Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава II




О естественной теологии; учение об ангелах и духах, являющеесяприложением к этой науке Итак, отведя положенное место общей родительнице наук, которая, подобноБерекинтии (Кибеле) ", радуется, видя столь многочисленное потомство богов-- Всех -- небожителей, всех -- обитающих крайние выси ", вернемся к нашему разделению философии на три учения: о Боге, о природеи о человеке. Действительно, естественная теология совершенно правильноназывается также и божественной философией. Ее определяют как такое знаниеили скорее даже искру знания, которое можно получить о Боге с помощью светасамой природы и созерцания его творений, как науку, которая вполне можетсчитаться божественной (имея в виду характер ее объекта) и в то же времяестественной дисциплиной (имея в виду метод ее изучения). Подлинные целиэтой науки сводятся к изобличению и опровержению атеизма, а также краскрытию законов природы, и она не ставит своей задачей установлениерелигии. Ведь Бог никогда не творил чуда для того, чтобы обратить в веруатеиста, ибо тот может прийти к познанию Бога и с помощью самого светаприроды; чудеса же существуют для обращения идолопоклонников и суеверных,которые уже познали божество, но не нашли достойного его почитания, потомучто света природы недостаточно для понимания воли божьей или познаниядостойного его почитания. Подобно тому как творения мастера раскрывают намего талант и мастерство, но ни в коей мере не могут нарисовать его образ,так и творения создателя говорят об его всемогуществе и мудрости, но ни вкоей мере не рисуют его образ. И здесь представления язычников отступают отсвятой истины. Ведь они считали мир образом Бога, человека же -- образоммира. Но Священное писание не удостаивает подобной чести мир и считает егоотнюдь не образом божьим, но лишь творением рук его; человека же ононазывает непосредственным образом и подобием божьим. Поэтому то, что Богсуществует, что он управляет миром, что он всемогущ, что он мудр и знает всенаперед, что он добр, что он воздает всем по заслугам и наказывает виновных,что он заслуживает поклонения, можно доказать лишь с помощью его творений;эти же творения могут раскрыть нам и многие удивительные тайны его атрибутови еще в значительно большей степени -- тайны его мудрого управленияВселенной. Эта тема была весьма плодотворно исследована рядом писателей. Но,как мне кажется, весьма рискованно, опираясь на созерцание материальногомира и принципы человеческого разума, рассуждать о таинствах веры, илиубеждать кого-то более или менее настойчиво, или, наоборот, с любопытствомисследовать все это и пытаться проникнуть в то, каким образом совершаетсяэто таинство. "Отдай вере то, что ей принадлежит". Ведь даже язычникиприходят к тому же самому выводу в своем знаменитом, поистине божественноммифе о золотой цепи, ибо ни люди, ни боги не смогли сбросить Юпитера с небана землю; Юпитер же, наоборот, сумел поднять их с земли на небо ^ Поэтомунапрасно потратит свои (илы тот, кто попытается подойти к небесным тайнамрелигии с мерками нашего разума. Вместо этого следует с восторгом ипреклонением обратить наши мысли к престолу небесной истины. Таким образом,я не вижу никаких недостатков в этой части естественной теологии, скорее ужздесь можно найти некоторые излишества, и, для того чтобы указать на них, ясделал это небольшое отступление, имея в виду огромные трудности иопасности, угрожающие в результате как религии, так и философии, посколькуименно это обстоятельство порождает как религиозную ересь, так и пустую иложную философию. Совсем иначе обстоит дело с природой ангелов и духов, которую нельзяназвать непознаваемой и запретной для человеческого ума, наоборот, доступ кее познанию в значительной мере облегчен тем родством, которое существуетмежду нею и человеческой душой. Правда, Священное писание предупреждает нас:"Пусть никто не обманет вас высокопарными речами и почитанием ангелов,вмешиваясь в то, чего он не знает" '°. Однако если внимательно продумать этопредостережение, то мы обнаружим лишь две вещи, которые нам запрещаютделать: первое -- чтить ангелов наравне с Богом, второе -- придерживатьсясумасбродных представлений о них, считая их отличными от всех остальныхтворений или претендуя на такое знание их природы, которым вдействительности никто не обладает. Но разумное их исследование, пытающеесяподняться к познанию их природы по лестнице телесных вещей либо увидеть еекак в зеркале в человеческой душе, никогда не встречает никаких препятствий.То же самое следует сказать и о нечистых духах, утративших свое прежнеесостояние. Общение с ними и использование их помощи непозволительны, темболее какое бы то ни было их почитание и поклонение им. Но изучение ипознание их природы, могущества и коварства с помощью не только отдельныхмест Священного писания, но и путем размышления и опытного исследованиязанимает отнюдь не последнее место в духовной мудрости". Ведь именно такговорит апостол: "Нам известны их хитрые замыслы" '^. Поэтому с таким жеправом можно исследовать в естественной теологии природу демонов, как и вестествознании природу ядов, или в этике природу пороков. Однако не стоитотносить эту часть науки, посвященную изучению ангелов и демонов, к числутребующих дальнейшего исследования, поскольку об этом писали уже достаточно.Скорее следовало бы уличить немалую часть такого рода авторов внесерьезности, суеверии или бесполезных тонкостях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 312 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.