Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Первый вопрос. Человек и политика




Исторический опыт свидетельствует: в политике не государство, не политические идеи и институты, а именно человек является началом всех начал. Живя в обществе, реализуя свой потенциал, человек в своих личностных началах вольно или невольно, прямо или косвенно вовлечён в политическую жизнь. Этот факт позволил Аристотелю назвать человека существом политическим, а его участие в политике связать с достижением социальной гармонии, стабильности. Такова, по мнению Аристотеля, цель политики. В исследовании процессов важно выяснить, какую роль играет человек в политике, каковы его права. В результате изучения данной темы студент сможет уяснить сущность личностного измерения политики.

В политической науке чаще всего анализируется личность политика (политического лидера) и участие рядовых членов в политическом процессе (посещение партийных собраний, выборы различных ветвей власти и т.д.). Не случайно, что одним из показателей демократичности общества является участие личности в политике как субъекта деятельности. Ещё в Древнем Риме люди с детства приобретали, по словам Цицерона, знания в области права, основ политической жизни и возможности участвовать в ней. [5, с.17.] Реально же политическая сфера была уделом немногих. И как итог - значительная часть населения была выключена из политического процесса.

Начиная с ХVIII века положение с политической активностью масс начинает меняться. В Америке и Европе были приняты первые декларации о правах человека, возникают массовые политические партии, в ХХ веке были приняты многие международные документы по правам человека и гражданина, включая и Универсальную декларацию прав человека 1948 года. Как правомерно отмечает политолог Б.И. Краснов, проблема личности, рассмотренной в качестве субъекта политической деятельности, сводится к тому, при каких условиях обеспечивается её возможность влиять на государство и его органы и каковы эти возможности. Система этих условий включает в себя, во-первых, общественную и политическую культуру личности, её понимание происходящих в обществе политических процессов и свои возможности влиять на них. В политологическую культуру непременно входят политологические знания. Во-вторых, никакое сознательное политическое действие невозможно без объективной и честной информированности субъектов политики о политической ситуации. В-третьих, субъектом политики должна быть предоставлена возможность для самостоятельности своих суждений и действий, а также возможность ознакомления с альтернативными точками зрения. Существует реальная опасность с помощью средств массовой информации навязать точку зрения, отвечающую определённым социальным силам. В-четвёртых, изолированный человек-одиночка вряд ли может претендовать на роль субъекта политики. Наконец, самое важное условие заключается в том - обеспечивает ли сама власть при соответствующей конституционно-правовой базе участие личности в политической жизни. [2, с.235.]

Таким образом, участие личности в политической жизни и её влияние на политический процесс - не совпадают. Всякая политическая система стремится обеспечить максимально благоприятные условия для своей деятельности. С этой целью она осуществляет политическую социализацию личности (процесс вхождения в политику). В широком плане политическая социализация - процесс усвоения человеком норм и традиций политической культуры, способствующих формированию у него необходимых свойств и качеств для адаптации к данной политической системе и выполнению там определённых функций и ролей.

К числу современных, наиболее распространённых теорий политической социализации, следует отнести ролевую теорию, где данный процесс рассматривается в качестве тренировки индивида в освоении предназначенных ему ролей, его научения «правилам игры» в отношениях с институтами власти (Р. Липтон, Т. Парсонс); бихевиористскую, исследующую политическую социализацию как процесс становления индивидуального политического сознания и связанного с преобладанием либо унаследованных (Б. Скиннер), либо социально приобретённых человеком ценностей и эмоций (А. Маслоу, Р. Уотерс, Р. Лейн); психоаналитическую, связывающую, как отмечают В.П. Пугачёв и Б.Г. Белов, политическую социализацию с анализом бессознательных, иррациональных моментов политического поведения (Э. Эриксон, Э. Фромм).

Проблема личности, как субъекта политики, предполагает определённый тип поведения. Это может быть политическая активность - деятельность, связанная со стремлением усовершенствовать или изменить политический строй, политический порядок.

На индивидуальном уровне политическая активность - совокупность проявления тех форм жизнедеятельности личности, в которых выражается её стремление активно участвовать в политических процессах, отстаивать свои права и интересы. Политическая активность личности - это практическое выражение её «я» в политике.

В процессе политической социализации личность усваивает ценности, правила и нормы политического поведения и деятельности, что становится опорой для выполнения политических ролей, адекватной реакции на те или иные события. В этом плане политическая социализация выступает как процесс формирования политического «я» человека. [4.]

Политическая пассивность характеризуется безразличием к политике и нежеланием принимать участие в политической жизни. Политическая пассивность проявляется в отказе от выполнения гражданского долга - участия в выборах, кампаниях протеста или поддержки. Политическая пассивность служит признаком неразвитости политической культуры личности, тех или иных слоёв в обществе или общества в целом, либо отрицательного отношения к ветвям власти. В кризисных ситуациях политическая пассивность может служить формой протеста против политики власти и её лидеров. [1,с. 270.]

Основным стимулом участия личности в политике может быть интерес и развитая политическая потребность. Участие в политическом процессе требует от личности компетентности, уверенности в себе, ярко выраженной индивидуальности, стремления самоутвердиться.

Политическая жизнь современной России требует людей уверенных в себе, обладающих политическим прагматизмом, талантом организатора. К сожалению, более типичным является на личностном уровне «бегство от политики».

Такая позиция объясняется рядом причин. Во-первых, неразвитостью гражданского общества в России. Во-вторых, отсутствие каналов влияния на органы власти. В-третьих, необъективностью средств массовой информации, которые «работают» на определённые группы, а не на консолидацию общества в целом. В-четвёртых, в современной России нет, по сути, массовых политических движений для выражения интересов разных социальных групп. В политике принцип «сам за себя в ответе» не подходит, ибо для личностного участия в политике нужна, как это ни может показаться парадоксальным, массовая политическая деятельность. По некоторым данным и в США лишь 10% населения активно участвуют в политической жизни, но там есть условия для личностного самовыражения в политической сфере на разных уровнях.

По результатам социологического исследования 1998 г. «Нормативно-ценностные и проектно-мотивационные ориентации молодёжи элитных факультетов высших учебных заведений города Новгорода», проведённого сотрудниками «Учебно-научной лаборатории акмеологических технологий обучения НовГУ» (руководитель Смирнов А.А.) и одним из авторов данной статьи, из 120 респондентов лишь один человек является членом политического объединения, а у остальных отношение к политике на уровне смыслов, представлений, понятий, но не действий.

Представляется, что в обществе не налажены каналы взаимодействия личности и власти, а кратологическая некомпетентность граждан - следствие незрелости новых политических структур, ибо развитое общество - это общество политически активных личностей. Участие же в политике - неотъемлемое право гражданина государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 633 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2373 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.