1. В отличие от Дюркгейма, который видел назначение социологии в улучшении общества на основе идеалов, Парето считал, что социология должна стать орудием разоблачения социальных идеалов, вскрывать неприглядную реальность. (Например, утверждал, что религии ложны, т.к. камуфлируют истинные мотивы социального поведения; то же о политике, идеологии и др.)
2. Социолог должен разоблачать ложные мотивы, иллюзии, теории, которыми человек рационализирует свое поведение, скрывая истинные мотивы.
3. Необходимо определить резидуи или логические элементы в мотивации людей. Исследовать роль иррациональных и эмоциональных факторов социального поведения, разного рода предрасположенностей, установок, предрассудков, стереотипов, сознательно и бессознательно маскируемых и рационализируемых в «идеологиях», «теориях», «верованиях» и т.п. и в то же время определяющих действия и взаимодействия людей.
4. Парето считал важной задачей проводить системный, структурно-функциональный анализ общества: рассматривать все элементы социальной системы во взаимодействии и взаимозависимости, учитывая, что каждый элемент системы может быть понят только в свете той роли, которую он играет по отношению к другим частям социальной системы[1].
5. Выявлять законы социологии и устанавливать функциональные зависимости между социальными фактами.
6. Главная задача социологии – точное эмпирическое изучение и описание социальных фактов, дающих достоверное знание об обществе.
Посмотрим, как сам Парето реализовал поставленные задачи и открытые им методологические подходы к узловым проблемам социологии: пониманию человека, предмета и объекта социологии, сущности общества и процессам его развития.
Понятие человека
Теоретические взгляды Парето определялись пониманием им сущности человека.
Паретовское понимание человека исходило из кризиса рационалистической модели человека и утратой веры в человеческий разум, которое произошло к концу XIX – нач. XX века.
Парето считал, что человек – существо чувства, веры, а не разума. Ему присуща потребность в псевдологическом обосновании задним числом своего нерационального поведения. Именно психическое состояние людей выступает объективным детерминирующим фактором социального поведения человека и социальных процессов в обществе.
Новое понимание человека и его природы позволило по-новому подойти к объяснению общества, социальности, социальных процессов.