Прежде чем мы начнем изменять формы меш-объектов и превращать их в другие формы, мы должны хорошо освоить создание, перемещение, вращение и масштабирование основных меш-объектов.
Основные способы модификации объектов:
клавиша “G” – перемещение или захват (Grab) объекта;
клавиша “S” – масштабирование (Scale) объекта;
клавиша “R” – вращение (Rotate) объекта.
Например, чтобы изменить размер куба по всем осям с помощью клавиатуры необходимо выполнить следующую последовательность действий:
1. Выделить куб;
2. Нажать клавишу S, чтобы включить режим масштабирования;
3. Перемещать курсор мыши, пока объект не достигнет необходимого размера;
4. Щёлкнуть левой клавишей мыши, чтобы согласиться с изменениями, или правой – чтобы отказаться от них.
Если при перемещении курсора (п.3) зажать клавишу Ctrl, то любое изменение будет пошаговым (на определённую величину).
Вместо нажатия клавиш G, R и S, вы можете использовать кнопки с панели Transform с левой стороны окна 3D-вида: Translate (G), Rotate (R), Scale (S).
Если вы хотите использовать эти модификации с точными параметрами (например, повернуть объект по оси Х на 90 градусов или изменить размер на точное значение единиц) – нажмите клавишу “N” для открытия панели трансформации с правой стороны окна 3D-вида (или щелкните по символу ” + ” в правом верхнем углу окна). Здесь вы можете заблокировать изменение некоторых параметров.
Если Вы хотите переместить объект, введите команду перемещения “G”. Двигайте мышь, объект будет перемещаться вместе с мышью.
Если изменения необходимо выполнить только по одной оси, можно пользоваться клавишами X, Y, Z. После клавиши S или др. следует нажать X или Y или Z, в зависимости от того, по какой оси требуется изменить объект.
Сохранение и открытие файлов
Сохранение и открытие файлов в Blender не сильно отличается от этих действий в других программах. Однако окна здесь выглядят достаточно специфично. Главное, что следует запомнить: в Blender при закрытии программы не выводится диалоговое окно с предложением сохранить файл. Поэтому об этом следует позаботиться заранее, иначе можно безвозвратно утратить только что созданный документ.
Практические упражнения
№ | Задание | Способ выполнения |
1 | Сделайте окно 3D вида полноэкранным. | Shift + Space (пробел). При этом курсор должен находиться в окне 3D-вида. |
2 | Попробуйте перемещать 3D-курсор. | Щелчок левой клавишей мыши в любое место 3D-окна. |
3 | Поочередно выделяйте камеру, лампу и куб. | Щелчок правой клавишей мыши по тому или иному объекту. |
4 | Выделите три объекта вместе (групповое выделение). | Щелчки правой клавишей мыши по кубу, камере и лампе при зажатой клавише Shift. |
5 | Измените тип окна на вид спереди, затем сбоку и, наконец, вид из камеры. | Нажатие на NumPad’е 1, затем 3 и 0. |
6 | Выделите один куб. | Щелчок правой кнопкой по объекту. |
7 | Переместите куб по оси X на -2 единицы. | Зажав Ctrl, потянуть за красную ось назад. При этом наблюдать за изменением значения в нижнем левом углу 3D-окна: . |
8 | Переместите куб по оси Y на 3 единицы. | Потянуть за зеленую ось вправо. |
9 | Переместите куб по оси Z на -1 единицу. | Потянуть за синюю ось вниз. |
10 | Увеличьте куб по оси X в 3 раза. | Нажать S на клавиатуре, затем X. Зажать Ctrl и двигать мышью, добиваясь в нижнем левом углу 3D-окна значения в 3 целых. Примечание. Чем ближе курсор мыши к объекту, тем сильнее влияет движение мыши на изменение объекта. |
11 | Увеличьте куб по оси Y в 1.3 раза. | S, затем Y. Зажать Ctrl и двигать мышью, добиваясь в нижнем левом углу 3D-окна значения в 1.3. |
12 | Уменьшите куб по оси Z в 2 раза. | S, затем Z. Зажать Ctrl и двигать мышью, добиваясь в нижнем левом углу 3D-окна значения в 0.5. |
13 | Поверните брусок по оси X на -15 градусов | Нажмите N. В появившемся плавающем окне на панели Rotation в поле X ввести значение -15. Нажать Enter. |
14 | Поверните брусок по оси Y на -10 градусов | В поле Y ввести значение -10. Нажать Enter. |
15 | Посмотрите получившееся изображение. | F12 |
16 | Сохраните его, обратив внимание, что сохраняется не файл сцены с расширением.blend, а именно картинка (в формате JPEG). | F3 |