Одна из центральных задач контрпедагогики, наиболее актуальная в работе по профилактике преодолению профессиональной деформации, — преодоление правового нигилизма. Приходится учитывать, что сегодня правовой нигилизм имеет не только «классическую форму» неприятия закона, игнорирования закона, пренебрежения законом, но обусловлен уверенностью, что ряд личных и даже профессиональных проблем наиболее эффективно решаем «вне правового поля». Это превращает правовой нигилизм из мнения в программу действий. Существует системный комплекс причин его появления, развития и упрочения, которые приходится учитывать в контрпедагогической работе.
1. Объективное существование в социальной и профессиональной практике противоречий и негативных моментов, способствующих формированию правового нигилизма, — несовершенство законодательной базы, практики правоприменения в деятельности правоохранительных и судебных органов, организации службы в ОВД.
2. Разноплановые по источникам и характеру негативные влияния внепрофессионального опыта жизни сотрудников, круга знакомых, семьи, многих публикаций и телепередач, криминальных фильмов и сериалов.
3. Пролонгированный характер воздействий, т.е. их повторяемость в течение достаточно длительного времени.
4. Динамичный и лидирующий характер негативных воздействий — например, сначала громкая «обличительная» информация в СМИ о деятельности ОВД и с большим запозданием — малозаметное опровержение и извинение.
5. «Однолинейность мышления» при оценке ОВД — много и громко о недостатках, мало и тихо о хорошем, раздувание единичых негативных фактов, создание впечатления, что в ОВД служат исключительно «оборотни», действующие вне «правового поля».
6. «Подмена смыслов» или «затемнение смыслов» через подмену слов. Например, обозначение словом «бизнес» не только честной предпринимательской деятельности, но разного рода мошенничеств, спекуляций, афер; называние «боевиками» бандитов, насильников, террористов; именование убийц «киллерами» и др.
7. Клишированное воздействие или «навешивание ярлыков». Клише — подмена факта оценкой факта, например «все менты — продажные».
8. Опережающее эмоциональное воздействие — усиленное апеллирование к эмоциям при описании «негатива в милиции», чтобы «забить» взвешенную интеллектуальную оценку.
9. Образное воздействие — демонстрация на экранах и на страницах газет и журналов фото, видео- или кинокадров, богато окрашенных эмоционально, которые производят на массовое сознание сильное, но ошибочное впечатление о сотрудниках органов внутренних дел.
10. Обеспечение авторитетности источника информации — для усиления негативных воздействий информация зачастую подкрепляется «авторитетом» (например, ссылкой на никому не известную «Международную ассоциацию...»), информированность которого якобы «заслуживает доверия», либо демагогическими аргументами (зря в газете не напечатают, все говорят, все так делают, показали по телевизору).
Под воздействием подобных факторов у сотрудника может сформироваться искаженная оценка социальной и профессиональной практики и, как следствие, соответствующие «ценности», нормы и установки на деятельность, приводящие к профессиональной деформации. Однако при всей возможной устойчивости таких негативных взглядов они содержат в себе противоречия, слабости, использование которых способствует эффективности контрпедагогических воздействий.