализации пред­полагают использование манипулятивных приемов, при­званных сознательно или неосознанно нанести ущерб другому с целью захвата и поглощения его энергии. Представитель такого типа питается чужой жизненной силой и потому вполне обоснованно может быть назван вампиром.

Каким же способом проявляются те, кого мы так на­зываем? Простая, но вполне реалистическая классифи­кация позволит нам определить характерные особеннос­ти, присущие вампирическому влиянию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 332 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2269 - | 2052 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.