Первый тип (синдром Гурлера). Для данного синдрома характерны деформации скелета, отставание в росте, контрактуры крупных суставов, гепатоспленомегалия, кардиомегалия, помутнение роговицы, прогрессирует умственная отсталость (см. рис. 16). Больные погибают в возрасте до 1 лет от бронхолегочных инфекций и сердечной декомпенсации. Наследование данного синдрома аутосомно-рецессивное.
Второй тип (синдром Хантера). Сопровождается глухотой, костно-суставными изменениями, менее выражено отставание нервно-психического развития. Продолжительность жизни около 30 лет. Наследование синдрома рецессивное, сцепленное с Х-хромосомой, поэтому болеют только мальчики.
Третий тип (синдром Санфилиппо). Характеризуется умственной отсталостью, незначительными гепатоспленомегалией и катарактой, менее выраженными костными изменениями.
Естественно, расшифровка типа мукополисахаридоза возможна только при помощи биохимических исследований кислых гликозаминогликанов в крови и моче.
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА В ЭРИТРОЦИТАХ
Наследственный микросфероцитоз (семейная гемолитическая анемия Минковского—Шоффара). Заболевание обусловлено генетическим дефектом эритроцитов, в частности врожденной недостаточностью липидов оболочки, что приводит к проникновению в клетку ионов натрия и потере АТФ. Измененные эритроциты разрушаются в селезенке, в результате чего происходит образование токсического непрямого билирубина. Заболевание характеризуется триадой синдромов: анемия, желтуха и спленомегалия. В клинической картине следует выделять хроническое течение с триадой синдромов и острые формы, связанные с усиленным гемолизом. Особые трудности для диагностики представляет болезнь в периоде новорожденности. Изучение родословной в таких случаях оказывает существенную помощь. Для диагностики используют исследование крови: в анализах отмечаются микросфероцитоз, ретикулоцитоз, снижается осмотическая стойкость эритроцитов, изменяется структура кислотной эритрограммы.
Тип наследования — аутосомно-доминантный. При наличии заболевания у одного из родителей риск рождения ребенка с гемолитической анемией Минковского—Шоффара составляет 50 %.
В лечебном плане проводят симптоматические мероприятия, а при гемолитических кризах радикальным методом лечения является спленэктомия.
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕННОГО ВСАСЫВАНИЯ
К данной группе энзимопатий относятся непереносимость лактозы, целиакия, муковисцидоз и др.
Непереносимость лактозы. Это наследственное заболевание, связанное с отсутствием или снижением активности фермента лактазы, расщепляющей молочный сахар до глюкозы и галактозы. Негидролизованная лактоза почти не всасывается и ускоряет перистальтику кишечника. При лактазной недостаточности тонкой кишки с первых дней жизни у ребенка наблюдается упорное послабление стула, беспокойство (колики), срыгивание, обезвоживание, отсутствие прибавки в массе тела. В крови отмечаются значительные электролитные нарушения (снижение уровней калия, натрия, кальция). Нагрузка лактозой выявляет низкий (менее 1,1 ммоль/л) подъем уровня гликемии(при сравнении с исходной концентрацией), рН кала сдвигается в кислую сторону.
Непереносимость лактозы встречается у 15 % здоровых детей, а при различных хронических заболеваниях пищеварительного тракта у 40—78%. Исследования на близнецах и их родителях показали, что наследуется данный ферментный дефект по аутосомно-доминантному типу.
Лечебные мероприятия связаны с симптоматической терапией (ликвидация обезвоживания), а также переводом ребенка на безмолочное вскармливание (детские смеси, приготовленные на основе сои).
Целиакия (болезнь Ги — Гертера—Гейбнера, глютеновая энтеропатия). Это наследственное заболевание, обусловленное дефицитом ферментов, расщепляющих глиадин злаков до аминокислот, и накоплением в организме токсигенных продуктов его неполного гидролиза.
Ведущим клиническим признаком данного заболевания является тяжелая дистрофия, а также увеличение живота, учащение стула, анорексия, отставание в росте. Первые признаки заболевания появляются после включения в питание ребенка блюд, приготовленных из круп, муки злаковых (рожь, пшеница, овес, ячмень).
Наследование заболевания — аутосомно-рецессивное. Частота встречаемости этой патологии составляет от 1: 800 до 1: 3000.
В родословной семьи, имеющей детей с целиакией, можно выявить хронические заболевания пищеварительного тракта, бесплодие, онкологические заболевания пищеварительного тракта и женских половых органов.
В лечебном плане необходимо исключение блюд из злаковых продуктов и проводить симптоматическую терапию. Так как при целиакии всегда имеется дефицит цинка, то его назначение дает положительный эффект. Аглиадиновую диету необходимо практически соблюдать всю жизнь.
Муковисцидоз (кистофиброз поджелудочной железы). Это наследственное заболевание, причиной которого является нарушение секреторной функции всех эндокринных желез, выражающееся в повышении вязкости секрета. Тип наследования муковисцидоза — аутосомно-рецессивный. Частота заболеваемости по данным различных авторов от 1 из 2000 до 1 из 2500.
Выделяют следующие основные клинические формы заболевания:
1)мекониальный илеус (у новорожденных);
2)бронхолегочная форма с развитием хронического воспалительного процесса и потерей массы тела;
3)желудочно-кишечная форма с развитием дистрофии;
4)смешанная форма.
Среди всех случаев муковисцидоза мекониальный илеус составляет 5—10 %. В просвет кишечника мало поступает трипсина и меконий не подвергается ферментативному воздействию, в результате чего он становится очень вязким, часто скапливается в илеоцекальной области, прилипает к стенкам кишечника. У ребенка после рождения появляется рвота с желчью, вздутие живота, отсутствие выделения первородного кала, может произойти заворот или перфорация кишечника.
При лечении этой формы муковисцидоза применяют панкреатические ферменты, назначают очистительные клизмы, а при перфорации или завороте кишечника — оперативное лечение.
Бронхолегочная форма муковисцидоза проявляется повторными заболеваниями легких, трудно поддающимися лечению. При этой форме нередко у ребенка развивается дистрофия. Наряду с поражением легких имеется нарушение переваривающей способности поджелудочной железы. В кале обнаруживается нейтральный жир, стул обильный с неприятным запахом.
При желудочно-кишечной форме нарушается переваривающая способность ферментов поджелудочной железы и кишечника. Потребление большого количества пищи с достаточным количеством белков, липидов, углеводов и витаминов не ликвидирует дистрофию. У больных муковисцидозом могут быть и непостоянные симптомы: серо-коричневая окраска зубов, неприятный запах изо рта, длительные боли в верхней половине живота, выпадение прямой кишки, отеки, поражение печени, синуситы.
Для диагностики заболевания в периоде новорожденности можно исследовать меконий на концентрацию в нем белка — альбумина (в норме содержание альбумина в меконии до 20 мг/г сухой массы). У более старших детей исследуют потовую жидкость на концентрацию натрия и хлора. Потовую жидкость получают с помощью электрофореза с пилокарпином. Для муковисцидоза характерно увеличение в 2—5 раз концентрации электролитов в поту (норма 35 ммоль/л).
Лечение симптоматическое. Назначают диету, обогащенную белком и натрием, с ограничением липидов. С заместительной целью назначают ферментные препараты поджелудочной железы (панкреатин и его аналоги), пищу подсаливают.
Смешанная форма муковисцидоза сочетает в себе симптомы бронхолегочной и желудочно-кишечной формы.
Изложенные наследственные заболевания обмена веществ, естественно, не исчерпывают все встречающиеся нозологические формы. Дальнейшее развитие клинической генетики и биохимии позволит расшифровать патогенез многих известных наследственных заболеваний, а также описать новые их формы, разработать рациональные методы лечения.