Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теледискурс как средство и фон символической политики




В силу весьма разноречивого понимания символов следует уточнить, ка­кой именно род символов прежде всего используется в символической поли­тике. В специальной литературе вводится различие между дискурсивной и презентативной символикой (7). Дискурсивные символы — это языковые зна­ки, с помощью которых мы производим значение и смысл. Они структуриро­ваны таким образом, чтобы обозначать положение дел в виде предложений, т.е. синтаксически. Описание выстраивается здесь линейно во времени как ряд предложений, подобно жемчужинам, нанизанным на нитку. Презента-тивные символы, напротив, представляют предмет (идею) моментально, це­ликом без протяженности во времени. Эти символы функционируют как картины-образы, которые могут производиться и чисто речевым способом. Презентативная символика применяется для обозначения такого положения дел, которое трудно понять дискурсивно. Замечено, что наряду с развитием дискурсивной культуры мышления, во всех современных обществах можно наблюдать образование коллективной презентативной символики, по приро­де своей не переводимой в дискурс. Причем эта символика не является ча­стью архаичного культурного наследия; скорее она есть продукт актуальной массовой коммуникации.

Современная символическая политика обязана своим массовым воздейст­вием на публику в первую очередь визуальному дискурсу телевидения (8, с. 107). Этот специфический дискурс разворачивается на экране в виде мозаи­ки презентативных символов, которые не претендуют на истинность или лож­ность языковых выражений, хотя и оказываются для миллионов людей ос­новным источником информации об окружающем мире. Телеобразы напря­мую подчинены смыслам и законам эстетического воздействия на зрителя. И телевизионная информация — это прежде всего эстетическая информация. Конечно, и обычное дискурсивное мышление представлено на экране, но не оно, так сказать, правит там бал. В целом телевизионный "дискурс" — имен­но контрдискурс, в котором ценности логики — последовательность аргумен­тов и связный, осмысленный контекст — превращаются в антиценности, коль скоро они мешают забавлять и определенным образом настраивать ("заводить") публику. Кто долго говорит, тот явно что-то скрывает; кто лишь молча показывает сильные кадры, кажется пророком, — такова, по остроум­ному выражению немецкого политолога Т.Мейера, скандальная "логика" те­левизионной коммуникации (8, с.НО). Телеобразы по своей природе есть отображения объективной реальности, но подаются (инсценируются) они как часть этой реальности. Причем эта реальность зачастую преподносится без видимой логической связи и поясняющего контекста, без комментирующих (аргументирующих) речей. Напротив, последние всегда остаются "в кадре", внутри телеобраза. Значит, телеобразы оказываются просто соседствующими друг с другом феноменами, образуя своего рода телевизионный поток фено­менов, который говорит сам за себя и обо всем. "Место феноменологии бы­тия занимает феноменология коммуникации. Люди смотрят на мир так, как это внушает им образная коммуникация" (9). В результате складывается сле­дующая ситуация", даже самая глубокая речь оратора остается между нашим умом и внешними предметами, а вот вполне посредственное теле-шоу, на­против, как бы играючи сообщает нам сущность самих вещей.

Визуальные и слуховые компоненты "электронного дискурса" как важ­нейшего средства современной символической политики суть не только пре-зентативные символы; одновременно они являются иконическими знаками в смысле Ч.Пирса, т.е. содержат в себе нечто от материального образа самих предметов, которые они обозначают. Принципиально важны здесь, по край­ней мере, два момента. Во-первых, иконические знаки-телеобразы функ­ционируют иначе, чем языковые знаки в живой речи или на письме, а имен­но: они весьма предрасположены к тому, чтобы быть прочтенными в качест-


ве естественных феноменов ("самих вещей"). Во-вторых, иконические знаки, при всей их похожести на естественные феномены, служат, как и любые другие знаки, определенным кодом, а не манифестацией "самих вещей". Эти знаки имеют определенный смысл, который необязательно относится к тем вещам, с которыми у знаков наблюдается сходство на уровне чувственного восприятия. Иными словами, кодирование телеобразов как иконических зна­ков остается невидимым, а их свойства прочитываются как элементы самой реальности. В результате возникает возможность внушать (незаметно для зрителя вносить в его сознание, или актуализировать в нем) определенные смыслы под видом восприятия их как чувственно данных предметов. Именно таким способом передается эстетическая информация в оговоренном выше смысле. Она вызывает определенные ценностные установки у людей, пока­зывая, но не проговаривая им смыслы вещей. Это может порождать жела­тельные для власти, но в семантическом отношении не обязательно коррект­ные (а тем более выгодные для широкой публики) суждения и действия.

Смысл сообщения определяется тем фактом, что кто-то осуществил селек­цию воспринимаемых данных. И хотя известно, что передаваемые телевиде­нием "картинки" суть результат чьей-то селекции и переработки, это знание не определяет смысла сообщаемых с экрана образов. Различие между видеть и знать как бы стирается посредством магического реализма телеобразов. Свой суггестивный потенциал такие образы развивают именно за счет того, что они искусно скрывают различие между фикцией и реальностью. По этой причине они оказываются более убедительными для воспринимающего соз­нания, чем аргументы теоретического или идеологического свойства. Вместе с тем символически инсценируемый в СМИ образ политики является имен­но дискурсом, но не чистым стимулом, на который люди реагируют подобно собаке Павлова. Эстетический дискурс СМИ не просто воспринимается, а именно читается. При этом используются очень разные стратегии чтения, которые, к примеру, подробно описал С.Холл в своей социологии коммуни­кации (см.: 10). Одни читатели могут без труда "раскусить" инсценирован­ный, игровой характер телеобразов, другие, напротив, воспринимают их "непрожеванными", коль скоро они не вступают в очевидное противоречие с их индивидуальным жизненным опытом. Но в любом случае чтение телеоб­разов подчиняется, если перефразировать Виттгенштейна, основному прави­лу телевизионного "контрдискурса": о чем с экрана нельзя говорить, то следу­ет на нем показывать.

По мнению немецкого социолога В.Шульца (11), создаваемая СМИ кар­тина мира есть нечто принципиально иное, чем мир сам по себе. Основная причина искажения реальности кроется в том, что ценность сообщений о происходящем определяется в СМИ прежде всего внутренними факторами. Ключевую роль в подаче телеинформации играют события с простой струк­турой, с конфликтом как центром действия, с большой степенью персони­фикации и привязкой к стереотипам. То, что в событиях соответствует этим факторам подачи сообщений, всячески подчеркивается, а что не соответству­ет, — пропускается или отбрасывается. Вдобавок события, которые отвечают одновременно нескольким факторам, считаются более ценными для службы новостей и только поэтому выносятся на передний план сообщений. В ре­зультате действия подобных правил, политика, изображенная на телеэкране, оказывается простым, прозрачным делом, которое делается отдельными ли­цами ("героями дня"), и почти в мгновение ока. Телеобразы — незаметно для зрителей — культивируют такие суждения о политике, которые политика не только не реализует, но даже и не стала бы реализовывать, следуй она своим собственным интенциям.

Итак, любая информация, попадая на телеэкран, не просто там "высве­чивается", но как бы "априорно" инсценируется. Это создает эффективнейшее средство и одновременно естественный коммуникативный фон для производ­ства и сбыта современных шедевров политического инсценирования.




ВАРИАНТЫ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В политологической литературе описываются самые разные формы и стратегии символической политики. Т.Мейер различает, к примеру, три ва­рианта символической политики: "символическая политика сверху", "симво­лическая политика снизу" и "символическая политика сверху и снизу одно­временно" (8, с. 177).

Символическая политика, осуществляемая "сверху", — это сознательное ис­пользование властью асимметричности массовой коммуникации для инсце­нирования того, чего реально нет, но что ожидает получить от нее публика. Назовем некоторые из наиболее встречающихся форм "символической поли­тики сверху":

1. Символические эрзац-акции. Подтасовки в подобных акциях не яв­
ляются идеологической ложью, так как адресованы не мысли, а чувству;
они не представляют никаких убеждений или аргументов; но они создают
правдоподобную для глаз видимость именно тех политических действий,
которые власть не может или не хочет производить. (К примеру, посеще­
ние властями школ и университетов как символ "заботы" о реально ни­
щем образовании.) В этом смысле символические акции власти — это ци­
ничная форма коммуникативной манипуляции, организуемая посредст­
вом технического производства визуальных иллюзий.

2. Символическое законодательство также порождает иллюзию глубоко
продуманных и решительных действий власти, которые фактически явля­
ются для нее (но не для избирателей!) невозможными, невыгодными или
лишними. Как правило, символическое законодательство носит внутренне
абсурдный характер, адресуя осуществление закона именно тем организо­
ванным группам, которые "с необходимостью" его нарушают.

3. Символическая персонализация, при которой личность политика
представляется в качестве эрзаца-символа отсутствующих у него про­
граммы или политического ума. Личность политика при этом не столько
показывается, сколько как бы производится заново, так что деятель еще
должен к ней приспособиться; причем эта сконструированная личность
(имидж) раскрывается не посредством суждений или аргументов, а лишь
как яркое, но немое их воплощение, само по себе якобы более важное,
чем все политические темы, проблемы и аргументы, вместе взятые.

4. Символическая идеологизация состоит в инсценировании фундамен­
тальных идеологических противоположностей в условиях давно сложив-
шегося политического консенсуса по основным вопросам. Фикция идео­
логического фундаментализма часто используется в предвыборной борь­
бе как средство моральной дискредитации политических противников,
предстающих как бы в образе экстремистов. (Примером этого могут слу­
жить обвинения в приверженности "рынку" или "плану", хотя на самом
деле речь идет о выборе вариантов регулируемой рыночной экономики.)

" Символическая политика снизу" представляет собой символические поли­тические действия подвластных масс. В качестве примера можно указать прежде всего на символические акции протеста, которые тоже производят ви­димость, но, в отличие от "политики сверху", не выдают свою видимость за реальность, а лишь используют первую как средство привлечения общест­венного внимания к реальным социально-политическим проблемам. Наибо­лее распространенной формой символического протеста является символиче­ское же нарушение общественных законов (акции гражданского неповинове­ния). Такое инсценирование использует внимание СМИ, чтобы донести по­литические проблемы до сознания широкой общественности, сгладить асимметрию политической коммуникации, восстановить общественный кон­сенсус. В этой форме "политическое инсценирование снизу" отличается от "политического инсценирования сверху" так же, как просвещение — от ма­нипуляции. Вместе с тем акции символического протеста подчеркивают ле-


гитимность существующей власти, представляя собой одну из форм ритуа­лизированного протеста.

В современных, сложно организованных и дифференцированных общест­вах повсеместно наблюдается свертывание прямых, непосредственных форм политического участия. При этом массовая коммуникация, включая полити­ческую, все в большей мере управляется и образуется через СМИ, которые выступают как организованные системы переноса символов (12). В этих услови­ях получает широкое развитие такая форма символической политики снизу, как символическое политическое участие, т.е. целенаправленное создание види­мости политических действий, но не организованным коллективом, а каждым в отдельности реципиентом общественной коммуникации. Фактически речь идет о пассивном участии в политике, состоящем в заинтересованном наблю­дении за происходящим при помощи СМИ. Люди часто не только вынуждены, но и хотят исключительно символического (суррогатного) участия в полити­ке, добровольно ограничиваясь лишь потреблением образов из политической сферы. Смысл этого символического поведения состоит, помимо прочего, в симуляции политической ответственности, в стремлении превратить власть в политический сервис, а политическое участие в форму развлечения.

Третий (по счету, но не по значению) вариант символической политики представляет собой производимые (или поощряемые) властью мифы, ритуалы и культы, с которыми добровольно соглашаются подвластные массы. Здесь можно говорить о символической политике, практикуемой одновременно и "сверху", и "снизу".

Мифы издавна и повсеместно выступали первейшим средством социаль­ного управления, поскольку они поставляли символическую замену для ло­гически недоступных (или психологически непереносимых) ответов на "проклятые" жизненные вопросы: "чего бояться?", "на что надеяться?" По­средством своих устойчивых смыслов миф направляет страхи отдельного че­ловека в общую перспективу ожиданий и надежд, отводит ему строго опреде­ленную роль в коллективном сценарии поведения, освобождает "Я" от инди­видуальной ответственности за свое несчастное положение. Тем самым миф внушает тотальную осмысленность и организованность социального бытия, а значит, упорядочивает общественную жизнь в целом. Это в полной мере ха­рактеризует и политические мифы современных демократических государств, к примеру, миф о "рациональном" голосовании на выборах или о "стране равных возможностей". Уход великих утопий и ослабление традиционных религий отнюдь не означает исчезновения политической мифологии. Изме­няются только "кухня" ее приготовления и способ потребления. В трудно разрешимых ситуациях современным политикам часто ничего не остается, как уподобляться архаическим магическим авторитетам: громко взывать к "судьбе нации", таинственно заклинать ее будущее и "продавать отплываю­щим в него попутный ветер". Так или иначе, но они проводят при помощи мифов именно символическую политику, производя чувственную видимость политических действий (ибо мифы-образы внушаются массе как часть соци­альной действительности) и выдавая эту видимость за реальность.

Аналогичным образом спецификой ритуалов как стереотипного набора коллективных формализованных действий является создание символической видимости общественного взаимодействия и согласия на какой-то единой основе, с приобщением к глубинным, сакральным порядкам. Миф усиливает эту специфику ритуала, подчеркивая ее потаенный, универсальный характер. По словам Б.Малиновского, миф оправдывает необычные, недопустимые с точки зрения здравого рассудка и чувства справедливости социальные приви­легии, добытые с позиции силы (13). Взятые в единстве, миф и ритуал соз­дают убедительную видимость фундаментальной социальной безопасности и разумности. Эта политическая симфония мифа и ритуала хорошо проявляет­ся в случае ритуализации конфликтов. Благодаря мифологической (идеологи­ческой) поддержке, ритуал придает стихийным бунтарским настроениям




|


"законный", упорядоченный характер, который выпускает "пар" обществен­ного недовольства и в конечном счете лишь стабилизирует существующий политический порядок. Типичным примером этого может служить ритуали-зация конфликта между работодателями и наемными работниками, его пре­вращение в "игру по правилам". Таким способом "непримиримая" оппози­ция становится со временем удобным средством власти, одним из ее подраз­делений, а некогда опасные для власти профсоюзы превращаются в канал, через который правительство может эффективно проводить свою экономиче­скую политику ограничения зарплат и защиты интересов крупного капитала. Сходным образом организация демократических выборов на основе новей­ших манипулятивных технологий служит скорее ритуальным актом для успо­коения масс и средством осуществления олигархических интересов, чем ус­ловием реального решения социальных проблем большей части общества.

Вместе с мифами и ритуалами в арсенал современной символической по­
литики входят и разнообразные культы. Современные политические культы
специально производятся верхами и навязываются низам с помощью искус­
ной пропаганды и манипуляций сознанием, так что низы практикуют эти
культы как нечто свое и естественное. Политический культ образует квазире­
лигиозную систему мифов и ритуалов, посредством которой существующая
власть в лице ее представителей приобретает для массы сакральный смысл. В
любом современном обществе политический лидер становится культовой
фигурой, коль скоро он начинает выступать в роли "отца нации", "гаранта
демократии" или даже политического "секс-символа". В целом имидж куль­
товых фигур в современной политике "дрейфует" между неземным образом
святости, свойственным традиционным религиям, и раскованным поведени­
ем звезд шоу-бизнеса. *





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 600 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2272 - | 2094 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.