Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этика и мораль как методологическая основа формирования имиджа идеолога




Люди всегда мечтали и мечтают о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости. Совесть и доброта, честь и достоинство, долг и ответственность – эти нравственные понятия и ценности выражают глубочайшие устремления человека в его духовном развитии, открывают перспективы совершенствования человека и придают его жизни достоинство и смысл.

Особенно остро проблема места и роли нравственных ценностей встала
в XXI в., когда выдающиеся достижения научно-технического прогресса нередко оборачиваются отрицательными последствиями для человека. В современных условиях быстро меняется облик мира, характер и способы человеческого общения,
а сам ход исторического развития нередко становится непредсказуемым.

Глобализация проникает в различные социальные структуры, трансформирует семью, обычаи, стереотипы поведения, мораль. Очевидно, что идеологическая работа в таких условиях должна быть на шаг впереди в осмыслении способов формирования социальной действительности. Важную роль в этом процессе играют идеолог, воспитатель, руководитель. Предпосылкой успешности их деятельности является имидж (от англ. image – «образ, изображение, образец»), или целенаправленно форми­руемый образ кого-либо, при этом не только внешний, т. е. отражение того, как кто-либо воспринимается другими людьми, но и внутренний образ, как личностные качества и др. кого-либо.

Личностные качества, деловой этикет, формы и способы общения на всех уровнях, будучи основой имиджа, позволяют окружающим судить о том, каков сам руководитель, идеолог, воспитатель: это багаж, который невозможно спрятать, –
он всегда с нами.

Следовательно, вопросы формирования имиджа идеолога и его практического воплощения в социальной действительности сегодня важны как никогда.

Начиная с Античности мерой господства человека над самим собой, показа­телем ответственности за все, что он совершает, выступает мораль. Область морали объединяет множество разнородных явлений и представляет собой некое единство противоположностей.

Мораль и естественна, и сверхъестественна, и объективна, и субъективна,
и это сфера необходимости, и сфера свободы, она и абсолютна, и относительна,
и целесообразна, и бескорыстна. Кроме того, она самодостаточна.

Пространство действия морали – отношения между людьми, государствами, странами и народами. Имидж идеолога определяется характером его отношений
с другими людьми, а также политической организацией общества. Мораль – стер­жень социальности.

Традиционно мораль признавалась в качестве высшей инстанции цивилизации, всех ее форм и состояний. В современный период универсалистские претензии морали ставятся под сомнение. Очевидным становится высвобождение различных сфер общественной жизни из-под прямого влияния моральных норм, наблюдается резкое расширение этически нейтральной зоны, в которую иногда попадают даже семейно-брачные отношения.

В этой связи формирование имиджа идеолога усложняется, поскольку значи­тельно модифицируется качество социальных систем, в которых люди выступают
не как моральные личности, а прежде всего как исполнители социальных ролей
с нужным набором деловых качеств. Будет неверным полагать, что социальное по­ведение, детерминированное заданной логикой социальных систем, является без­нрав­ственным. В нем нравственность обнаруживает себя иначе и имеет ряд особенностей.

Во-первых, деловой человек, идеолог, политик демонстрирует нравственность
в общественно значимых результатах своей деятельности, которая может быть вполне успешной. В то же время он может быть расчетливым, эгоистичным и несправед­ливым. Мораль опосредована общественно значимыми результатами деятельности людей. В этом состоит ее сложность и «анонимность» проявления.

Во-вторых, в социальных системах мораль обнаруживает себя через норма­тивные, институциональные рамки их функционирования. В частности, моральный облик людей, включенных в рыночные отношения конкуренции, определяется тем,
в какой мере они способны следовать нравственно санкционированным правилам игры, ограничивать свой эгоизм заданными обществом рамками.

Таким образом, в современный период особенность функционирования морали состоит в том, что ее практическая значимость обнаруживает себя не прямо (через индивидуальные мотивы), а косвенно (через общественные институты и нормативные системы). В таких условиях закон нравственного поведения, категорический императив, предполагающий человеколюбие и проявление лучших душевных качеств, приобретает правовую форму. Права человека и необходимость их защиты становятся конституционным требованием и важным лейтмотивом демократических государств. Все это значительно расширяет рамки ценностных ориентаций
как граждан страны, так и идеологической вертикали власти.

Обратите внимание! Современный мировой финансово-экономический кризис поставил на повестку дня проблематику предельной морали, которую можно охарак­теризовать как низшую ступень этически приемлемого и практикуемого поведения. Иными словами, мы являемся свидетелями такой ситуации, когда стимулы к следова­нию этике падают и этические гарантии (честные правила игры) трансформи­руются в разуверения, потерю нравственных ориентиров. На международном уровне активно формируется виртуальная этика, основными чертами которой являются ситуативность, индивидуализм, анонимность в противовес долгу и солидарной от­ветственности.

Отсюда актуальным в практическом отношении становится вопрос: как воз­можно затормозить процессы падения предельной морали, как уменьшить «феномен разуверения» и укрепить уверенность людей в выгоде следования нравственным принципам?

Все усложняющиеся коллизии современного мира невозможно объяснить только способом организации экономической жизни людей. Несомненно, в основе общественных отношений лежит экономика, однако экономические связи и взаимо­за­ви­симости действуют не сами по себе, а с точки зрения базисных ценностей культуры.

Ориентация на рыночную экономику сопряжена с такими следствиями, кото­рые способны искажать нравственные чувства людей: усиление дифференциации
по уровню доходов, жестокая конкуренция, культ денег, а как результат – рост отчуждения между индивидами. Безусловно, против всего этого существуют истории­чески выработанные защитные механизмы – социальные гарантии и благотвори­тельная деятельность, смягчающие нежелательные следствия рыночных отношений. Но проблема состоит в том, могут ли эти защитные механизмы действовать эффек­тивно. Более того, даже будучи вполне эффективными, они могут принижать чувство человеческого достоинства.

Таким образом, признавая предпочтительность выбора в пользу свободной экономики, нужно в то же время видеть и его ограниченность, т. е. необходимость формирования и развития социально ориентированной, нравственной экономики. Парадокс прагматизма в современном мире связан как раз с тем, что сами прагматики, стремясь к максимальной экономической эффективности, подрывают эффективность власти тем, что игнорируют ее духовную (в том числе нравственную) составляющую. Однако, если заинтересованность, солидарность и воодушевление людей снижаются, то любая общественная система начинает давать сбои. Следовательно, наиболее эффективная модель общественного равновесия не столько инструментально-прагматическая, сколько нравственно-этическая, способная мобилизовать духовные ресурсы человека-гражданина.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1597 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2510 - | 2261 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.