Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философские воззрения русских марксистов




В восприятии теории Маркса Плеханов особое внимание обращал на два момента:

- более глубокое соединения материализма и диалектического метода и на этой основе развивал Марксову критику механистического материализма

- необходимость последовательно проводить монистический принцип в материализме, то есть выводить все законы природы, общества и культуры из представления об универсальной материальной субстанции, лежащей в основе всех явлений.

В своей гносеологии Плеханов парадоксально соединял материалистическую онтологию и гносеологические идеи Канта. Согласно Плеханову, материальные объекты недоступны нам в своей собственной форме; на уровне чувственного восприятия, с которого начинается любое познание, мы воспринимаем только действия вещей на нас, то есть отношения между ними и органами чувств, а не сами вещи.

В целом Плеханов в своих философских сочинениях не выдвинул никаких особенно оригинальных идей, и их значение ограничивалось в основном разъяснением и пропагандой марксизма. Особо нужно отметить, что Плеханов полностью разделял мнение Маркса о том, что коммунистическая революция может совершиться только в самых развитых капиталистических странах и должна иметь всемирный масштаб. На этом основании он отвергал возможность революции в России и резко критиковал Ленина и других большевиков за их веру в победу революции в "самом слабом звене" мирового капитализма.

Владимир Ильич Ленин - развивал прежде всего идею классовой борьбы и механизмы осуществления диктатуры пролетариата. В его трудах под новым углом зрения освещались многие проблемы общей философии – проблемы материи, истины, всеобщего метода познания; социальной философии – о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов и т. п.

Марксизм-ленинизм (диалектико-материалистическая философия) был господствующим мировоззрением в СССР. С конца 80-х гг. представители того направления в диалектико-материалистической философии, которое находилось в закрытой оппозиции к процессу политизации философии, стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать философское наследие России XIX – нач. XX в. и русского зарубежья 20 – 50-х гг. (В. Ф. Асмус, Б. М. Кедров, Э. В. Ильенков, П. В. Копнин и др.). С начала 90-х гг. XX в. марксистская парадигма стала «необязательной».

 

1.32. Философские взгляды В.С. Соловьёва.

- Религиозно-идеалистическая философия. Основу философии Соловьёва составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии. Вл. Соловьев – основоположник русской философии всеединства, воплощающей внутреннюю направленность русской культуры к синтезу философии и богословия, западной и восточной, рациональной и мистической мысли.
Философию всеединства Соловьёв разработал из славянофильской идеи соборности, трансформируя её в онтологический, всёохватывающий, космический принцип.
Всеединство в философии Соловьёва выступает в нескольких аспектах:

онтологическом, как единство Бога, человека и космоса;

аксиологическом, как единство Истины, Красоты и Добра;

гносеологическом, как единство трёх видов знания: эмпирического, рационального и мистического, т. е. научного, философского и религиозного;

практическом, как единство общества, государства и церкви. Духовной основой такого объединения является слияние православия, католицизма и протестантизма. По принципу всеединства существуют все жизнеспособные целостности, в том числе и общество.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьёва через концепцию Богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением Богочеловечества, согласно Соловьёву, является Христос.

Онтологические, этические, социологические и историко-философские взгляды нашли наиболее полное своё выражение в труде под названием «Оправдание Добра. Нравственная философия». Смысл человеческой жизни Соловьёв видит в осуществлении человеком, обществом и человечеством в целом идеи Добра.

Соловьёв различает три основные формы организации человеческого общества: родовая форма; национально-государственный строй; всемирное общение жизни. Последняя из этих форм есть осуществление идеи Всеединства – идеал будущего.

Значительная часть работ Соловьёва - его размышления о возможных путях достижения богочеловечества – о том, что для этого могли бы сделать личность, государство, церковь – прежде всего в России.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 701 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2333 - | 2114 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.