Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава V




–азделение практической части учени€ о природе на механику и магию, чтосоответствует делению теоретической части: механика -- физике, маги€ -- метафизике. –еабилитаци€ термина "маги€". ƒва приложени€ к практическойчасти: опись человеческих богатств и перечень особенно полезныхэкспериментов ѕрактическое естествознание по необходимости мы также разделим на двечасти. Ёто деление соответствует приведенному выше делению теоретическогоестествознани€, поскольку физика и исследование действующих и материальныхпричин €вл€ютс€ основой механики, а метафизика и исследование форм --основой магии. »бо исследование конечных причин бесплодно и, подобно деве,посв€щенной Ѕогу, ничего не рождает. Ќам при этом известно, что довольночасто встречаетс€ и чисто эмпирическа€, практическа€ механика, не св€занна€с физикой, но эту механику мы отнесли к естественной истории, отделив ее отестественной философии. ћы говорим здесь только о той механике, котора€св€зана с физическими причинами. ќднако встречаетс€ и такого рода механика,котора€ не €вл€етс€ в полной мере чисто практической, но и не соприкасаетс€в собственном смысле слова с философией. ƒело в том, что все практическиеизобретени€, известные человечеству, либо делались случайно, а потом ужепередавались от поколени€ к поколению, либо €вл€ютс€ результатомсознательного поиска. “е открыти€, к которым пришли сознательно, в своюочередь достигнуты либо с помощью того светоча, который дает люд€м знаниепричин и аксиом, либо путем своего рода расширени€, или перенесени€ в другиеобласти, или сочетани€ между собой сделанных ранее изобретений, а это ужедело скорее изобретательности и практического ума, чем философии. ќб этомразделе, которым мы ни в коем случае не пренебрегаем, речь будет идтинесколько позже в той части логики, где мы будем говорить о научном опыте(experientia literata). ¬о вс€ком случае ту механику, которую мы имеемсейчас в виду и которой беспор€дочно занималс€ јристотель, √ерон излагает в"ѕневматике" ^ наконец, о ней очень подробно пишет один из новейшихисследователей, √еоргий јгрикола ", в своем трактате о минералах, а такжемножество других ученых в сочинени€х по различным специальным вопросам; такчто мне в сущности ничего не остаетс€ прибавить к этому, и € не вижу, чтобыв этой части механики что-то было упущено. ≈динственное, что мнепредставл€етс€ необходимым, -- это чтобы новейшие исследователи по примерујристотел€ продолжали в своих трудах еще более тщательную разработку этихпроблем механики, останавлива€сь подробнее на тех €влени€х, причины которыхособенно не€сны или результаты особенно значительны. Ќо те, кто удел€етособое внимание только этим вопросам, похожи на мор€ков, плывущих тольковдоль побережь€,...жм€с€ робко, »з бо€зни бурь, к берегам неровным ^. я во вс€ком случае убежден, что едва ли можно что-нибудь кореннымобразом изменить или обновить в природе, полага€сь на какой-нибудьсчастливый случай, или эксперимент, или на знание физических причин, которыеосвет€т путь исследовани€. “олько открытие форм способно это сделать. ј еслимы считаем, что та часть метафизики, котора€ рассматривает формы, должнаполучить развитие, то отсюда следует, что равным образом должна получитьразвитие маги€, котора€ св€зана с ней. Ќо здесь, как мне кажетс€, следуетпотребовать восстановлени€ древнего и почтенного значени€ слова "маги€",которое долгое врем€ воспринималось в дурном смысле. ¬едь у персов маги€считалась возвышенной мудростью, знанием всеобщей гармони€ природы, а те трицар€, которые пришли с ¬остока, чтобы поклонитьс€ ’ристу, носили им€ магов.ћы же понимаем магию как науку, направл€ющую познание скрытых форм насвершение удивительных дел, котора€, как обычно говор€т, "соедин€€ активноес пассивным", раскрывает великие тайны природы. „то же касаетс€ натуральноймагии, о которой написано множество книг *", излагающих какие-то наивные исуеверные представлени€ и теории о симпати€х и антипати€х вещей, о тайных испецифических свойствах, равно как и пустые по преимуществу опыты,замечательные скорее своим искусством навлекать на все покров глубокойтайны, чем по существу, то едва ли будет ошибкой сказать, что эта маги€ также далека в отношении природной истины от науки, которую мы хотим создать,как далеки в отношении исторической истины книги о подвигах корол€ јртураЅританского или √уго Ѕордосского ^ и тому подобных мифических героев от"«аписок" ÷езар€. ¬едь совершенно очевидно, что ÷езарь на деле совершилболее значительные подвиги. чем те, которые авторы этих книг осмелилисьвыдумать о своих геро€х, только действи€ его носили отнюдь не сказочныйхарактер. “акого рода учени€ хорошо изображает миф об »ксионе, который,дума€, что он владеет ёноной, богиней могущества, обнимал лишь бесплотноеоблако, породившее ему кентавров и химер. “ак и те, кто в безумной инеудержимой страсти стремитс€ к тому, что им мерещитс€ в дымке и тумане ихвоображени€, вместо реального дела лишь тешат себ€ пустыми надеждами ихватаютс€ за какие-то безобразные и чудовищные призраки. ƒействие этойнесерьезной и выродившейс€ натуральной магии на людей подобно действиюнекоторых снотворных средств, которые не только вызывают сон, но и принос€традостные и при€тные сновидени€. ¬едь прежде всего эта маги€ усыпл€етчеловеческий разум, воспева€ некие специфические свойства и тайные силы,чуть ли не посланные небом, которым обучают только шепотом; и люди перестаютнеустанно и неусыпно стремитьс€ к открытию и исследованию истинных причин€влений, но легковерно успокаиваютс€ на такого рода досужих выдумках.¬о-вторых, она внушает люд€м бесчисленное множество при€тных, но лживых,похожих на сон надежд на достижение того, чего каждый особенно желает. ¬ тоже врем€ стоит заметить, что у этих наук, которые слишком сильно опираютс€на воображение и веру (таких, как маги€, о которой мы говорим в насто€щиймомент, алхими€, астрологи€ и т. п.), методы и теори€ обычно оказываютс€более чудовищными, чем цель и де€тельность, которые они имеют в виду.ѕревращение серебра или ртути или какого-нибудь другого металла в золото --вещь, в которую трудно поверить; однако значительно веро€тнее, что тот, ктопознает и глубоко изучит природу т€жести, желтого цвета, ковкости ираст€жимости, неподвижного и изменчивого, кто тщательно исследуетсоставл€ющие элементы и растворители минералов, сможет после долгих,требующих больших усилий и изобретательности экспериментов в конце концовсоздать золото, чем тот, кто надеетс€ за несколько минут превратить в золотодругие металлы с помощью нескольких капель чудесного эликсира, способногобудто бы усовершенствовать природу и освободить ее от всего, что ей мешает.ѕодобным же образом нелегко поверить в отсрочку старости или восстановлениеюности. ќднако значительно более веро€тно предположить, что человек, хорошознающий природу процессов усыхани€ (arefactiones) и пагубное действие духовна плотные части тела, изучивший природу процессов усвоени€ пищи и питани€,знающий, какое питание полезнее, какое вреднее, у€снивший также природудухов (spiritus) и своего рода телесного пламени, то пожирающего тело, товосстанавливающего его силы, скорее сумеет с помощью определенной диеты,ванн, натираний, нужных лекарств, соответствующих упражнений и томуподобного продлить жизнь или в какой-то мере восстановить силы юности, чемтот, кто надеетс€ этого достичь несколькими капл€ми или крупицамикакой-нибудь драгоценной жидкости или квинт-эссенций. ќп€ть-таки люди,пожалуй, не сразу и не так легко соглас€тс€ с тем, что звезды определ€ютчеловеческие судьбы; а что касаетс€ того, будто час рождени€ (который оченьчасто по множеству естественных причин может наступить или немного раньше,или немного позже) решает судьбу всей жизни или что час исследовани€оказывает вли€ние на сам предмет исследовани€, то это уже чистейшие пуст€ки.Ќо человеческий род столь надменен и самоуверен, что не только беретс€ заневозможное, но и надеетс€, что ему удастс€ легко, без напр€жени€ и пота,как бы забавл€€сь, выполнить самые трудные дела. Ќо о магии сказанодостаточно; мы очистили от позора сам термин и показали истинный облик этойнауки, отделив его от ложного и недостойного. —уществуют еще два очень важных приложени€ к этой части практическогоучени€ о природе. ѕервое -- необходимо создать опись всех человеческихбогатств, в которую должны быть включены и коротко перечислены всесуществующие и наход€щиес€ в распор€жении человечества блага и богатстванезависимо от того, €вл€ютс€ ли они дарами природы или произведени€мичеловеческого искусства; сюда же следует присоединить и все то, что, какизвестно, некогда существовало, а теперь погибло; это необходимо дл€ того,чтобы люди, приступа€ к новым открыти€м, не тратили понапрасну усили€ на то,что уже известно и существует. Ётот список будет еще более удачным иполезным, если в него включить перечень того, что, по общему мнению,считаетс€ невозможным ни в каком виде, а также перечень вещей, казалось быпочти невозможных, но тем не менее существующих. ѕервый перечень долженспособствовать обострению человеческой изобретательности, второй же -- доизвестной степени направл€ть ее, чтобы все желательные и возможные вещибыстрее превратить в действительные. ¬торое -- необходимо создать переченьтех экспериментов, которые €вл€ютс€ особенно полезными и способствуют, ипролагают путь к новым открыти€м. Ќапример, опыт искусственногозамораживани€ воды с помощью льда и черной соли имеет бесконечно важноезначение. ¬едь он раскрывает тайну процесса уплотнени€, а трудно найтичто-нибудь более плодотворное дл€ человечества. ¬едь мы обладаем огнем каксредством разр€жени€, но процесс уплотнени€ продолжает оставатьс€ не€сным.≈сли такого рода полезные эксперименты состав€т специальный каталог, то этов очень значительной степени сократит путь к новым открыти€м.




ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 302 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1386 - | 1265 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.