15в. – раннее Возрождение (кватроченто) – век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Это поистине век гуманизма. Геометрия, математика, анатомия, учения о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда начинают тщательно изучать строение человека. Архитектура, скульптура и живопись перешли из рук ремесленника в руки художника-профессионала, утверждающего свою индивидуальность в искусстве. Искусство шло впереди науки, философии и поэзии. Художники высоко ценились.
Филиппо Брунеллески (1377 -1446) – архитектор. Завершил купол Флорентийского
Собора; капелла Пацци при церкви Саанта-Кроче, построенная Брунеллески – несет на себе черты конструктивной ясности, античной простоты, гармонии и соразмерности, что становится характерным для всего искусства Возрождения; Воспитательный дом во Флоренции послужил образцом для всей архитектуры Ренессанса, в котором весь нижний этаж оформлен в виде открытой лоджии-галереи. Тип лоджии утвердился потом в архитектуре внутренних дворов ренессансных палаццо. Брунеллески создал архитектуру светскую по духу, изящно простую, гармонических пропорций, где как бы совсем исчезает ощущение тяжести камня.
Донателло – скульптор, которому выпало в искусстве на целые столетия вперед решить многие проблемы европейской пластики – круглой скульптуры, конного монумента. Фигура мраморного Давида (ранняя работа скульптора) – наблюдаются готические реминисценции; в фигуре апостола Марка для флорентийской церкви Ор-сан-Микеле Донателло решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики; исполнил статую святого Георгия, воплощающую ясно выраженный идеал раннего возрождения, чувство самосознания и уверенности в этом ярко индивидуальном образе подчеркнуто свободной, спокойной позой фигуры; в образах пророков для колокольни Джотто полностью выразилось реалистическое начало искусства, образы которых он исполнил с конкретных лиц, что сделало эти образы портретами современников; в бронзовом «Давиде» (30-е годы) Донателло вновь возвращается к античным традициям, но уже поздней греческой классики; создал первый конный монумент кондотьера Гаттамелаты. Образ Гаттамелаты исполнен под влиянием античных пространственных решений, прежде всего образа Марка Аврелия. Донателло пришел к своим собственным решения, что объясняет его огромное влияние на всю последующую европейскую скульптуру.
Мазаччо(1401-1428) - живописец, решил те насущнейшие проблемы живописного искусства, которые поставил за столетие до этого Джотто. Росписи в капелле Бранкачи флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине «Подать» и «Изгнание Адама и Евы из рая» - Мазаччо показал себя художником, для которого было ясно, как помещать фигуры в пространстве, как связывать их между собой и с пейзажем, каковы законы человеческого тела, другое название фрески «Чудо со статиром». Мазаччо первый решил проблемы кватроченто – линейной и воздушной перспективы. Умение Мазаччо связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и вместе с тем вполне естественно передавать жизнь природы и людей – в этом огромная заслуга Мазаччо.