Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Новый Органон наук




"Novum Organum Scientiarum" был опубликован в 1620 г. в Лондоне налатинском языке как вторая часть "Instauratio Magna Scientiarum". Над этимпроизведением Бэкон работая свыше 10 лет; некоторые его идеи содержатся ужев работе "Соgitata et Visa de Interpretatione..." (написана в 1607--1608гг.), и, как свидетельствует В. Раули, сам он видел не менее 12 вариантов"Нового Органона". Тем не менее трактат вышел в свет незаконченным. Онобрывается на рассмотрении "Преимущественных примеров", так что намеченный вафоризмах XXI и LII кн. И план остался не реализованным. Как показывает ужесамо название сочинения, замысел автора состоял в том, чтобыпротивопоставить перипатетической и схоластической логике новое "орудие",или "инструмент", познания. (Как известно, последователи Аристотеля --перипатетики собрали его логические сочинения в свод под общим названием"Organon".) Некоторые разделы "Нового Органона" перекликаются с содержаниемболее позднего трактата "О достоинстве и приумножении наук" (в особенности сIII и V книгами), однако именно в "Новом Органоне" нашли свое развернутоеизложение бэконовское учение о методе и теория индукции. Переиздания "Нового Органона" появились в 1645 и 1650 гг. в Лейдене, в1660 г. в Амстердаме, в 1770 г. в Вюрцбурге, в 1803 г. в Глазго и в 1813 г.в Оксфорде. Имеются и многочисленные более поздние издания, из которыхследует выделить: издание, вошедшее в семитомное собрание сочинений Фр.Бэкона -- "The Works of Francis Bacon.., coll. and ed. by J. Spedding, R. L.Ellis and D. D. Heath". London, 1857--1874, в котором латинский текст"Нового Органона" содержится в I, а его перевод на английский язык -- в IVтоме; издание в составе двухтомника "Tlie Works of Lord Bacon". London,MDCCCLXXIX; критическое издание Th. Fowler, "Bacon's Novum Organum", 2 ed.Oxford Clarendon Press, 1889. Начиная с XVIII в. "Новый Органон" переводитсяна основные европейские языки -- немецкий, итальянский, французский.Существуют два русских перевода; П. А. Бибикова (Бакон, Собрание сочинений,т. II. СПб., 1874) и С. Красильщикова (Франциск Бэкон Веруламский, "НовыйОрганон". М., Соцзкгиз 1935), Последний и выбран для настоящего издания, приэтом заново сверен Г. Г. Майоровым по латинскому тексту I тома "The Works ofFrancis Bacon.., coll. and ed. by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath".В отрывках "Новый Органон" появился на русском яз. еще в 1760 г. и затем в80-х годах XVIII в. * Примечания к "Новому Органону Наук" составлены П. С. Нарским. 1 Термин "idolum" первоначально (в греч.) означал "призрак", "теньумершего", "привидение". В греческой философии встречается у Демокрита иПлатона. В средневековой церковной латыни означал "фигура божка", "идол". Ф.Бэкон возвращается к изначальному значению термина, имея в виду призрак,уводящий человеческое познание на ложный путь. Интересно, что и Роджер Бэкон(XIII в.) говорил о четырех препятствиях (offendicula) на пути познания:доверие недостаточному авторитету, привычка, приверженность общепринятыммнениям, боязнь признаться в собственном незнании. -- 8. 2 Под "аксиомами" имеются в виду общие положения, научныегенерализации, выражающие законы природы. -- 13. 3 Под термином "experientia" Бэкон здесь имеет в виду "слепой опыт",осуществляемый без должного метода, беспорядочно, в отличие от научногоопыта -- "experientia literata". Ср. "О достоинстве и приумножении наук",кн. V, гл. 2. -- 13. 4 т. е. к изначальным принципам, "архэ" в понимании Аристотеля. -- 13. 5 Имеется в виду высказывание римского папы Александра VI Борджиа опобедоносном походе французского короля Карла VIII на Италию в 1494 г. -- 18. 6 См. примечание 1. -- 18. 7 Бэкон имеет здесь в виду тезис, обычно приписываемый софистуПротагору. См. Платон, "Гиппий большой". -- 19. 8 Этот образ-символ "пещера" заимствован у Платона (см. "Государство",кн. VII, 514 b). -- 19. 9 Драконами в средневековой астрономии называли некоторые кривыетраектории движения небесных тел. Еще в древности узлы орбиты Луны наэклиптике именовали "хвостом" и "головой дракона". Ср. "О достоинстве иприумножении наук", кн. III, гл. 4. -- 20. 10 Учение о четырех элементах, из соединений которых образованы всеестественные тела, -- одно из главных мест философии перипатетиков. Четыреосновных элемента мира: огонь, земля, воздух, вода -- получаются врезультате сочетания по два четырех элементарных состояний: тепла, холода,сухости и влажности. Всего эти состояния могут составить шесть комбинаций подва, однако две (тепло -- холод, влажность -- сухость) отвергались каквнутренне противоречивые. Это представление можно выразить следующейдиаграммой, составленной из четырехугольников: При этом "круг огня" ставился выше "кругов" остальных элементов исчитался "не подчиненным чувству". -- 20. 11 В средневековых книгах по естествознанию воспроизводилось учениеАристотеля (см. "О возникновении и разрушении", II, 6) о десятиричномотношении плотности элементов (считалось, например, что вода в 10 разплотнее воздуха). -- 20. 12 Эту историю рассказывает Цицерон об атеисте Диагоре ("De NaturaDeorum", III, 37), а Диоген Лаэртский --о кинике Диогене из Синопа, -- 21. 13 Имеется в виду мнение Аристотеля о бесконечной делимости величин. -- 22. 14 Спиноза считал, что Бэкон (как и Декарт) не постиг истинной природычеловеческой души и истинной причины ее заблуждений. В одном из писем Г.Ольденбургу он изложил свою весьма спекулятивную критику этого бэконовскогоположения, согласно которому разум "не сухой свет, его питает воля истрасть" (см. Б. Спиноза, "Избранные произведения", т. II, письмо 2. М.,1957). -- 22. 15 Бэкон широко экстраполировал это идущее еще от Галена учение о"духах" (Spiritus) на всю природу, считая, что "духами" проникнуты инеорганические тела (в кн. II "Нового Органона" этот взгляд встречаетсядовольно часто). В "Historia Vitae et Mortis" Бэкон различает два вида"духов": "мертвые" и "жизненные (животные)". Последние отличаются большейтонкостью и в органических телах играют роль стимула физиологическихпроцессов. Мертвые же духи -- это, в сущности, так называемые невесомыефлюиды средневековой натурфилософии. -- 23. 16 Чистое действие (actus purus) -- термин, заимствованный уАристотеля; у Бэкона означает, видимо, просто сам процесс движения кактаковой. -- 23. 17 "Устремления второго порядка" (intentio secunda [formalis]) -- всхоластической философии это рефлексия, или устремление разума на своисобственные состояния, возникшие как результат "intentio prima", т. е. актаинтеллекта, устремленного на внешние объекты. Аристотель в своем учении одуше приписывал ей именно эти "вторые устремления", объектами которыхсчитались, например, понятия "энтелехия", "форма" и др. -- 29. 18 Возможно, здесь имеется в виду и современник Бэкона философ-эклектикРоберт Флэдд (R. Fludd, 1574--1637). -- 31. 19 См, примечание 10. -- 31. 20 Здесь речь идет о "скрытых свойствах" (proprietates occultae)схоластической науки. -- 31. 21 Такое разделение двух видов движения было характерно для философииперипатетиков. -- 33. 22 Султаны Оттоманской империи, восходя на престол, имели обыкновениерасправляться с близкими родственниками, дабы избавить себя от возможныхсоперников и заговорщиков. Так поступил в 1595 г. Магомет III. -- 34. 23 Ефектики -- т. е. воздерживающиеся от суждений; так называлипоследователей скептика Пиррона. -- 34. 24 Бэкон явно недооценивает вклад в науку арабских ученых, получившихважные результаты, в частности, в химии и математике. -- 37. 25 Имеются в виду слова тирана Сиракуз Дионисия Старшего (431--367 гг.до н. э.). См, Диоген Даэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитыхфилософов", кн. III, 18. -- 37. 26 Об этих словах, сказанных Солону одним из египетских жрецов,упоминает Платон (см. "Тимей", 22b ). --38. 27 Бэкон имеет в виду трактат римского ученого и писателя 1 в. н. э.Авла Корнелия Цельса "De Medicina" (Praefatio). -- 39. 28 Римский врач и философ Гален в своем трактате "De NaturalibusFacultatibus" противопоставлял внутренние созидательные cилы природы ивнешние операции искусства. -- 40. 29 Плутарх, "Сравнительные жизнеописания" (Фокион VIII). -- 42. 30 См. примечание 24. Такое отношение Бэкона к наследию арабской наукимогло проистекать и из недостаточной осведомленности Бэкона, и из общей егоустановки подвергнуть критике состояние средневековой науки, и изхарактерной для того времени враждебности европейских христиан к"магометанам". -- 43. 31 Конический столбик, устанавливавшийся в начальном и конечном пунктахконского ристалища в древнем Риме. -- 45. 32 Scopa dissoluta -- римляне использовали этот образ для обозначенияполной неразберихи, путаницы. -- 46. 33 Считают, что перегонка (дистилляция) жидкостей была известна вантичности; указания на простейшую форму дистилляции имеются у Аристотеля иПлиния. -- 49. 34 Амадис Галльский -- герой испанского рыцарского романа "Смелый идоблестный рыцарь Амадис, сын Периона Галльского и королевы Элисены".Сарагосса, 1508; этот персонаж упоминается в "Дон Кихоте", ч. 1, гл. 1. Артур (Артус) Британский -- легендарный вождь бриттов. Подвиги короля Артураи его рыцарей были темой многочисленных сказаний, а затем -- рыцарскихроманов, в частности т. Мэлори. -- 51. 35 См. Аристофан, "Облака", ст. 368--407. -- 53. 36 Ср. Лактанций, "Divinae Institutiones", III, 24; Августин, "DeCivitate Dei", XVI, 9. -- 53. 37 Нов. Зав., Матф., гл. 22, ст. 29. -- 54. 38 Нов. Зав., Лук., гл. 17, ст. 20. -- 51. 39 Ветх. Зав., кн. Даниила, гл. 12, ст. 4; эта сентенция была помещенана титульном листе первого издания "Нового Органона". -- 57. 40 См. Демосфен, I и III "Филиппики". -- 58. 41 Эсхин (389--314 до н. э.) -- афинский оратор и политический деятель,противник Демосфена и сторонник промакедонской партии; "О венке", XLII, 132.-- 59. 42 Тит Ливий, "Римская история от основания города", кн. IX, 17. -- 59. 43 Здесь противопоставляются "повествовательная" (Historia narrativa) и"индуктивная" (Historia inductiva) естественные истории. См. бэконовскуюклассификацию человеческих познании, т. 1 настоящего издания, стр. 548. -- 60. 44 Здесь имеется в виду опыт, письменно зафиксированный в своихрезультатах. Однако выше речь идет о "experientia literata", т. е.упорядоченном, научном опыте, В этом же смысле Бэкон говорит об опыте вафор. CIII и СХ кн. I "Нового Органона" и в гл. II, кн. V "О достоинстве иприумножении наук". -- 62. 45 Платон применял операцию исключения (элиминации), аналогичнуюоперации в бэконовской индукции, но у него не была сформулирована операциядизъюнкции, характерная для логической структуры индуктивного метода Бэкона.-- 64. 46 Как рассказывает итальянский историк и врач Петер Мартир Ангиерра(1457--1526), лично знавший Колумба, мысль о существовании на Западематерика появилась у Колумба на основании наблюдений за западными ветрами,которые в определенное время года дуют у берегов Португалии. -- 68. 47 т. е. в вопросах средней степени общности. -- 70. 48 Плиний, "Естественная история", кн. I; ср. Аристотель, "О частяхживотных", кн. I, 5. -- 73. 49 Мускус добывали из семенных желез кабарги. Цибет, применявшийся, каки мускус, в парфюмерии и медицине, получали из выделений заднепроходныхжелез афро-азиатского хищного животного циветты. -- 73. 50 В древнегреческой мифологии божество судьбы изображалось лишенным назатылке волос, так что его уже нельзя было ухватить и остановить, если онокого-либо миновало. -- 74. 51 Имеется в виду Филипп Македонский. См. Плутарх, "Apophthegmata". -- 74. Кажется, ту же ист[Author ID1: at Wed Dec 29 14:50:00 1999 ]о[AuthorID1: at Wed Dec 29 14:51:00 1999 ]рию[Author ID1: at Wed Dec 29 14:50:001999 ] рассказывали об Адриане (слышал на днях по радио[Author ID1: at WedDec 29 14:51:00 1999 ]?[Author ID1: at Wed Dec 29 15:00:00 1999 ]).[AuthorID1: at Wed Dec 29 14:51:00 1999 ] 52 Платон, "Тимей" 24с --25d. --75. 53 Слова Филократа. См. Демосфен, "О преступном посольстве". -- 76. 54 В подлиннике здесь "itaque ipsissimae res sunt (in hoc genere)veritas et utilitas". Это важное утверждение Бэкона предлагали переводитьпо-разному. Например: "ведь сами вещи (в этом роде) суть истина и польза",т. е. "вещи суть источник как истины, так и пользы". Или: "истина и пользасуть вещи наиболее существенные", "истина и польза составляют суть вещей".Однако в пользу принятого в нашем издании перевода говорят другие места"Нового Органона", например, афор. III, кн. 1. -- 77. 55 В оригинале "compositionis et divisionis", что позволяет перевести итак: "синтеза и анализа". Под "историей" здесь, как и во многих другихместах, у Бэкона подразумевается "описание". -- 79. 56 Имеется в виду изданное в 1605 г. сочинение "The Proficience andAdvancement of Learning, Divine and Human" в двух книгах. -- 79. 57 Лукреций, "О природе вещей", кн. VI, ст. 1--3. Сам Бэкон цитирует невполне точно. -- 80. 58 Ветх. Зав., кн. Притч. Соломон., гл. XXV, ст. 2. -- 80. 59 Ср. "Valerius Terminus,..", 22; "Advancoment of Learning...", 11. -- 82. 60 Это место К. Айдукевич истолковывает следующим образом: "Источниксущности (fons essentiae) -- это общее свойство, делающееся определенным иконкретным через присоединение к нему некоторого конкретного свойства, илиприроды, вызываемого формой". В таком случае "источник сущности"соответствует роду, форма -- это "differentia specifica", а конкретнаяприрода (natura data) -- это вид (species), образуемый соединением рода и"differentia specifica". Так получает объяснение то, что Бэкон назвал форму"истинным отличием" (differentia vera) в афор. I, ч. II "Нового Органона".См. F. Васоп, "Novum Organum", Warszawa, 1955. стр. 406. -- 85. 61 Это место несколько проясняет проводимое Бэконом различие между"collegia minora", т. е. обладающими специфическими характеристикамисобраниями материальных тел, "видами" и "collegia majora" --неспецифицированной материей, "элементами". См. "О достоинстве иприумножении наук", кн. II, гл. 3. -- 89. 62 Бэкон собирался рассмотреть "вспоможение чувству" в третьей части"Великого Восстановления Наук", "вспоможение памяти" -- в четвертой,"вспоможение уму" -- это бэконовское учение об индукции. -- 91. 63 Майоран -- дикое растение, богатое ароматическими маслами,встречается на юге Европы, в Северной Америке и Средней Азии. -- 93. 64 Тургун -- тропическое растение. -- 93. 65 Вергилий, "Георгики", кн. 1, ст. 93. -- 93. 66 Дни Пса, или "каникулы" -- период от четырех до шести недель междуиюлем и сентябрем; "Каникулой" римляне называли большую звезду в созвездииПса. -- 94. 67 Пик Тенериф высотой свыше 3700 м находится на одноименном острове,самом крупном из группы Канарских о-вов. Зимой его вершина покрываетсяснегом. Неправ Бэкон и в отношении Перуанских Анд (Кордильер), наиболеевысокие вершины которых также покрыты снегом. -- 94. 68 В частности Аристотелем. -- 94. 69 Бэкон имеет в виду третью экспедицию Баренца 1596-- 1597 гг.;комментаторы считают, что Бэкон ошибся, упомянув о начале июля, вместо июня.-- 95. 70 т. е. не выпуклую, но вогнутую линзу, -- 95. 71 Речь идет об одной из первых конструкций термометра, вернее,термоскопа (ибо на его показания влияла не только температура, но и давлениевоздуха), изобретенной Галилеем. О его устройстве Бэкон рассказывает в афор.XIII, § 38 кн. II "Нового Органона". См. также Розенбергер, "История физики"ч. 2, М. -- Л., 1933, стр. 51. -- 96. 72 Мерсенн утверждает, что значительная часть экспериментов,упоминаемых во второй части "Нового Органона", уже была поставлена, даваяпонять, в частности, что он сам проделал этот опыт с зажигательным стеклом(см. "De la Vйritй des Sciences", 1625, p. 210). -- 96. 73 Имеется в виду мнение Галилея, высказавшего в "Saggiatore"допущение, что кометы это разновидность метеоров, т. е. атмосферных, а некосмических явлений. -- 96. 74 Так древнегреческий врач Диоскорид (см. "De Materia Меdica", II, 39)назвал ночную фосфоресценцию моря. Ср. "О достоинстве и приумножении наук",кн. IV, гл. 3. Ее источник -- инфузории-ночесветки. -- 97. 75 Огнями св. Эльма (первоначально: Эразма) называли слабое свечениенад остроконечными предметами, например верхушками корабельных мачт. Оноявляется следствием атмосферного электричества. Древние называли это явлениеогнями Кастора и Поллукса, мифологических героев, считавшихся покровителямимореплавателей, однако позднее моряки полагали, наоборот, что эти огнипредвещают несчастье. -- 97. 76 Такое мнение высказывал, например, Аристотель. -- 101. 77 Так называют смесь в определенной пропорции азотной и солянойкислот. -- 102. 78 Видимость такого "кипения" есть следствие интенсивного выделениягазов при химической реакции этих металлов. -- 102. 79 Это одно из важных мест, проливающее свет на то, что именно Бэконпонимал под "формой". В системе. гносеологии Локка это различие найдет своевыражение в противопоставлении "первичных" и "вторичных" качеств. Внеоконченном бэконовском сочинении "Valerius Terminus..." мы находим намек ина будущую локковскую интерпретацию: "...у цветов мало общего с телами, скоторыми они связаны, с их свойствами и сущностями" ("The Works of FrancisBacon.., coll. and ed. by J. Spedding, R. L, Ellis and D. D. Heath", vol.III, p. 236). В этом же сочинении Бэкон ввел понятие диспозиционностичувственных свойств. -- 104. 80 Таблица степеней завершает основную схему элиминативной индукции Ф.Бэкона. Ранний ее набросок содержался еще в неоконченной рукописи 1603 г.под загадочным названием "Valerius Terminus of the Interpretation of Naturewith the annotations of Hermes Stella", где даются шесть "указаний"(directions) индуктивного метода отыскания причин, а вместе с том методавызывания изучаемых свойств. От них при этом требуется, чтобы они вседействовали совместно и обладали одновременно и "надежностью и свободой"(certainty and liberty), т. е. не позволяли бы получаемым выводам бытьниспровергнутыми какими-либо неучтенными исключениями и обеспечивали быширокую взаимозаменяемость всех возможных средств, используемых дляполучения искомой формы, что в свою очередь подкрепляет истинностьполученных выводов (см. "The Works of Francis Bacon.., coll. and ed. by J.Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath", vol. III, p. 235 etc.). Выводы изэтих "указаний" послужили Бэкону стимулом к разработке учения о "таблицах"(tabulae), изложенного в "Новом Органоне". Структуру Бэконовой индукции можно сжато описать следующим образом. Вее основе лежат такие философские предпосылки: признание материальногоединства природы, единообразия ее действий и всеобщности причинных связей.Неявно им были введены, кроме того, два предварительных допущения: (1) укаждой наличной "природы" непременно есть вызывающая ее "форма", (2) укаждой наличной "формы" непременно должна быть и проявиться ее "природа"(природы). Бэкон не дает ясного ответа на вопрос, может ли одна и та жеприрода вызываться двумя различными формами. Но он считает, что одна и та же"форма" вызывает несколько разных (не произвольно разных) "природ",свойственных данной вещи, например, золоту, теплу и т. д. (анализ понятия"форма" см. во вступительной статье к 1 тому настоящего издания, а также т. Котарбиньский, "Избранные произведения". М., ИЛ, 1963, стр. 139--144). Индукция Бэкона состоит из трех основных "таблиц представленияинстанций (примеров) разуму". Первая -- "Таблица присутствия" (tabula essentiae et praesentiae). Внее собирают случаи, где присутствует данное свойство ("природа") А, внутреннюю причину ("форму") которого ищут. Чем более будут отличаться другот друга эти случаи, кроме, разумеется, общего для всех них свойства А, темяснее будет ответ на вопрос, есть ли все же у всех этих случаев нечто общеепо другим свойствам и по каким именно? Этот ответ необходим потому, что, помысли Бэкона (философски и логически недостаточно корректной и надежной),свойство, постоянно сопутствующее свойству А, и есть его искомая "форма"(между тем, А и сопутствующее ему свойство оба могут оказаться следствиемнекоторой иной причины; опасность соответствующей ошибки Бэкон заметил в"Valerius Terminus...", где он предупреждал, что "обнаруженное свойство [т.е. форма. -- И. Н. ] должно быть более первоначальным [original], чеможидаемая [supposed] природа, а не быть вторичной или той же самой степени[like degree]"). Кроме того, он делает чрезмерно сильное допущение, что винстанциях первой таблицы чувственным наблюдением непременно удастся выявитьвсе те существенные свойства, которые сопутствуют иногда или же всегдаисследуемой "природе". Если оказывается, что в инстанциях таблицы I свойству А во всех случаяхсопутствует не одно определенное существенное свойство, а несколько (В, С,D...), то в таком случае для получения искомого результата необходимопостроить вторую "Таблицу отсутствия" (tabula declinationis sive absentiaein proximo). Заметим, что, строго говоря, таблица I почти всегда оказываетсянедостаточной, ибо перечень собранных в ней инстанций в подавляющембольшинстве исследований не может быть полным. В таблице II собирают случаи, в которых исследуемая "природа"отсутствует. Полный перечень достигнуть здесь еще более затруднительно, нозадача облегчается указанием подбирать такие инстанции, которые по наборусвоих свойств как можно меньше отличаются от инстанций в таблице I. Этотребование, намечающее в зародыше метод единственного различия у Д. С.Милля, помогает увидеть, чем именно еще, кроме отсутствия в них А, отличаются случаи по составу их свойств в таблице II от случаев в таблице I.Для того. чтобы яснее это увидеть, предлагается сравнивать инстанции из I иII таблиц попарно: если, например, наличие в таблице 1 инстанции ABC моглобы склонить к выводу, что "формой" свойства А является существенное свойство C, то наличие соответствующей инстанции PQC в таблице II позволяетэлиминировать (исключить) этот вывод как ошибочный, поскольку наличие С неприводит к появлению А. Таким образом, рассуждение Бэкона движется по схеме альтернативнойдизъюнкции, члены которой один за другим, кроме одного, отбрасываютсясогласно modus tollendo ponens. Имеем: b v c v d, где малыми буквами обозначенывысказывания: "искомая форма есть В", "искомая форма есть С ", "искомая формаесть D ". По указанному модусу получаем: (l) bvcvd, но не-c, следовательно b v d, (2) bvd, но не- d, следовательно b. Это дедуктивная схема. В целом ходмысли Бэкона шире указанной схемы и опирается на ряд перечисленных вышеобщих посылок. Однако именно этот ход вывода по альтернативной дизъюнкциисохранил в науке непреходящее значение вплоть до наших дней. Импользовались, например, Р. Бойль, Ч. Дарвин, Л. Пастер и многие другиеученые. Ср. Дж. Платт. "Метод строгих выводов". -- "Вопросы философии",1965, No 9. Бэкон сознавал, что взаимодействия I и II таблиц недостаточно длядостоверного решения вопроса, что есть искомая "форма", ибо может быть так,что В всегда сопутствует А только случайно. Поэтому им предлагается третья"Таблица степеней" (tabula graduum sive tabula comparativae), в которойподбирают инстанции по степени интенсивности в них свойства A и наблюдают, вкаком соотношении с A изменяется B, предположенное как его "форма". B неможет быть "формой" для A тогда, когда из взаимосопоставления инстанцийтаблицы III оказывается: (1) возрастанию A сопутствует уменьшение B или же B остается неизменным; (2) уменьшению A сопутствует увеличение B или же оноостается неизменным; (3) неизменности A сопутствует изменение B в некоторомили же в другом, ему противоположном, направлении. Если будет зафиксированаодна из этих трех ситуаций, следует более тщательно изучить состав свойствинстанций I и II таблиц, а если это не приводит к выявлению новых, ранее незамеченных, существенных свойств, то продолжить подбор инстанций для этихтаблиц, расширив число входящих в таблицы случаев, дабы в составе последнихбыли бы все же обнаружены новые свойства (E, F, G), поскольку "форму" теперьпридется искать уже среди них. Если же окажется, что B изменяется в том жекачественном и количественном направлении, что и A, то мы можем считать, что"первый сбор плодов" (vindemiatio prima) успешно осуществлен: B есть "форма""природы" A. Таблица III стала прообразом метода сопутствующих изменений Д. С.Милля, который в своей логике следовал идеям Ф. Бэкона и Д. Гершеля. Однаков отличие от построений Милля, индуктивная логика Бэкона ориентировала не наразрозненное действие трех канонов -- единственного сходства, единственногоразличия и сопутствующих изменений, но непременно на тесное взаимодействиевсех трех "Таблиц". Это подчеркивается тем обстоятельством, что Бэкон средивспомогательных приемов индукции ввел "обособленные примеры" (см. афор,XXII, кн. II "Нового Органона"), ориентирующие именно на эту связь. -- 104. 81 Имеется в виду римский император Констанций II. Этот, якобы имевшийместо, факт приводит Аммиан Марцеллин в своей "Истории римскогогосударства", XXI, 15. -- 106. 82 Сердце Льва, или Регул, -- звезда первой величины в созвездии Льва.Далее имеется в виду, надо думать, Сириус, т. е. главная звезда в созвездииБольшого Пса. -- 107. 83 Астрономические термины "перигей" (положение наибольшего приближенияпланеты к Земле) и "апогей" (положение наибольшего ее удаления) Бэконотносит и к Солнцу. Применительно к Солнцу принято, однако, употреблятьтермины "перигелий" и "афелий". -- 107. 84 Разумеется, причина здесь не в движении линзы, а в нахождении,благодаря такой операции, точной фокусировки, ибо фокусное расстояние линзынесколько меньше пяди. -- 109. 85 "Положительный" и "отрицательный" пути, о которых пишет здесь Бэкон,-- это два разных способа решения, иногда называемые "синтетическим" и"аналитическим". Первый состоит в обосновании фактами некоторой принятойгипотезы. Второй заключается в последовательной проверке предположительновозможных вариантов решений и исключении всех, кроме одного. Индукция черезпростое перечисление есть вид "положительного" метода, тогда какэлиминативная (исключающая) индукция Бэкона ость разновидность"отрицательного", или "аналитического", в этом смысле слова, метода. -- 113. 86 Речь, по-видимому, идет об идеях Платона, учению которого Бэконотнюдь не симпатизировал. -- 114. 87 Иными словами: не считай форму тепла за нечто только земное, иботепло излучает и солнце. Это относится к фундаментальному в перипатетическойфизике различению "небесного" и "элементарного". Тепло, поскольку его несути солнечные лучи, не может зависеть от элементарной природы,противопоставленной небесной. -- 115. 88 Таким образом исключается понимание теплоты как особой субстанции("теплорода"), диффундирующей через природу тел. -- 116. 89 т. е. пойти по "положительному" пути; см. примеч. 85. -- 117. 90 Состоящее из земных элементов; см. примеч. 87. -- 123. 91 Характеристика, даваемая Бэконом "обособленным примерам",соответствует тем наблюдениям, на которых, согласно Д. С. Миллю, следуетстроить выводы по методам единственного сходства и единственного различия.-- 124. 92 Бэкон излагает взгляд Б. Телезио. См. "De Rerum Natura", VII, 31 идр. -- 124. 93 Английские комментаторы полагают, что здесь, возможно, имеется ввиду не "Ferinus" (дикий), а "Feralis" (гибельный). Последним терминомастрологи называли планету, которая при видимом движении по небосводуотдаляется от других планет и потому, якобы, предвещает бедствие. -- 124. 94 т. е. утверждение, что именно это есть искомая форма. -- 125. 95 Бэкон считал, что отношение веса ртути к золоту выражается как39:40, в действительности же оно несколько больше, чем 7:10. -- 121. 96 В оригинале "manipulares" от "manipulus", что означает: группа,пучок, связка чего-то, а также третья часть войсковой когорты римлян. -- 130. 97 Вспомогательная мнемоническая таблица, разработанная древнегреческимученым Метродором. -- 130. 98 Платон, "Федр", 266b. -- 132. 99 Эти предположения Бэкон развивает в "Cogitationes de Natura Rerum",VII. -- 133. 100 Это место, по-видимому, внушено аналогичными страницами у Телезио(см. "De Rerum Natura", VI, 18), который, в свою очередь, заимствовал уГалена, -- 134. 101 Аристотель, "О ходьбе животных", I, 7. -- 134. 102 Бэкон здесь говорит о подобии очертаний материков Африки и ЮжнойАмерики. А. фон Гумбольдт укажет впоследствии, что между противоположнымиберегами Атлантики существует приблизительное соответствие (выступам с однойстороны соответствуют впадины с другой). В частности, это соответствиеприводятся как один из аргументов в пользу гипотезы Вегенера о разрывематериков, -- 136. 103 Цитата из Энния, приводимая Цицероном. См. "De Natura Deorum" I,35. -- 138. 104 См. афор. CIX, кн. I. -- 140. 105 См. афор. XXVIII, кн. II. -- 140. 106 Ср. афор. XXI, кн. II. Обещанный раздел написан не был, -- 142. 107 См. афор. XXIII, кн. II. -- 142. 108 Легче винного спирта -- эфир, открытый еще в 1544 г., нонеизвестный Бэкону. -- 144. 109 Джироламо Фракасторо (1483--1553), итальянский врач, поэт ифилософ. -- 146. 110 Эти примеры, как и разделение тепла на три вида, Бэкон заимствовалу Б. Телезио. См. "De Rerum Natura", VI, 20. -- 146. 111 Возможно, здесь имеются в виду пассаты и антипассаты. -- 147. 112 Такое понимание заимствовано у Телезио. См. "De Rerum Natura", VII, U. --149. 113 Испанский путешественник и ученый иезуит Хозе Д'Акоста (1539--1600)в своей "Естественной и моральной истории Индии" ("Historia natural у moralde las Indias") писал об одновременности приливов на западном и восточномберегах Южной Америки, а не об одновременности их на противоположных берегахАтлантического океана. В сочинении "De Fluxu et Reflexu maris" Бэконразвивает взгляд, согласно которому морские приливы и отливы суть следствиедвижения вод "вслед за" Солнцем и отражения их при этом от берегов Америки.-- 150. 114 т. е. Тихий океан. -- 150. 115 Здесь, как и в некоторых других местах (афор. XLVI и XLVIII кн.II), Бэкон касается спора между гелиоцентрической и геоцентрическойсистемами мира; сам он высказывается против взгляда Коперника. -- 153. 116 т. е. посредством того, что постоянные звезды в своем круговомдвижении опережают планеты. -- 153. 117 Это подтверждено опытами, которые поставили в середине XIX в.английские ученые Whewell и Aii'y. -- 155. 118 См. Гильберт, "О магните", кн. III, 12. -- 155. 119 Исходя из идеи, что земля --это огромный магнит, Гильбертмоделировал ее небольшим шарообразным магнитом, который называл "terrella",т. е. "маленькая земля" (см. "О магните", кн. II, 7, 8). -- 155. 120 См. Гильберт, "De Mundo nostro sublunari Philosophia nova", II, 13.Этот трактат был издан лишь в 1651 г., но Бэкон познакомился с ним допубликации. -- 156. 121 Отражает, конечно, не воздух, а стекла окон. -- 156. 122 Фракасторо, "De Sympathia et Antipathia", 4. -- 157. 123 Бэкон упоминает этот эксперимент как уже осуществленный в своей"Естественной истории" ("Sylva Sylvarum", 31) --сочинении, представляющемфрагмент третьей части "Великого Восстановления Наук". -- 160. 124 Буквально: "живущими в одной палатке" (contubernales) -- так вдревнем Риме называли знатных молодых людей в свите претора. Телезио считал,что тепло и холод -- это два великих начала Вселенной и различие между нимисоответствует различию между Солнцем и Землей. "Вполне теплое, блестящее,тонкое, подвижное есть Солнце; Земля же, напротив, холодная, густая,неподвижная, темная" ("De Rerum Natura", I, l). -- 161. 125 Бэкон имеет в виду три оптических прибора: микроскоп, телескоп иастролябию. Микроскоп был изобретен в 1590 г. голландцем Захарием Янсеном(некоторые приписывают его изобретение еще Роджеру Бэкону). Телескопизобретен в 1608 г. Яном Липпершеем. Астролябия -- прибор для геодезическихи астрономических наблюдений, известный еще в древности. -- 163. 126 Ср. "Descriptio Globi Intellectualis", V. -- 164. 127 Бэкон неоднократно затрагивал вопрос о плотности материи.Упомянутая таблица содержится в его "Historia Densi et Rari", где он, междупрочим, высказал мнение, что воздух невесом. Эта работа -- один изфрагментов третьей части "Великого Восстановления Наук". -- 168. 128 См. афор. LIX и XLI, кн. I. -- 170. 129 Бэкон разделял это традиционное мнение о рождении живых существ изпродуктов гниения как результате спонтанного обнаружения "животных духов".-- 173. 130 Это им не было осуществлено. -- 173. 131 Ср. афор. LI, кн. I. -- 175. 132 В то время медики считали, что мозг выделяет вещества, вызывающиеразличные расстройства организма. В связи с этим в ходу были особыеочищающие средства, которые, как полагали, удаляли из организма этивыделения. -- 178. 133 Ср. Плутарх, "Сравнительные жизнеописания" (Александр, XXXV). -- 178. 134 Удовлетворительное объяснение этого опыта, конечно, основывается нафакторе атмосферного давления. -- 180. 135 Английские комментаторы замечают, что это, возможно, один из самыхзамечательных опытов, произведенных Бэконом. Они устанавливают его приоритетпо отношению к Мегалотти, который, будучи секретарем Флорентийской академии,опубликовал описание этого эксперимента пять лет спустя после появления"Нового Органона". -- 181. 136 Параллакс -- угол, образованный двумя прямыми: от наблюдаемойпланеты к центру земли и от планеты к наблюдателю на ее поверхности.Совокупные наблюдения за планетами, произведенные в различных точках земли,требуют, поэтому, коррекции параллаксов. -- 183. 137 В своей теории морских приливов и отливов Галилей также учитывал идвижение Земли вокруг Солнца. -- 183. 138 См. афор. LI, кн. II. --184. 139 Этот введенный Аристотелем термин можно также перевести как"сопротивляемость", "непроницаемость". -- 186. 140 См. афор. XXV, кн. II. -- 193. 141 Гильберт, "О магните", кн. II, 1. --196. 142 Согласно теории Парацельса, процессы и отправления в организме,помимо взаимодействия трех алхимических элементов: серы, ртути и соли,зависят от некоего духовного начала, называемого Археем. -- 197. 143 Отмерший дух -- это часть животного духа, находящаяся в отделенныхот живого тела членах (см. "Historia Vitae et Могtis" ). --197. 144 См. афор. XL, кн. II. -- 197. 145 См. "Historia Vitae et Mortis". -- 197. 146 Бэкон называет этот вид движения десятым, а не одиннадцатым,возможно, потому, что "первое движение" -- antitypiae, -- присущее всякойматерии, не является специфическим. -- 197. 147 Согласно древнегреческому мифу Кронос (Сатурн) пожирал своих детей,так как ему было предсказано, что его свергнет его сын. Это продолжалось дорождения Зевса (Юпитера), которого спасла от гибели его мать Рея. -- 199. 148 Спинет -- старинный музыкальный инструмент, один изпредшественников фортепиано. -- 199. 149 До сих пор в классификации движений Бэкон не отходил отперипатетической системы физики, однако далее он вносит в нее существенныеизменения (ср. афор. XXXV, кн. II). Заметим, что свои астрономическиевзгляды Бэкон изложил в "Descriptio Globi Intellectualis" и в "Thema Coeli".-- 201. 150 Бэкон имеет в виду теорию испанских астрономов XIII в. при двореАльфонса X, короля Кастилии. Согласно этой теории небесные сферы совершаютнебольшую циркуляцию вокруг неподвижных центров, то есть как бы"подрагивают". -- 202. 151 Имеются в виду: "vacuum permistum" -- пустота, распределенная вкаком-либо теле, и "vacuum coacervatum" -- собственно пустое пространство,лишенное всякой телесности. Это различение идет от Аристотеля ("Физика", кн.IV, 7). -- 204. 152 Это утверждение связано с некоторыми ошибочными соображениями ирасчетами о плотности золота, винного спирта и его паров (ср. афор. XL, кн.II). Далее Бэкон имеет в виду большую силу ветра при ураганах. -- 204. 153 Lutum sapientiae --особое средство у алхимиков для герметическогозакупоривания сосудов. -- 207. 154 Замысел устройства водолазного колокола приписывают еще РоджеруБэкону. Практически его применяли начиная с XVI в. -- 207. 155 Подводную лодку на 15 человек изобрел и построил в начале XVII в.голландский механик Корнелий ван Дреббел. -- 208. 156 См. афор. XLV, кн. II, а также примечание 135. -- 309. 157 Ксилобальзам получали из выделений особой породы деревьев вГалилее; кассия -- дикая корица. --212, 158 Crocus martis -- использованная в качестве красной краски окисьжелеза. -- 214. 159 В подлиннике стоит: "balneum Mariae", т. е. "ванна Марии". Этоттермин встречался в сочинениях алхимиков, но был, видимо, испорченным"balneum maris", т. е. "морская ванна". Так называли способ постепенногонагревания жидкостей, когда сосуд с ними помещался в подогреваемый снизусосуд с водой. -- 214. 160 т. Фаулер (Th. Fowler) полагает, что речь идет о школе Парацельса,уповавшей не на философский камень, а на умелое применение "лампы", т. еогня. -- 215. 161 Речь идет о триаде ятрохимиков в составе "серы", "ртути" и "соли" всмысле начал сгорания, улетучивания и обращения в пепел. Утверждение, чтовсе тела состоят из этих трех "элементов", выдвинул Василий Валентин в XVв., а развил его Парацельс. -- 216. 162 В подлиннике стоит: "menstrua". Уже Аристотель (см. "Овозникновении животных", кн. I, 20) употреблял это слово в смыслах: материя,пассивный материал, питательная масса. -- 217. Алхимический термин, см.подробно в [Author ID1: at Sun Jan 2 13:58:00 2000 ]Oxford[Author ID1: atSun Jan 2 13:59:00 2000 ] [Author ID1: at Sun Jan 2 13:59:00 2000]English[Author ID1: at Sun Jan 2 13:59:00 2000 ] [Author ID1: at Sun Jan 213:59:00 2000 ]Dictionary[Author ID1: at Sun Jan 2 13:59:00 2000 ].[AuthorID1: at Sun Jan 2 13:59:00 2000 ] 163 Полагают, что здесь речь идет о цистерц[Author ID1: at Sun Jan 213:49:00 2000 ]ианском монашеском ордене из Фельяна (Feuillans) во Франции,члены которого по воле их настоятеля в 70-х гг. XVI в. влачили полуголодноесуществование. -- 317. 164 Так называли яды и "заразу", которые оказывали строго определенноегубительное действие. -- 220. 165 См. афор. XXII, кн. II. -- 221. 166 Ветх. Зав., кн. Бытие, гл. 3, ст. 19. -- 222.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 511 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.