Первый (1987-1992 гг.) - коренная перестройка ГО. В ходе этого этапа, который уже отошел в историю, проведен комплекс мер по повышению готовности сил и средств гражданской обороны к действиям в условиях мирного времени. Однако следует отметить, что системных изменений в области ГО не произошло.
Второй (с 1993 г. по настоящее время) - формирование нового облика ГО. Впервые созданы законодательные основы функционирования ГО. Серьезному реформированию подверглись органы управления и войска ГО. Изменилась организационная структура ГО.
Реформирование ГО будет продолжаться и дальше. При этом крайне важно придерживаться принципиальных основ ее организации и ведения.
Организация и ведение ГО должны являться одной из важнейших функций государства, которое должно проявлять заботу о защите от военных опасностей всего населения страны.
Кроме основного предназначения, ГО должна быть готовой к активному участию в мероприятиях по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от террористических проявлений.
Исключительно важным является вопрос - к какой войне готовить ГО. Исходя из анализа характера современных войн, ГО должна организовываться и строиться, в первую очередь, на вариант войны с применением обычного высокоточного оружия с возможной эскалацией ее в войну с ограниченным применением ядерного оружия.
Вариант массированного применения ядерного оружия вряд ли целесообразно рассматривать как реальный вариант действий, так как в этом случае поражающие факторы затронут и нападающую сторону.
В этих условиях основными целями ГО будут являться:
1. В локальных войнах с обычным оружием - обеспечить максимальную защиту населения и критически важных объектов, способствовать достижению победы государства.
2. В войнах с ограниченным применением ядерного оружия - способствовать выживанию государства, оказывать эффективную помощь пострадавшему населению, обеспечить его жизнедеятельность.
3. В войнах с массированным применением ядерного оружия - способствовать восстановлению государства и экономики в возможно короткие сроки.
Дальнейшее развитие ГО будет строиться в общем комплексе с системой мобилизационной подготовки, системой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, системой обороноспособности страны. Только в этом случае можно будет достичь поставленных перед ней целей.
Сейчас трудно говорить о том, каким должен быть основной способ защиты населения, материальных и культурных ценностей в современных условиях - укрытие в защитных сооружениях или эвакуация. Безусловно одно - надо вести подготовку в том и другом направлении. При этом следует уточнить тип защитных сооружений, их тактико-технические данные, порядок накопления фонда защитных сооружений, а также порядок организации и проведения эвакуационных мероприятий.
Неизменным остается принцип заблаговременной подготовки государства к ведению гражданской обороны, которая должна осуществляться: в мирное время - в плановом порядке в пределах объемов выделенных средств; в угрожаемый период - в ускоренном порядке на основе мобилизационных планов, в максимально короткие сроки с привлечением всех возможных средств и ресурсов.
Эффективную ГО можно создать лишь при условии, что финансирование ее мероприятий на паритетных началах осуществляют государство, субъекты РФ, органы местного самоуправления и частный сектор.
Выбор приоритетов в подготовке и финансировании мероприятий гражданской обороны осуществляется на основе важности этих мероприятий для выполнения поставленных целей, а также на основе критерия «затраты-эффективность».
Руководство и управление ГО целесообразно осуществлять на основе централизации в принципиальных вопросах организации и строительства гражданской обороны с предоставлением широкого круга полномочий субъектам РФ в сфере подготовки и ведения ГО.
Можно отметить характерные особенности организации ГО в современных условиях.
Упразднен территориально-производственный принцип организации ГО. Это означает, что хотя ГО организуется на всей территории страны, она искусственно не разделяется на две ветви - территориальную и ведомственную. Это вполне логично, т.к. в стране отсутствуют отраслевые ведомства.
Исключено понятие «начальник ГО» и положение, определяющее его права. Это продиктовано сложившейся практикой в реализации своих полномочий соответствующими руководителями. Кстати, во всех ведущих странах мира институт начальников ГО также отсутствует.
Однако, несмотря на то, что упразднен статус начальников ГО, первые руководители, как и ранее, осуществляют руководство и несут полную ответственность за ее состояние.
Упразднены федеральные и другие службы ГО. В связи с этим для сохранения возможности проведения специальных мероприятий предлагается особые обязанности федеральных ведомств в области ГО (т.е. те, которые они исполняли в качестве служб ГО) определять Планом ГО и защиты населения РФ, утверждаемым Президентом РФ.
В связи с принятием Федерального закона от 24 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» и внесением изменений в федеральные законы от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», расширился спектр наделения органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления полномочиями по организации и осуществлению мероприятий по ГО.
В субъектах РФ и муниципальных образованиях задачи, которые выполняли службы ГО, целесообразно решениями руководителей ГО возложить на соответствующие специализированные организации и учреждения. Руководители организаций будут нести персональную ответственность за выполнение этих обязанностей. Они могут вносить предложения главам администраций о порядке привлечения в военное время или в случае чрезвычайной ситуации дополнительных сил из профильных учреждений, непосредственно им не подчиненных.