В практическом плане положительный эффект в осмыслении и следовании нормам этики как методологической основы имиджа идеолога достигается на основе принятия принципиальных для морали представлений:
· равенство всех людей перед законом;
· гуманизм как фундаментальный нравственный принцип;
· убежденность в роли морали как основы для взаимопонимания людей;
· всестороннее развитие свободной автономной личности (этика для человека, а не человек для этики).
Этика идеолога тесно сопряжена с принципами служебной этики. В качестве основных компонентов служебной этики можно выделить:
· ценности (убеждения, мнения, отношение к таким понятиям, как свобода, справедливость, честность, терпимость, ответственность);
· стандарты и нормы (принципы, определяющие действия людей и служащие для руководства и контроля за их поведением: законы, кодексы, правила);
· внешнюю среду (условия, в которых осуществляется деятельность идеологических работников: политические, экономические, социальные, культурные).
Этика идеологического работникапредполагает:
· следование определенным этическим стандартам в отношении возникающих в организации проблем;
· умение самостоятельно анализировать данные стандарты;
· способность нести личную и профессиональную ответственность за принятие решений.
В разрешении этических дилемм рекомендуется следовать трем принципиальным положениям:
· достижение максимального социального результата и удовлетворение интересов большинства людей;
· соблюдение прав и свобод, а также уважение достоинства других лиц;
· справедливое распределение выгод и издержек среди различных социальных групп и индивидов.
К базовым этическим ценностям относятся следующие:
· Долг и совесть: их самоценность. Превращение нравственных требований
и ценностей в личную практическую сферу человека выражает понятие нравственного долга. Специфика морального долга – превращение из внешней необходимости в добровольно принимаемую на себя обязанность.
В этой связи наиболее трудным для этики является вопрос о содержании морального долга, его основаниях и критериях. Сознание морального долга требует воли, решимости, способности к самоуправлению во имя правды и справедливости.
Долженствование – это особая нравственная форма взаимодействия людей друг с другом. С одной стороны, совесть настаивает на использовании долга, с другой – долг культивирует и совершенствует совесть.
Власть общества может быть не только внешней, но и внутренней, выступая под именем Долга: в данном случае нормы общества модифицируются во внутренний контроль личности над своим поведением и эту функцию выполняет Совесть.
Совесть для духовно развитой личности – это основа самоуважения и чувства собственного достоинства. Будучи диалектически взаимозависимыми, Долг и Совесть выступают важным средством социализации человека, гармонизации как его внутреннего мира, так и общественных отношений. Именно поэтому данные ценности являются базовыми в формировании имиджа идеолога и всей системы идеологической работы.
· Справедливость как «совершенная добродетель». В словаре В. Даля «справедливость» приравнивается к слову «правда», но в значении «правосудие». Основной смысл слова «справедливый» имеет значения: «правильный», «сделанный законно», а также «по правде», «по совести».
Справедливость – это критерий, позволяющий установить соотношение между тем, что дает, скажем, личность или коллектив обществу, и тем, что оно или он получает взамен.
Социальная справедливость, как правило, рассматривается в ряду таких понятий, как равенство и неравенство, право, нарушение права. Справедливость выступает мерой равенства и неравенства между людьми. Каждый человек должен обладать равным правом в отношении обширной системы законов и свобод, гарантированных государством.
Справедливо равенство в распределении прав и обязанностей и соответственно обеспечении доступности справедливости всем гражданам государства.
Обратите внимание! Справедливо – это не значит, что всем поровну: выражением социальной справедливости является социальное неравенство (в том числе имущественное), но при одном важнейшем условии, что это неравенство будет являться для всех членов общества следствием распределения материальных и иных благ
по труду. И чем больше и лучше работает человек, тем больше он должен получать.
Таким образом, социальная справедливость выступает в различных значениях: как идеал, как идея и как принцип согласования интересов людей. Во всех своих значениях она имеет моральное измерение, ибо только в зависимости от нравственных качеств личности: совести, чести, достоинства и правдивости – справедливость приобретает, согласно Аристотелю, статус «совершенной добродетели» и соответственно является своеобразной формой духовного роста и принципом нравственной оценки поступков личности.
Обратите внимание! Социальная справедливость как объективное свойство общества есть не столько состояние, сколько процесс. Она не может быть обеспечена раз и навсегда, поскольку не все в обществе управляемо, стихийные процессы дифференциации могут вносить коррективы в любую систему социальной политики.
При этом чем динамичнее и глубже социальные изменения, тем сложнее становится баланс социальных интересов. Может создаваться ситуация, когда социальная справедливость как общественно значимый ориентир утрачивает свою ценность. Могут быть различные крайности – усиление материальных ценностей
за счет моральных и наоборот.
Однако в любом случае социальная справедливость будет высшим воплощением интересов социальных групп, личности, если они, исходя из своего объективного положения и сопоставляя реально существующие общественные отношения
со своими интересами, будут ощущать, что эти интересы в той или иной мере удовлетворяются. В таком случае общественные отношения считаются справедливыми, они одобряются, поддерживаются и защищаются, в противном случае выдвигается цель их радикального изменения.
Таким образом, принцип социальной справедливости «пронизывает» все интересы населения, и, более того,социальная справедливость является эффективным инструментом идеолога в построении сильной и процветающей страны.
Формирование имиджа идеолога – это сложный и многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями современного общества. При этом большое значение имеют все элементы имиджа: личностные морально-нравственные качества, устные коммуникации, костюм, манеры поведения, жесты, мимика, позы, деловой этикет. Следовательно, чем многограннее
и качественнее восприняты и наполнены элементы имиджа, тем эффективнее практические результаты работы идеолога на всех уровнях и во всех ситуациях.
Идеолог – это человек-созидатель, решающий вечные проблемы добра и зла, способствующий реализации интересов граждан своей страны, олицетворяющий собой такие нравственные качества, как справедливость, долг, совесть, честность, интеллигентность, толерантность, ответственность, решительность.
Совершенный имидж идеолога – это самое благородное, достойное и эффективное «оружие» вертикали власти. Однако насколько высоко такой имидж ценится, настолько редко встречается, и достигается только упорным трудом!
Одним из ключей к успеху в работе идеолога можно назвать нравственный кодекс его поведения. В его основе должен лежать такой способ поведения, когда человек знает, чего он хочет и чего не хочет, а также может это четко сформулировать. Такое поведение в современном менеджменте иногда называют ассертивным (позитивным, настойчивым). Оно позволяет идеологу:
· достигать желаемой цели, не причиняя вреда другим;
· уважать права и свободу другого, но не позволять «вить из себя веревки»;
· инициировать диалог и сотрудничество.
Важно соблюдать следующие нравственные требования имиджа идеолога:
· уметь слушать других;
· уметь понять их потребности и интересы;
· уметь сопереживать, понять их проблемы (эмпатия);
· уметь идти на компромисс;
· уметь четко сформулировать свое видение ситуации;
· демонстрировать уверенность в любой ситуации;
· быть способным изменить точку зрения при наличии аргументов;
· не винить других людей в своих неудачах.
Идеолог в наши дни нравственно ответственен перед обществом, государством, трудовым коллективом и в первую очередь перед самим собой, поскольку, будучи безответственным по отношению к себе, он перестает быть идеологом.