Парето считал, что предметом социологического исследования должно стать изучение нелогических социальных действий человека, основанных на чувствах. Именно чувства, по мнению Парето, побуждают человека к действию, являются основным механизмом и движущей силой социальных изменений.
Чувства – истинные движущие силы истории.
Понятие социальности
Источником социальности, главной клеточкой общественной жизни Парето считал «нелогические» действия, совершаемые на основе «остатков» (чувств).
Теория логического и нелогического действия
В отличие от Вебера, разработал теорию нелогического действия. Парето считал, что далеко не всякая деятельность людей носит рациональный характер. Человек больше иррационален, чем рационален по своей природе.
По Веберу: человек сначала осмысливает действия, а затем действует в соответствии с планами.
Парето: человек сначала действует, а затем объясняет свои действия. Специфическое в человеке – способность использовать разум в корыстных целях. Выделил два типа человеческих действий. В качестве основания для типологии использовал соотношение целей и средств их достижений:
1. Логические действия. Средства соответствуют цели, рационально соединяют цели и средства.
2. Нелогические действия. Отсутствует соответствие цели и средства.
Большинство человеческих действий Парето относил к нелогическим, т.к. человек больше действует под влиянием чувства, а не разума.
Логические действия основаны на рассуждении, что бывает крайне редко.
Нелогические действия возникают под влиянием резидуев («остатков»), т.е. резидуи – это больше, чем чувства и шире, чем подсознание. Сюда входят различные предрасположенности, установки, стереотипы, страсти, предрассудки, эмоции, обычаи, чувства, традиции, нравы, – все то, что действует на человека помимо здравого смысла, разумной логики.
Резидуи на 90% - главная причина нелогических действий человека.
Совершив действие, человек рационализирует его, и этот процесс называется деривацией.
Парето разделил резидуи на 6 классов инстинктов и потребностей:
1) Инстинкт развития. Лежит в основе социальных процессов изменения общества.
2) Потребность в стабильности. Способствует сохранению связей, состояний, институтов в обществе.
3) Потребность выражений своих чувств в общественных действиях и поступках.
4) Инстинкт собственности.
5) Социальная потребность в общении.
6) Сексуальный инстинкт.