Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Символы и эстетическая информация




Давно замечено, что приверженность людей определенным символам и убеждениям наделена своеобразным когнитивным иммунитетом по отноше­нию к противоречащим им фактам и аргументам. А.Моулз связывает этот феномен с понятием эстетической информации, отличая ее от семантической. Семантическая позиция сознания, по словам Моулза, — вопрос, заданный внешнему миру, о его состоянии и материальном развитии (5). Такого рода информация подчиняется общим законам логики, подготавливает действия и оценивается ее реципиентами согласно их убеждениям и интересам. И по­скольку намерение этой информации — побудить к некоторым действиям — очевидно, постольку она вызывает у реципиентов попытки ее опровергнуть или подтвердить. Напротив, эстетическая информация не обладает предмет­ной целью, интенциональность вообще не относится к ее сущности. Эстети­ческая информация не столько отражает реальное положение дел, сколько вызывает у реципиентов определенные душевные состояния, реакции и эмо­ции. Мнения, настроения и установки, возникающие таким образом, оказы­ваются намного устойчивее по отношению к эмпирическим фактам и рацио-


нальным доводам, чем установки, базирующиеся на семантической инфор­мации. Эстетическая информация не обращается открыто к убеждениям лю­дей — она передается бессознательным для реципиента образом. Очень часто люди поступают не согласно, а вопреки собственным убеждениям, и это есть результат прямого воздействия эстетической информации на когнитивные структуры психики. Каждое сообщение имеет как семантическую, так и эсте­тическую компоненту, но с разными акцентами. Эстетическая информация играет решающую роль при возникновении у людей нужных власти толкова­ний политической ситуации. Акцент на эстетический момент политической информации делается в ситуациях кризисов и в рамках мобилизационных идеологий, которые обращаются не столько к уму, сколько к сердцу людей.

Объектом воздействия эстетической информации являются те ценности или — если воспользоваться понятием из теории информации — значения, из которых состоят убеждения людей. В отличие от собственно информации, значения не передаются, не сообщаются, так как они обозначают заведомо известные всем вещи и события.

Политические значения, из которых состоят убеждения, не основаны на эмпирических фактах и доказательствах, а создаются отдельно коллективным опытом людей, и лишь потом "вычитываются" из получаемых сообщений. Более того, значения сами определяют, какие факты социальной реальности и каким образом будут восприняты. Для того чтобы действовать "здесь и сейчас", человеку нужна смысловая ясность относительно вещей, которые внушают ему страх. В подобной ситуации возникает спонтанная потребность не столько в знании, сколько в значении, и она спонтанно же удовлетворяет­ся посредством толкований ситуации, которые не нуждаются при этом даже в подтверждении со стороны объективной реальности. Скорее они возникают в процессе взаимного согласия людей относительно наиболее важных, актуаль­ных символов. По сути дела данный процесс есть когнитивная селекция, про­изводимая символом. Символ группирует элементы опыта, организуя репер­туар когнитивного содержания значений, и в этом смысле он (символ) про­тивоположен информации (6, с.94-95).

Эстетическая информация, как и любая другая, не состоит в передаче соб­ственно этих символически организованных значений. Она выступает по преимуществу в роли когнитивного "клейстера", обеспечивающего соедине­ние однажды выработанных коллективным опытом значений с актуальным эмоциональным настроем публики. В результате этого значения становятся устойчивыми смыслами массового когнитивного опыта. Такие смыслы устой­чивы, ибо они опираются на упорядоченность и ригидность значений; но как смыслы, они более субъективны, чем значения, оставаясь в актуальном созву­чии с эмоционально-психологическими переживаниями реципиентов. В роли устойчивых смыслов эстетической информации выступают прежде всего представления о "врагах" и "друзьях" государства, а также сентенции вроде "положение в стране, как никогда, серьезно, но правительство с ним справится, действуя в общих интересах", и т.п.

Эстетическая информация открывает громадные возможности для под­держки или демонтажа присущих обществу политических убеждений и оце­нок. Государство, обладая монополией на передачу в СМИ устойчивых смы­слов эстетической информации, может содействовать складыванию разнооб­разных впечатлений, провоцирующих у публики чувство солидарности с вла­ствующими группами. В практически-утилитарном плане эстетическая информация оказывается для власти предпочтительнее семантической, по­скольку она способна подготавливать действия, противоречащие логике и объективному положению дел, но выгодные для властвующей элиты. В пере­даче по преимуществу эстетической информации и заключено содержание символической политики как формы политической коммуникации, нацелен­ной не на понимание, а на внушение устойчивых смыслов посредством визу­альных эффектов.



3 - 1302


 


*

 

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 841 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2407 - | 2226 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.