Философия, как наука начинается с того, что в основе мира лежит единое начало. Этим началом является бытие. Впервые бытие было признано в школе элеатов. Представители: Парменид и его ученик Зенон Элейский.
«Бытие, как таковое непознаваемо» – Парменид. Тождеством бытия и понятия является идея. Бытие есть начало философии и мира. Бытие определяется, как мысль и как нечто сущее. Бытие является бесконечным, вечным, единым и неподвижным.
Также бытие раскрывается в учении Гераклита. Принцип его философии – становление. Единство бытия и небытия представляет собой переход одного в другое. Бытие и небытие едины. Становление по Гераклиту является первой истиной бытия. Он говорил, что общее нельзя определить через единичное. Момент – это бытие, которое исчезает в момент своего существования. Последователь Гераклита – Демокрит - выдвинул понятие первоначала – в форме атомов и пустоты. Атом – отрицание отрицания бытия, пустота - отрицание отрицания небытия. У элеатов бытие бесконечно. Гераклит ограничивает эту бесконечность небытием.
Неоплатоники соединили величайшее понятие бытия и мышления. Определению их мысли соответствует определение бытия. Их мысль объективна, но с другой стороны единство выступает так, что бытие разумно, оно целесообразно. Первоначало – это единство бытия и мышления, но единство реализуется в раздвоении.
Философы искали ответ на вопрос «Присуще ли бытие богу?»Средневековая философия пыталась найти доказательство бытия бога. Ф.Аквинский: «Мир целесообразен», т.е. одно из его доказательств состоит в том, что все в мире имеет причину, но должна существовать первопричина – Бог. У Ансельма также есть знаменитое доказательство бога. Он исходил из понятия, что существует абсолютно совершенное существо.
Формы бытия:
Можно выделить следующие основные формы бытия:
вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком;
человека — подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие;
духовного, состоящего из объективного и субъективного духа;
социальное, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.
Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие. Но это уже относится к последующему изложению.