Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Педагогика профилактики рецидивной преступности




Постпенитенциарная педагогика — один из видов профилактики рецидивных преступ­лений, совершаемых лицами, отбывшими уголовные наказания. Это педагогическая составляющая обеспече­ния их ресоциализации — возврата к свободной, нормальной тру­довой и правомерной жизни. Она предполагает восстановление временно оборванных человеческих связей, семейной жизни, час­тично утраченных жизненных ориентиров и навыков самообеспече­ния жизни, включение в трудовую деятельность, преодоление внутриличностного конфликта, связанного с имевшимся фактом осуж­дения, ограждение от влияния криминализирующих факторов, в том числе намерений криминального мира вновь втянуть его в криминальную деятельность и жизнь. Основные направления этой работы состоят в следующем.

Социальный контроль — предполагает предупреждение и пресе­чение педагогическими мерами отклонений в поведении лица, от­бывшего наказание. Значительное внимание уделяется охране прав этого лица. Субъектами социального контроля выступают: правоох­ранительные органы, суды, исполнительные органы власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане.

Индивидуально-педагогическое воздействие — осуществляется те­ми же субъектами в целях продолжения исправительной работы, проводившейся с бывшим осужденным в заключении. Принято считать, что залогом успеха в ресоциализации может служить испы­тание чувства стыда за прежнее собственное аморальное, асоциаль­ное и противоправное поведение. Его внушение и поддержание вы­полняет профилактическую и восстанавливающую личностные ка­чества роль, а клеймление толкает правонарушителей в криминаль­ные субкультуры20. Эффективны поддержка веры в будущее, нор­мальную и успешную жизнь, педагогическое консультирование по вопросам ресоциализации, преодоления жизненных проблем, само­совершенствования. Педагогический эффект может дать и разумное применение правовых мер воздействия21.

Реанимация или (и) коррекция отношений с ближайшим окруже­нием — предполагает проведение работы не только с лицом, от­бывшим наказание, но и с родственниками, друзьями, чтобы сти­мулировать их желание и готовность к нормализации отношений с освобожденным, оказывать ему поддержку и ограждать от возмож­ных соблазнов и сбоев.

Включение в социально-полезную деятельность — позволяет мо­билизовать силы трудового или учебного коллектива на развитие личности человека, снизить напряженность в отношениях освобо­дившегося с окружающими, помочь достигнуть первых воодушев­ляющих успехов.

Оказание социальной поддержки — включает в себя два направ­ления: непосредственная помощь самому освобожденному — мате­риальная, медицинская, юридическая (оформление документов, консультирование, помещение в лечебные учреждения и др.); оказание помощи людям, от которых зависит благополучие отбывшего наказания, — родителям, детям, супругу, братьям и сестрам.

Помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с фактом имевшего место осуждения, — заключается в формирова­нии: перспектив собственного развития; личных и социально зна­чимых целей, достижение которых может способствовать самоиден­тификации себя как законопослушного гражданина.

Таким образом, суть постпенитенциарной педагогики состоит не в изобретении новых, ранее неизвестных форм работы, а в действен­ной работе с конкретным человеком, в оптимизации уже известных и апробированных методов и приемов в интересах человека, которо­му необходима поддержка для облегчения в устройстве жизни.

Историческая справка. Постпенитенциарная педагогика как особое теоретическое и прикладное направление юридической педагогики пока еще не сфор­мировалась, хотя истоки ее обнаруживаются в трудах пенитенциаристов XIX в. В России издревле чувство со­страдания к ближнему вызывало стремление населения облегчить участь «тюремных сидельцев»22. Это носило в основном спонтан­ный, благотворительный характер23 и выражалось в предоставлении на короткое время крова, оказании помощи деньгами, одеждой, едой. Со временем она осознается как одно из средств борьбы с преступностью и начинает именоваться патронатом24. Вывод о воз­можности и необходимости бывших преступников и их исправле­ния и перевоспитания, гуманизация взглядов на тюремное дело, свойственные XIX в., привели к пониманию того, что самым важ­ным в работе с отбывшим наказание является: помощь в возвраще­нии к честной жизни, приспособлении к жизни на свободе, при­учении к ней, примирении с семьей, восстановлении прерванных социальных связей; удержание от совершения новых преступле­ний25. Все это осуществлялось добровольцами, которые объединя­лись, создавая Общества покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (патронат)26. Процесс покровительства склады­вается как бы из двух этапов:

1) ознакомления с личностью осво­бождаемого, его духовным миром, поведением в тюрьме, прежними судимостями, семейным и имущественным положением, профессиональной подготовкой, прошлой жизнью и намерениями;

2) не­посредственной помощи освобождаемым со стороны членов Обще­ства и наблюдение за ним. Изучение личности освобожденного на­чиналось задолго до его выхода из заключения. Члены Общества без всяких ограничений посещали заключенных в тюрьме, знако­мились с ними, с их семейным положением, предпринимали пер­вые шаги к примирению с семьей, выясняли их нужды, выполняли некоторые поручения, например определить детей в приют, найти имущество и др. Такая организация работы позволяла обеспечить индивидуальный подход с учетом личностных качеств каждого из освобождаемых. При посещении заключенных в тюрьме им сооб­щался адрес Общества, по которому можно было обращаться за помощью при освобождении. Это давало уверенность в собствен­ной значимости, нужности, открывало определенные перспективы, формировало надежду на будущее. Члены Обществ подходили к своему делу с оптимизмом и верили, что если поддержать человека вовремя, то он не свернет с правильного пути.

Виды помощи освобожденным определялись уставами Обществ патроната. Вышедшего из тюрьмы старались определить на работу, найти ему полезное занятие, которое давало бы средства к сущест­вованию и развивало положительные качества личности. Отвыкшие от жизни в условиях свободы часто нуждались в обычных житей­ских советах, простых словах утешения, которые они находили у членов Обществ, так как тюрьма не могла научить пользоваться свободой, иначе она перестала бы быть сама собой. Члены Обществ патроната нередко выполняли роль посредников между освобож­денными и его семьей, прежними и новыми работодателями. Во­просы патроната активно обсуждались в печати и на различных фо­румах, что позволяло анализировать деятельность, выявлять досто­инства и изъяны, учитывать наиболее удачные предложения27.

С 90-х годов XIX в. началась научная разработка проблем па­троната. Исследования В. Акимова, Г.В. Демченко, Н.Ф. Лучинского, П.И. Люблинского, Н.И. Миролюбова, СВ. Познышева, С.Г. Фельдштейна, И.Я. Фойницкого и других осуществлялись в двух основ­ных направлениях: разработка теории патроната и теоретическое обоснование организации и деятельности учреждений, осуществ­ляющих патронат. Поучителен сделанный в конце XIX в. вывод о том, что патронат необходим прежде всего в педагогических целях, главная из которых — научить освобожденных из мест заключения самостоятельно добывать средства к существованию собственным трудом и расходовать их таким образом, чтобы обеспечить свое бла­госостояние, чтобы условия жизни не могли служить поводом для рецидива28. Кроме этого, патронат, как отмечали исследователи, должен приучать вышедших из тюрьмы постепенно, с помощью добросердечных людей ценить любовь семьи и близких, нести от­ветственность за их благополучие и собственное поведение. Счита­лось, что под покровительство нужно принимать лишь тех, кто по­дает надежду на исправление, желает этого и искренне намерен принять оказываемую помощь. Что касается иных, то к ним пред­лагалось применять меры административно-полицейского надзора. Именно поэтому перед членами Обществ патроната и тюремной администрацией ставилась задача пробуждать в осужденных жела­ние изменить свою жизнь и жизнь семьи, ибо никакое воспитание не может быть успешным, если сам воспитуемый в нем не участву­ет и сам себя не воспитывает.

Основные принципы патроната в окончательно сло­жившемся виде были сформулированы СВ. Познышевым. К их числу отнесены:

1) участие в деле патроната людей, отличающихся высокой нравственностью и осознанием важности этого дела;

2) широкая пропаганда идей патроната с целью содействия воз­никновению, упрочению и объединению местных Обществ;

3) наличие нормативной базы, регулирующей деятельность Об­ществ патроната и специальных учреждений для работы с посетите­лями;

4) гласность в деятельности патроната;

5) бережливость, которая заключается в том, чтобы оказывать попечение не каждому, а лишь тому, кто в нем нуждается;

6) заблаговременная, еще в тюрьме, подготовка заключенных к жизни на свободе;

7) создание трудовых убежищ для кратковременного пребыва­ния в них, до определения места жительства29.

Коллективная помощь оказывалась в виде организации различ­ных закрытых учреждений для работы с группой освобожденных, где патронируемые могли жить и работать достаточно долго. В них был установлен жесткий внутренний режим, хорошо организован­ный надзор и четко поставленная воспитательная работа. Без по­следней такое учреждение грозило превратиться в продолжение тюрьмы. Основными условиями устройства убежищ являлись: сво­бодное поступление и выход из них; наличие распорядка и дисцип­лины; точно определенный срок пребывания в них, исключение возможности бесцельного времяпрепровождения. Все, чем могли воспользоваться посетители убежищ, должно было быть заработан­ным. Однако более часто создавались учреждения, которые давали приют лишь на короткое время — до нахождения места работы и места жительства. По мнению специалистов, предпочтительной бы­ла индивидуальная помощь.

Особое внимание Обществами уделялось патронату над несо­вершеннолетними, так как уже в XIX в. был сделан вывод о связи между ранним осуждением и рецидивом. Этот патронат был обяза­тельным, так как считалось, что поскольку государство обязано за­ботиться о молодежи, то и освобождающиеся из заключения обяза­ны подчиняться тем мерам попечения, какие считаются государст­вом необходимыми для отвращения от преступлений. Одним из условий патроната было близкое знакомство каждого члена Обще­ства с несовершеннолетним, о котором предстояло заботиться (употреблялось именно слово «забота», а не «оказание помощи»), которого следовало поддерживать, быть его советчиком, другом, наставником, защищать его интересы. Основная задача членов Об­ществ заключалась в том, чтобы оказывать положительное воспита­тельное влияние на несовершеннолетних. Для правильной и ус­пешной работы патроната отбирались попечители, отличающиеся высокими нравственными качествами и могущие оказать правиль­ное воздействие на несовершеннолетнего. Было признано необхо­димым, чтобы в этом деле участвовали фабриканты, ремесленники, хозяева мастерских, владельцы лавок и магазинов, т.е. лица, кото­рые могли бы способствовать устройству опекаемых, определению их на места. Важная роль отводилась духовенству, одно из предна­значений которого — нравственное развитие несовершеннолетних, укрепление их духовных сил, религиозное воспитание питомцев.

Наиболее распространенными видами помощи несовершенно­летним были: содействие в установлении связей с семьей или род­ственниками, которые могли бы заботиться о несовершеннолетнем; отправка на родину, приискание постоянных занятий или устройст­во в учебные или лечебные заведения. В ряде случаев питомцам оказывалась помощь в получении видов на жительство. Общества патроната заботились об одежде, питании, лечении освобожденных несовершеннолетних. Причем это не считалось благотворительно­стью, поскольку молодые люди должны были сразу или впоследст­вии принять участие в деятельности Общества путем предоставле­ния ему части своего заработка или выполнения работ, т.е. воспитанники отрабатывали те блага, которые получали своим трудом. Это исключало праздность и иждивенчество. Те несовершеннолет­ние, которые поддерживали связь со своим наставником, не поры­вали отношений с Обществами патроната, вели благопристойный образ жизни, могли рассчитывать на помощь в случае житейской нужды, болезни, потери места работы, свадьбы, похорон и пр. Деньги, вещи в таких случаях давались в долг. Организаторы па­троната считали, что ответственность за свои поступки, поведение, в том числе и за долги, — одно из важных показателей зрелости подопечного, готовности и способности жить самостоятельно. По­этому тем, кто не желал исправляться и жить честной жизнью, по­мощь такого рода не оказывалась.

Общества патроната старались как можно меньше давать несо­вершеннолетним «праздных» денег. Деньги выдавались только на конкретные нужды и из сумм, которые заработаны самим питом­цем. Если таковых не оказывалось, помощь выражалась в предос­тавлении одежды, питания, обуви, билетов на проезд, инструментов по ремеслу, т.е. предоставлялась реальная возможность самостоя­тельно создать себе условия жизни. Члены Общества патроната отыскивали соответствующее ремеслу место, при этом старались подбирать хозяев, которые отличались нравственными качествами, не обижали бы и не унижали воспитанников, были справедливыми и взыскательными. Члены Обществ патроната держали под контро­лем взаимоотношения хозяина и несовершеннолетнего и старались не допускать несправедливости.

Многие специалисты, занимающиеся вопросами преступности несовершеннолетних, ее предупреждения, считали, что тюрьма — это школа преступности и рецидивизма. Поэтому они обращали внимание на необходимость отделения несовершеннолетних от взрослых преступников на всем протяжении уголовного процесса. В связи с этим ряд Обществ патроната постепенно расширяли круг лиц, которым отказывали патронатную помощь. Так, под покрови­тельство принимались дети заключенных, оставшиеся без попече­ния, оправданные по суду и нуждающиеся в социальной реабили­тации, освобожденные от содержания под стражей в связи с пре­кращением уголовного преследования30.

Основные выводы, вытекающие из анализа отечественной и за­рубежной практики патроната, научных воззрений, нашли отраже­ние в нормативном акте, посвященном патронату. Это был Нор­мальный (примерный) устав Обществ покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (патроната), принятый в 1908 г. Он служил образцом для вновь создаваемых Обществ, которые мог­ли принять его целиком, без изменений, или на его основе принять свой с необходимыми дополнениями. В Уставе закреплялась цель патроната: содействие вышедшим из мест заключения в устройстве быта, с тем чтобы возвратить их на путь честной жизни. Принци­пиально важно, что в нем закреплялось положение не о предупреж­дении преступлений, а о возвращении к честной жизни, которая как таковая сама по себе исключает совершение преступления. Ста­тья 3 Устава определяла круг лиц, которые могли приниматься под покровительство. Их перечень свидетельствует о том, что здесь на­шли отражение такие принципы постпенитенциарной педагогики, как гуманизм, доверие, оптимизм, готовность к педагогическому сотрудничеству, соучастие в жизни подопечных и др.

Изучение опыта организации патроната в России в XIX в. пока­зывает, что уже в те времена имели место интересные, заслужи­вающие внимания находки, не утратившие значения и теперь: ин­дивидуализация патроната, широкое участие общественности в этом деле, нравственно-педагогические основы его организации, изучение личности питомцев, примирение их с обществом и т.п. Важно, что социальная адаптация осуществлялась не изнутри ис­правительной системы, а здоровыми силами общества. Связь с эти­ми силами формировала у осужденных уверенность в собственной значимости, ценности для общества, которое заинтересовано в их дальнейшей жизни.

Безусловно, нельзя идеализировать опыт прошлого. В нем мно­го положительного, но, к сожалению, немало и промахов, ошибок, неудач, явных просчетов. Те положительные начинания, которые имели место, были единичными и касались немногочисленных групп людей. Широкого размаха движение патроната в силу ряда причин объективного и субъективного характера не нашло. Однако это не может умалить значимости, важности и ценности отечест­венного опыта патроната. Его изучение раскрывает положительные тенденции, проявившиеся в этом деле, которые трудно переоце­нить. Следует также иметь в виду, что всякое явление следует оце­нивать не столько в сравнении с сегодняшним днем, сколько со временем, ему предшествовавшим. Поэтому нужно отметить, что организаторы патроната в XIX в. были в этой области первопроход­цами. Они занимались делом, прежде не имевшим места, и их на­чинания в XIX в. стали шагом вперед в развитии пенитенциарной науки и практики.

В начале XX в. в связи с войной благотворительные организа­ции, осуществлявшие патронат, прекратили свое существование.

Однако вопрос об оказании помощи отбывшим наказание актуаль­ности не утратил, что нашло отражение в ст. 10 ИТК РСФСР 1924 г., предусматривающей дополнение существующей исправи­тельно-трудовой системы учреждениями, которые оказывали бы помощь осужденным и освобожденным из мест лишения свободы. В числе прочего этим учреждениям предписывалось: оказание под­держки при возвращении освобожденных к месту жительства; пре­доставление им на первое время питания и помещения для прожи­вания; предоставление ссуд на приобретение рабочих инструментов и предметов домашнего обихода; устройство мастерских и предпри­ятий для работы освобожденных; оказание им юридической и ме­дицинской помощи. Новое государство предполагало усиление пе­дагогического влияния на лиц, отбывших наказания. Однако хоро­шие идеи реализованы не были. Лишь в 1964—1965 гг. были пред­приняты практические меры в виде расширения функций наблюда­тельных комиссий и привлечения к постпенитенциарной работе трудовых коллективов, общественных организаций и введения ин­ститута общественных воспитателей. В 70—80-е годы XX столетия к этой работе привлекались широкие слои общественности (трудовые коллективы, профсоюзные организации, спортивные, творческие коллективы), практиковалось шефство-наставничество, индивиду­альная воспитательная работа.

К настоящему времени целостной системы обеспечения соци­альной адаптации лиц, отбывших наказание, не сохранилось. По­мощь в социальной адаптации после освобождения оказывают по преимуществу благотворительные и религиозные объединения. Она заключается в традиционных видах: предоставление приюта, снаб­жение едой, одеждой, обеспечение, по возможности, работой. Об­щественные объединения граждан, трудовые, учебные коллективы от этого дела отошли, а органы местного самоуправления пока не определили своей роли в этом деле и не нашли воспитательных ре­сурсов для его осуществления. Участие государственных органов сейчас выражено в работе органов исполнения наказаний по подго­товке осужденных к освобождению: в их профессиональном обуче­нии, в ознакомлении с соответствующими правовыми предписа­ниями, обеспечении проездными документами, питанием в пути, деньгами, одеждой.

Педагогический анализ изложенного опыта показывает, что:

1) постпенитенциарная работа — обязательное социальное, пра­вовое и психолого-педагогическое направление профилактики ре­цидивной преступности, потенциал которого пока используется крайне недостаточно;

2) все средства и методы ресоциализации освобожденных из мест заключения должны быть воспитательными;

3) в основе социальной адаптации должна быть активная соци­ально полезная деятельность: творческая, образовательная, произ­водственная — как разновидности труда;

4) освобожденный должен быть активно включен в систему со­циальных отношений, окружающих его непосредственно;

5) работа по ресоциализации должна строиться на основе устой­чивого взаимодействия государственных органов и общественных объединений;

6) необходима разработка и использование адекватных совре­менной ситуации педагогических методик;

7) в работе органов местного самоуправления и внутренних дел по ресоциализации освобожденных должны участвовать педагогиче­ски компетентные люди — социальные педагоги-психологи, специ­ально подготовленные к ней.


Использование зарубежного педагогического опыта — «трудное искусство». Надо уметь использовать зарубежный опыт, но не ме­нее важно научиться и не злоупотреблять им. Недопустимо недо­оценивать зарубежный опыт, но плохо и просто копировать его, пытаясь за рубежом найти легкие решения сложных и своеобразных российских проблем. Сколько бы мы ни использовали мировой опыт, наше общество и жизнь никогда не станут «американскими» или «японскими». Здесь необходимы: бережное отношение к отечественному опыту; внимательное, вдумчивое — к зарубежному.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 727 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2397 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.