Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социоантропологические основы символической политики




Недооценка символической политики проистекает из непонимания значи­тельной роли символов в общественной жизни вообще и в социальном



 



управлении, в частности. Мы не будем исследовать специальный и весьма сложный философский вопрос о сущности и формах символических выраже­ний. Нас интересует в символе лишь то, что составляет "условия возможно­сти" и эффективности символической политики.

Будучи формой непрямого и семантически текучего изображения (1, с.64), символ выступает незаменимым средством интеграции и мобилизации чело­веческих коллективов. Символы всегда привлекаются в том случае, когда нужно выразить силу единства и сплоченности социального союза, его кол­лективные представления. По словам А.Гелена, символы служат тому, чтобы уточнять действия, как бы "сгущать" их и тем самым придавать им форму апелляции и долженствования (3). Как отмечал Э.Дюркгейм в своей социо­логии религии, в религиозных символах отражается само общество как то­тальность. Посредством таких символов общество (клан) эффективно воздей­ствует на своих членов. Секрет этого воздействия состоит в чувственной кон­кретности и суггестивности символа, воплощающего нечто общее, коллек­тивное, анонимное. В данном смысле Дюркгейм отмечал, что знамя не представляет социальную действительность, оно является для членов коллек­тива самой этой действительностью. "Тотемный знак становится чем-то вро­де видимого тела божества" (4).

Способность символов убедительным для коллектива образом указывать на иную (сакральную) реальность — незаменимое средство легитимации по­литической власти. Легитимация осуществляется при помощи символических порядков, которые не встречаются в повседневной жизни, но служат как бы "защитной крышей" над социальным порядком и над строем отдельной че­ловеческой жизни. Использование политических символов не является, та­ким образом, какой-то частной, эгоистической стратегией властвующих групп; причины символической политики залегают гораздо глубже, в самой структуре общественной психологии.

Основополагающей дихотомией, определяющей повседневное мышление людей, является дихотомия беспокоящего страха и успокаивающей надежды. Соответственно, разыгрываемые на политической сцене акты встраиваются для обычного человека в картину текущих событий его жизни, лишая инди­вида способности к рациональному анализу социальных ситуаций; однако люди психологически с ними справляются, используя стереотипы и упроще­ния, которые им авторитетно поставляет власть. Тем самым в обществе под­держивается "эмоциональный консенсус" как важнейшее условие его управ­ляемости, отчего выигрывают не только властвующие группы, но и те, кто внимает их символам.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 365 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2283 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.