ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФУНКЦИИ
Считается, что понятие «политическая культура» впервые ввёл в научный оборот немецкий философ ХVIII века Иоганн Гердер. Однако, изучение политической культуры в качестве самостоятельного объекта анализа было начато в 50-е годы нашего столетия и заслуга в этом принадлежит американскому политологу Габриэлю Алмонду.
Вопрос о возникновении политической культуры практически не вызывает споров у политологов. Её они начали обнаруживать ещё в древнем мире. Так, Г. Алмонд говорит, что категории, которыми мы пользуемся при анализе политической культуры - субкультуры, элитистская политическая культура, политическая социализация, культурное измерение уже в имплицитном виде содержатся и в священном писании, и в произведениях Платона («Государство», «Законы»). В интеллектуальных традициях античности коренится теория стабильной демократии - одной из её важнейших версий является «гражданская культура» (тип политической культуры, господствующий преимущественно в англосаксонских странах). Здесь имеется в виду модель смешанного правления (с социальным преобладанием среднего класса), разработанная Аристотелем и Цицероном. Особенно значителен вклад Аристотеля («Политика»), большое внимание уделявшего психологическому измерению проблемы. [7, с. 1-17.]
Среди мыслителей последующих эпох, отмечает Ю.С. Пивоваров, существенное влияние оказывают Макиавелли, Монтескье, Руссо, Токвиль, В. Вильсон, Г. Уоллес, Моска, Парето, Михельс и другие. Здесь нужно учесть одну оговорку: речь идёт о постепенном вызревании концепции «политической культуры».
На сегодняшний день в политологии сформировалось три направления в понимании природы политической культуры. Одни из них (Г. Алмонд, С. Верба и Л. Пай) ограничивают её сферой политической психологии и сознания, распространённых политических ценностей, например, «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение.» (Г. Алмонд). Или, «Политическая культура - совокупность ориентаций, убеждений и мнений, которые вносят последовательность и наделяют смыслом политический процесс и которые поставляют те основополагающие представления и нормы, которыми управляется поведение людей в политической системе.» (Л. Пай).
Другие (Дж. Хаф, А. Ретгер) видят в ней прежде всего выражение нормативных (в том числе и идеально желательных) форм мыслительной и практической активности.
Третьи (У. Розенбаум, П. Дитмер, а среди отечественных учёных - Э.Я. Баталов, В.А. Щегорцев и др.) усматривают сущность политической культуры в тех или иных аспектах проявления ценностных, духовных компонентов и образцах поведения.
Каждая формулировка (подход) имеет свои достоинства. В общих чертах политическая культура является исторически сформулированной совокупностью ясных и скрытых представлений о разных аспектах политической жизни, в которую входят: ценности, нормы, политические инстинкты, образцы, способы политического действия индивидов и общественных групп.
Отсюда вытекает, как утверждает Б.И. Краснов, что политическая культура - это реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определённой системе политических отношений и политической деятельности. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов индивидуумов, уровень их представлений о политической власти и политических отношениях, способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять конкретную политическую позицию в ней, выраженную в конкретных социальных действиях. [5, c.344-345.]
Так или иначе политическую культуру можно отнести к субъективному восприятию политики. Элементы политической культуры представлены нами в (табл. 1):
Таблица 1