Поиск: Рекомендуем: Почему я выбрал профессую экономистаПочему одни успешнее, чем другие Периферийные устройства ЭВМ Нейроглия (или проще глия, глиальные клетки) Категории: АстрономияБиология География Другие языки Интернет Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Механика Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Транспорт Физика Философия Финансы Химия Экология Экономика Электроника
|
Глава I
Разделение науки на теологию и философию. Разделение философии на триучения: о божестве, о природе, о человеке. Определение первой философии какобщей матери всех наук Вся история, великий государь, шествует по земле и скорее указывает нампуть, чем освещает его. Поэзию же можно сравнить со сновидением знания: онаприятна, разнообразна, хочет казаться владеющей чем-то божественным, на чтопретендуют и сами сновидения. Однако настало время мне пробудиться,оторваться от земли и пронестись по прозрачному эфиру философии и наук. Знание по его происхождению можно уподобить воде: воды либо падают снеба, либо возникают из земли. Точно так же и первоначальное деление знаниядолжно исходить из его источников. Одни из этих источников находятся нанебесах, другие -- здесь, на земле. Всякая наука дает нам двоякого родазнание. Одно есть результат божественного вдохновения, второе --чувственного восприятия. Что же касается того знания, которое являетсярезультатом обучения, то оно не первоначально, а основывается на ранееполученном знании, подобно тому как это происходит с водными потоками,которые питаются не только из самих источников, но и принимают в себя водыдругих ручейков. Таким образом, мы разделим науку на теологию и философию.Мы имеем здесь в виду боговдохновенную, т. е. священную, теологию, а неестественную теологию, о которой мы будем говорить несколько позже. А этупервую, т. е. боговдохновенную, мы отнесем в конец сочинения, чтобы еюзавершить наши рассуждения, ибо она является гаванью и субботой для всехчеловеческих размышлений. У философии троякий предмет -- Бог, природа, человек и сообразно этомутроякий путь воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно,т. е. как бы прямыми лучами; Бог же воздействует на него через неадекватнуюсреду (т. е. через творения) преломленными лучами; человек же, становясь самобъектом собственного познания, воздействует на свой интеллект отраженнымилучами. Следовательно, выходит, что философия делится на три учения: учениео божестве, учение о природе, учение о человеке. А так как различные отраслинауки нельзя уподобить нескольким линиям, расходящимся из одной точки, аскорее их можно сравнить с ветвями дерева, вырастающими из одного ствола,который до того, как разделиться на ветви, остается на некотором участкецельным и единым, то, прежде чем перейти к рассмотрению частей первогоделения, необходимо допустить одну всеобщую науку, которая была бы как быматерью остальных наук и в развитии их занимала такое же место, как тотобщий участок пути, за которым дороги начинают расходиться в разные стороны.Эту науку мы назовем "первая философия", или же "мудрость" (когда-то онаназывалась знанием вещей божественных и человеческих). Этой науке мы неможем противопоставить никакой другой, ибо она отличается от остальных наукскорее своими границами, чем содержанием и предметом, рассматривая вещи лишьв самой общей форме. Я не вполне уверен, следует ли отнести эту науку кразряду тех, которые требуют дальнейшего исследования, однако все же думаю,что это следует сделать. Ведь мы имеем по существу лишь какую-то мешанину,сырую, непереваренную массу научных знаний, собранных из естественнойтеологии, логики, отдельных разделов физики (например, о первых началах и одуше), и эту-то мешанину некоторые самовлюбленные люди, прикрываясьвысокопарными речами, пытаются поставить над всеми науками. Мы же весьмаскромно стремимся лишь к тому, чтобы существовала наука, которая была бысобранием аксиом не одной какой-нибудь науки, а многих наук. Никто не станет спорить с тем, что такого рода аксиом существуетмножество. Например: "Если к неравным величинам прибавить равные, то суммыбудут также неравны" -- это правило математики. Но то же правило можноприменить и к области этики, во всяком случае в том, что касается"справедливости распределения", так как в применении к "справедливостиобмена" принцип равенства требует, чтобы неодинаковым воздавалосьодинаковое, тогда как при "справедливости распределения", если не воздатьнеодинаково неодинаковым, произойдет величайшая несправедливость *. "Еслидве величины равны третьей, то они равны и между собой" -- это тожематематическое правило; но оно в то же время настолько важно в логике, чтостановится основанием силлогизма. "Природа проявляет себя преимущественно всамом малом" -- этот важнейший физический принцип привел к созданиюДемокритом теории атомов. Но этот же принцип был удачно применен Аристотелемк области политики, когда он начал изучение государства с семьи. "Изменяетсявсе, но не гибнет ничто" -- этот общий принцип формулируется в физикеследующим образом: "Количество материи не увеличивается и не уменьшается".Но этот же принцип в применении к естественной теологии принимает другойвид: "Создать нечто из ничего и обратить нечто в ничто -- доступно лишьвсемогущему Богу", что подтверждает и Священное писание: "Я знаю, что всетворения Бога -- вечны, и мы ничего не можем ни прибавить к ним, ни убавить"^ "Сведение вещи к первоначалам -- предотвращает ее уничтожение" -- этопринцип физический, но он же, как верно заметил Макиавелли, применим и вполитике, так как лучшее средство предотвратить гибель государства -- это ихпреобразование и возвращение к старинным нравам *. "Развивающаяся язвазаразнее созревшей" -- эта истина из области естественных наук, но она можетбыть с успехом применена и к области этики, ибо самые испорченные люди,самые страшные преступники наносят значительно меньше вреда состояниюобщественных нравов, чем люди, у которых их недостатки и пороки уживаются снекоторой видимостью добродетели и благоразумия. "То, что сохраняет большуюформу, производит более сильное действие" -- это физический принцип, ибо, недавая возможности распасться всеобщей связи вещей, препятствуя тем самымобразованию, как говорят, вакуума, он способствует сохранению всегомироздания. Но его можно применить и к более узкой области лишь плотных тел,ибо он объясняет притяжение тяжелых тел массой земли. И первое действиепреобладает. Этот же принцип применим и в политике, ибо то, что способствуетсохранению самого государства, по своей природе оказывается более сильным,чем то, что способствует лишь благу отдельных его членов. Подобным жеобразом этот принцип действует и в теологии, ибо среди всех теологическихдобродетелей выделяется милосердие -- добродетель наиболее всеобъемлющая."Сила действия возрастает благодаря противодействию противоположного" -- этофизический закон. Но он же удивительным образом имеет силу и в политике; ибоярость любой группировки возрастает вместе с усилением враждебной ей группы."Диссонанс, сразу же сменяющийся созвучием, образует гармонию" -- этомузыкальное правило. Но оно же применимо и в области этики, и в отношенииразличных аффектов. Известная музыкальная фигура, когда неожиданно уходятот, казалось бы, уже наступившей концовки, или так называемой каденции,соответствует риторической фигуре "обмана ожидания" ^ Дрожащий звук струныдоставляет слуху такое же наслаждение, какое доставляет зрению свет,отраженный от воды или драгоценного камня:...и блистает под светом трепещущим море °. Органы чувств действуют по принципу отражения. Это имеет место и вобласти зрительного восприятия -- ведь глаз подобен стеклу или воде; и вобласти слухового восприятия -- ведь орган слуха можно сравнить с пустойполостью, отражающей звук. Этих немногих примеров, полагаю, достаточно,чтобы понять мою мысль. Более того, ведь и персидская магия, о которой такмного говорили, занималась главным образом поисками соответствий междуявлениями природы и общественной жизни. Все то, что мы назвали, и многоедругое в том же роде не является простым совпадением (как это, пожалуй,могло бы показаться людям недостаточно проницательным), но совершенноочевидно представляет собой общие знаки и приметы природы, которые оназапечатлела на самых различных своих созданиях и в разных областях. Никтоеще серьезно не занимался этим вопросом. Может быть в сочинениях выдающихсяавторов и можно изредка встретить отдельные из этих истин, причем всегдатолько применительно к данному содержанию, но еще никто не создал полногособрания таких аксиом и принципов, которые были бы применимы как общие иосновополагающие в различных науках. А между тем именно это могло бы лучшевсего показать единство природы, что и является задачей первой философии. Существует и другой раздел первой философии, который может показатьсяуже старым и известным, если судить лишь по словам, и который являетсясовершенно новым и неразработанным, если иметь в виду поставленную намицель. Речь идет об исследовании привходящих качеств сущего (ens), которые мыможем назвать трансценденциями, т. е. таких понятий, как большое и малое,подобное и различное, возможное и невозможное, а также бытие (ens) и небытиеи т. и. Поскольку все эти вопросы, собственно, не относятся к областифизики, а диалектика изучает их скорее с точки зрения развития искусствадоказательства, чем познания сущности явлений, то во всяком случаецелесообразно, чтобы исследование такого рода вопросов, само по себе весьмаважное и полезное, не было совершенно забыто, а нашло себе по меньшей мерехоть какое-то место в нашем разделении наук. Конечно, мы прекрасно понимаем,что это исследование должно вестись совершенно иначе, чем оно обычно велосьдо сих пор. Например, никто из тех, кто писал о понятиях "многое" и "малое",не попытался понять и объяснить, почему в природе существует и можетсуществовать такое обилие одних вещей и так малочисленны и редки другие;действительно, не может быть так, чтобы в природе существовало так же многозолота, как и железа, так же много роз, как и травы, так' же многомодифицированного, как и немодифицированного. Равным образом из тех, ктописал о понятиях "подобное" и "различное", никто не объяснил достаточноубедительно, почему почти всегда между различными видами существуют некиепромежуточные виды, обладающие признаками того и другого вида, как,например: мох -- между плесенью и растением; рыбы, которые прикреплены ккамням под водой и не могут передвигаться, -- между растением и животным;мыши, крысы и т. п., занимающие сроднее место между животными, родившимисяиз гниения, и животными, рождающимися из семени, летучие мыши -- междуптицами и четвероногими; летучие рыбы (теперь уже широко известные) -- междуптицами и рыбами; тюлени -- между рыбами и четвероногими и т. д. Далее,никто не попытался выяснить и причину того, почему, если подобное стремитсяк подобному, железо не притягивает железо, а магнит делает это; точно так жеи золото не притягивает золото, хотя и притягивает ртуть. Относительно всехэтих и подобных им вопросов исследования о трансценденциях хранят глубокоемолчание, ибо авторы их больше заботятся о красотах и тонкостях стиля, чем оточном и основательном знании вещей. Поэтому мы и хотим, чтобы перваяфилософия включила в себя подлинное и глубокое изучение этих трансценденций,или привходящих признаков сущего, основывающееся на законах природы, а не направилах красноречия. Вот что следовало сказать о первой философии, илимудрости, которую мы с полным основанием относим к тем наукам, которыенуждаются в дальнейшем развитии.
Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 278 | Нарушение авторских прав Поиск на сайте: Лучшие изречения: Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский |