Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Второй вопрос. Типология политических культур




Для анализа и сравнения политических культур используется типология, данная в 1963 году Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Безусловно, предложенная типология не безупречна и не исчерпывающа. Но многочисленные критики этой типологии пока не смогли предложить ничего более убедительного. Алмонд и Верба различают три «чистых» типа политической культуры, анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики.

Первый тип. Патриархальный. Он характеризуется полным отсутствием у населения знаний о политике и политический системе, полным отрывом от неё. «В таких обществах нет специализированных политических ролей: власть вождей и шаманов представляет собой нерасчленённость политикоэкономической религиозной роли. У членов этих обществ политические ориентации не отделены от иных ориентаций (экономических, религиозных). Патриархальная ориентация есть отсутствие каких-либо ожиданий, связанных с политической системой. Последняя никак не соотносится с жизнью патриархала.» [ 1. с.17-18.]

Второй. Подданический. Ему свойственно «пассивное политическое поведение», исключительная ориентация на господствующие ценности при очень слабом их осмыслении. Высокий уровень ориентаций «output» - аспектов политической системы; однако полное отсутствие ориентаций относительно «input» - аспектов политической системы и самого себя как участника политического процесса.

Третий. Активистский. Индивиды активно участвуют в политической жизни, пытаются воздействовать на процессы принятия решений, умело артикулируя собственные процессы. При этом выполняют и с уважением относятся к уже принятым решениям. Этот тип квалифицируется и как «рационально-активистский». «Члены общества ориентируются на систему в целом - как на её политические, так и административные структуры и процессы (в ней протекающие). Иными словами, это одновременно ориентация на input и output аспекты системы.

Характерна так же ориентация на «активистскую роль самого себя», и это последнее не зависит от позитивного или негативного отношения к системе и ролям.» [1, с.22]

Не менее известную, а в ряде аспектов и более предпочтительную типологию политико-культурных явлений предложил английский теоретик Д. Каванах, выделивший их гомогенную (отличающуюся наличием единых ценностных ориентаций граждан, их взаимной терпимостью к инакомыслящим, дифференцированностью политических ролей и т.д.), фрагментарную (для которой свойственна взаимооппозиционность различных субкультур), смешанную (состоящую из различных систем ценностной ориентации граждан, несколько дистанцированных от официальных норм господствующего режима) и искусственно гомогенную разновидности. В последней широкая политическая апатия сочетается с искусственно поддерживаемым авторитетом режима правления. [8, с.55-56.]

Не вдаваясь в углублённый анализ вышеподнятых проблем, отметим, что в конкретных странах политическая культура способна не только соединять в себе разнообразные черты «чистых типов», но и соответствовать одному из них.

Смена типов политических культур не осуществляется сразу. Переходный период, как правило, характеризуется сменой ценностей, установок, социальных ориентиров. Это проявляется и в смене социальных норм, регулирующих поведение людей. Российскую политическую культуру посткоммунистической эпохи можно отнести к фрагментарному типу, для которого характерно отсутствие политического консенсуса, этническая, конфессиональная и идеологическая непримиримость, отсутствие общепринятых правил игры, конфликт различных социальных групп.

Академик Д. Лихачев не единожды говорил о необходимости выработки стратегии развития культуры в нашей стране, стратегии, которая могла бы послужить программой конструктивных действий как социальных групп, так и отдельных граждан. Органической частью такой стратегии должна стать и стратегия культурного строительства. Что для этого нужно сделать? Прежде всего перестроить и изменить всю систему политического воспитания и образования - от детского сада и до высшей школы. Видимо, носителем новой политической культуры по настоящему может стать только новое поколение. Но, чтобы это произошло, оно должно быть социализировано иначе, чем их деды и отцы.

Если дети, как это было недавно, будут воспитываться на чердаках гражданской войны, то наше общество будет оставаться во власти старой политической культуры, а значит, как отмечает Э. Баталов, и традиционных, давно переставших работать форм политического поведения и мышления.

Переход от тоталитаризма к демократии не осуществляется легко. Тоталитарный строй, как писал И.А. Ильин, «навязывает людям ряд больных уклонов и навыков, которые... въедаются в душевную ткань. Сюда относятся: политическое доносительство (часто заведомо ложное), притворство и ложь, утрата чувства собственного достоинства и почвенного патриотизма, мышление чужими мыслями, льстивое раболепство, вечный страх... Долголетний моральный разврат будет преодолеваться медленно, ибо люди отвыкают от лояльности, прямоты, мужества, самостоятельности, независимых убеждений, правдивости, взаимного убеждения и доверия.» [3, с.28-29.]

Переход к демократии, таким образом, требует не только создания институтов гражданского общества, но и преодоления стиля жизни старой политической культуры.

Резюме. Построение нового демократического общества возможно только на базе новой политической культуры, что предполагает накопление собственного политического опыта и наличие подлинно демократических потребностей.

__________________________________________

1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии// Полис. 1992. № 4.

2. Вестник МГУ. Серия 18. 1996. № 2.

3. Ильин А.И. Наши задачи. Т. 1. М., 1992.

4. Миколантьев А.А. О человеческих потребностях // СПЖ. 1998. № 6.

5. Политология. Учебное пособие /Под ред. Б.И. Краснова. М., 1995.

6. Федотова В.Г. Надо ли сегодня изучать Россию в Америке?// Философские науки. 1998. № 2.

7. Almond G., Verba C. Thecivil Culture revisoter. Boston - Toronto. 1980.

8. Kavanagh D. Politikal science and Politikal Behavior. L. 1983.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 416 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2284 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.