Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теоретическое обоснование. Полиграфические системы измерений.




Для измерений в полиграфии, кроме метрической системы, используются полиграфические системы измерений.

Типографская система измерений, или система Дидо

1 п = 1/72 французского дюйма

1 французский дюйм = 27,07 мм

1 п = 0,376 мм

1 цицеро = 12 п = 4,51 мм

1 квадрат = 48 п = 18,05 мм

Англо-американская полиграфическая система измерений

1 пт = 1/72 английского дюйма

1 английский дюйм = 25,4 мм

1 пт = 0,353 мм

1 пайка = 1 пк = 12 пт = 4,23 мм

Текстовая полоса издания состоит из наборной полосы, содержащей текстовую информацию, и окружающих ее снаружи пробельных пространств, называемых полями. Согласно отраслевому стандарту ОСТ 29.62-86, размер наборной полосы (ширина и высота) задаются в квадратах системы Дидо. Поля задаются в мм и указаны в ОСТ 29.62-86 в следующем порядке: корешковое, верхнее, боковое нижнее. Полная текстовая полоса содержит только текстовую информацию основного набора. Высота каждой строки равна интерлиньяжу и задается в англо-американской полиграфической системе (пт).

С помощью указанных выше соотношений можно перевести значения величин, заданных в различных полиграфических системах, в метрическую систему измерений.

Структура строки и текстовой полосы

Текстовая строка состоит из элементов, которые называются знаками. Изображение знака, или очко, располагается на прямоугольнике, называемом кегельной площадкой. Оно состоит из основных штрихов, соединительных штрихов и серифов (засечек). Пространство внутри знака называется внутрибуквенным просветом.

Расположение знака на кегельной площадке определяется положением базовой линии шрифта и высотой очка.

Можно выделить следующие элементы кегельной площадки (рис. 1.1): а) очко (изображение знака); б) нижний заплечик (расстояние от базовой линии шрифта до нижнего края кегельной площадки); в) верхний заплечик (расстояние от верхней линии шрифта до верхнего края кегельной площадки); г) апрош (расстояние между соседними знаками в слове). На кегельной площадке располагаются левый и правый полуапроши знака.

Нижний заплечик служит для размещения нижних выносных элементов знака, если они есть.

Верхний заплечик служит для размещения верхних выносных элементов знака, если они есть; для элементов диакритических знаков; для увеличения высоты прописных знаков.

Кегль шрифта - это расстояние от нижнего до верхнего края кегельной площадки.

Интерлиньяж - это расстояние между базовыми линиями шрифта соседних строк.

В зависимости от соотношения кегля и интерлиньяжа шрифта, различают следующие виды текстового набора.

Набор без дополнительного увеличения межстрочного расстояния называется набором «на свой интерлиньяж». В этом случае интерлиньяж равен кеглю.

Набор с дополнительным увеличением межстрочного расстояния называется набором «на увеличенный интерлиньяж». В этом случае интерлиньяж больше кегля на величину . Если величина = 2 пт, то говорят о «наборе на шпон».

Для компьютерных шрифтов кегль и интерлиньяж задаются и измеряются в англо-американской полиграфической системе измерений (пт). Внутристрочные и межстрочные пробельные элементы также измеряются в англо-американской полиграфической системе измерений.

Ширина знаков измеряется в метрической системе измерений (мм). Определение ширин знаков, входящих в комплект шрифта, позволяет рассчитать Еу - среднеуточненную ширину знака, которая является одной из важнейших технологических характеристик шрифта.

Конструктивно-оформительские элементы изданий

Основным конструктивным элементом издания является физический печатный лист. Физический печатный лист - это лист определенного формата, запечатанный с одной стороны. Он измеряется, обычно, в метрической системе (см, мм).

Сфальцованный, то есть, сложенный соответствующим образом, печатный лист образует тетрадь, которая содержит определенное число полос издания.

Доля листа - число, которое показывает, сколько полос издания располагается на одном печатном листе. Доля используется при обозначении формата издания в виде (А B)/D.

Сфальцованный (сложенный в определенном порядке) отпечатанный лист после фальцовки называется тетрадью. В зависимости от количества сгибов (вида фальцовки) тетрадь может содержать 4 полосы (односгибная фальцовка), 8 полос (двусгибная), 16 полос (трехсгибная), 32 полосы (четырехсгибная).

Подобранные в порядке следования друг за другом тетради образуют блок. Книжно-журнальные издания объемом более 80 страниц комплектуются подборкой. Блоки изданий объемом менее 80 страниц комплектуются вкладкой.

В книжных изданиях могут быть вклейки, вкладки, накидки, приклейки. Они печатаются отдельно, часто на другой бумаге и другим способом. В объем издания эти элементы не входят, а учитываются отдельно. Присоединяются они к тетрадям в процессе комплектовки блока.

К конструктивно-оформительским элементам книжных изданий относятся переплет, форзац, обложка, «интегральная» обложка, суперобложка, футляр. Формат наборной полосы обложки, переплета, суперобложки определяется размером страницы издания после обрезки.

При оформлении издания в переплете необходимы форзацы - две четырехстраничные тетради, служащие для скрепления блока с переплетной крышкой. Форзацы могут быть как простыми, так и художественно оформленными - фоновыми или орнаментальными, но иллюстрации издания на форзацы не помещают.

В обложку оформляются книжные и журнальные издания, не предназначенные для длительного использования и хранения.

«Интегральная обложка» представляет собой конструктивно-оформительский элемент, сочетающий свойства как переплета (наличие форзацев), так и обложки. Используется для оформления учебников для младшего школьного возраста.

Футляр также относится к конструктивному или конструктивно-оформительскому элементу издания, так как он может быть или простым, или художественно оформленным.

Норма и сигнатура - служебная информация, которая устанавливается на каждой первой полосе тетради (кроме первой, полос, целиком занятых иллюстрацией, полосе шмуцтитула).

Норма - краткое название издания или номер заказа, под которым издание проходит в производстве. Сигнатура - номер тетради, служит для контроля правильности подборки. Сигнатура со звездочкой устанавливается на каждой третьей полосе тетради и служит для контроля правильности фальцовки. Норма и сигнатура не входят в формат наборной полосы.

Задание 2. Методика выполнения работы

1. Нарисовать схему строки. Обозначить элементы кегельной площадки.

2. Нарисовать схему текстового набора «на свой интерлиньяж».

3. Нарисовать схему текстового набора «на увеличенный интерлиньяж».

4. Измерить ширину и высоту элементов вещественного шрифтоносителя и записать произведенные измерения в тетрадь.

5. Нарисовать схему полной текстовой полосы издания. Обозначить параметры наборной полосы и полей.

Задание 3. Композиция акцидентных форм. Создание полос издательской акциденции и акциденции малых форм

Содержание работы

1. Определить композиционное построение полосы издательской акциденции (содержания, выходных данных и книжного объявления) и акциденции малой форм (визитной карточки) с учетом оптических закономерностей.

2. Выбрать шрифтовое оформление акциденции.

3. Изготовить электронный эскиз и макет акцидентных форм.

4. Набрать текст и сверстать акцидентные формы с использованием правил набора и верстки.

Теоретическое обоснование. Акциденция подразделяется на три группы: издательская акциденция, акциденция малых форм и афишно-плакатная акциденция.

Издательская акциденция - это все виды титулов, изобразительные элементы переплетов, обложек, суперобложек, книжные и журнальные объявления, заставки и концовки, а также проспекты, буклеты, листовки.

Акциденция малых форм включает бланки, программы, пригласительные билеты, дипломы, аттестаты, грамоты, театральные билеты и программы, меню ресторанов и кафе, визитные карточки, бланки для писем, справок, удостоверений, квитанции, счета, анкеты, свидетельства, адреса и т.п. малотиражная листовая продукция.

Афишно-плакатная акциденция (листовая продукция). Это афиши, плакаты, объявления, призывы, аншлаги и т.п., которые могут быть в виде самостоятельных экземпляров, серийных изданий и тематических подборок. Афишно-плакатная акциденция предназначена для расклейки на афишных витринах или стендах.

Акцидентная продукция в большинстве случаев имеет форму прямоугольника с определенной наборной полосой, вариант оформления (размер полей) акциденции не всегда подчиняется правилам оформления книжно-журнальных изданий. Акциденция весьма специфична как по оформлению, так и по воспроизведению. Сложность по набору - четвертая.

Оформление каждого вида акциденции необходимо выполнять с учетом композиционных правил, определив назначение акциденции и ее стилевое решение, требования заказчика, формат и цвет бумаги, характер иллюстраций и орнаментов.

Композиция акцидентной формы - это правильное сочетание различных элементов (шрифта, линеек, орнаментов, иллюстраций, пробельных элементов) между собой и удачное расположение их в формате. Определяющим фактором при этом является единство формы и содержания, для чего должно выдерживаться определенное стилевое единство шрифтов, линеек, иллюстраций и орнаментов.

Основными факторами, учитываемыми при решении композиционного замысла, являются: характер акциденции; формат издания; форма; используемые материалы и их сочетание; композиционный центр.

Композиционный центр - центральный элемент композиции наиболее важный в смысловом отношении, который помогает сразу определить суть издания, понять его содержание. Он должен заметно выделяться своим размером, цветом, обрамлением или другими средствами изобразительного материала. Таким центром при построении композиции может быть иллюстрация или шрифтовая строка, которая должна быть расположена в центре на самом видном месте. При этом оптический центр полосы по вертикали должен располагаться выше геометрического. Необходимо разделить высоту полосы на восемь частей, отложить сверху 3/8 части. Это и будет оптическая середина. Характер, размеры и местоположение композиционного центра практически определяют построение всей композиции в целом. Но важно еще правильно расположить отдельные композиционные элементы на полосе относительно композиционного центра и друг друга.

Группировка строк в акцидентном наборе производится по смыслу текстовой информации и с учетом композиционных правил. Существует много способов группировки строк.

Открытая группировка - при которой все строки выключаются посередине формата набора (в красную строку). Классической считается открытая трехстрочная группировка, при которой средняя строка самая длинная, а две другие - заметно разные по длине. Для выделений главных строк текста используют шрифт другой гарнитуры, кегль, начертание, другой цвет, подчеркивание, отбивку и обрамление.

Пробелы внутри наборной полосы в акцидентных изданиях выполняют тоже важную композиционную роль. Для ряда акцидентных изданий поля и пробелы внутри полосы могут служить дополнительным средством оформления. Одинаковые по размеру элементы будут восприниматься по-разному в зависимости от окружающего их белого пространства. Эту особенность необходимо учитывать при выборе отбивок между строками текста акциденции. Пробелы не должны быть слишком малы, чтобы один текст не затенял другой, и не слишком велики.

Соразмерность главных и второстепенных элементов между собой в композиции определяется смысловым содержанием. При неумелом сочетании кегля шрифта, используемого для набора главных и второстепенных строк и отбивок между строками, один текст может затенять другой. Такое же явление будет наблюдаться при неумелом сочетании кегля наборных строк с линейками или орнаментом. Широкую рамку нельзя ставить близко к строке. В этом случае для набора нужно будет использовать шрифт более крупного кегля и увеличить пробел между ними.

Элементы композиции по их важности не следует подразделять более чем на три группы. Композиция с числом составных частей четыре и более выглядит слишком сложной и дробной.

Набирать акциденцию, пользуясь только оригиналом, даже правильно размеченным, очень трудно, поэтому возникает необходимость составления эскиза или макета. В эскизе зрительно воплощается образ оформления акцидентной формы. Эскизы для простых работ могут быть созданы самими наборщиками. Более сложные работы выполняет высококвалифицированный художник-дизайнер. Эскизы делятся на три вида.

Эскиз первого вида используется для набора акциденции малых форм и афишно-плакатной продукции. Художник-дизайнер делает предварительный набросок размещения текста оригинала, линеек, орнамента и иллюстраций.

Эскиз второго вида используется для простых титулов и обложек. На мониторах набирают строки, составляющие основную текстовую информацию титула, предварительно выбрав кегль. Передвигая эти строки по экрану, определяют их место и уточняют размеры.

Эскиз-оригинал - оригинал, полностью подготовленный для набора.

Для более сложных акцидентных работ необходимо составление макета.

Макет - это модель будущей акциденции. Все элементы композиции должны быть того же кегля и начертания, что и в готовом издании. Строки должны быть точно сгруппированы и расположены на странице оригинала с учетом всех пробелов и отбивок.

Некоторые виды акциденции, например, грамоты, визитки, фирменная деловая документация и т.п., содержат фирменные бланки, диаграммы, графики, рисунки и логотипы, которые могут быть созданы с использованием «Библиотек» для дизайнера.

В качестве примера создания форм издательской акциденции рассматриваются полосы: содержание, выходные сведения и книжные объявления.

Содержание - последовательное перечисление заголовков издания с указанием страниц. Содержание в книжных изданиях, кроме научной, специальной технической, справочной литературы, помещается в конце книги перед выходными сведениями на нечетной спусковой полосе. В специальных, научных, технических и справочных изданиях содержание может быть размещено после титула на нечетной спусковой полосе, В журналах содержание помещают на обороте титула или на вклейке узкого формата перед основным текстом.

Содержание набирают с использованием формата полной наборной полосы с соблюдением правил набора и верстки, присущих всему изданию. Для набора заголовка «Содержание» пользуются одним из стилей заголовков данного издания в соответствии с его уровнем. Для набора текста содержания чаще используется шрифт основного набора текста. В некоторых случаях допускается изменение кегля, регистра и начертания.

Выходные сведения, как правило, размещают на последней полосе издания, набирают на уменьшенный формат и помещают на оптической середине полосы, или набирают на полный формат и помещают внизу полосы. В компактных изданиях выходные сведения помещают на обороте титула. В выходных сведениях содержится краткая характеристика издания: фамилия автора, редактора, название, тираж, объем, формат, количество печатных и условных печатных листов, способ печати, наименование предприятия, где отпечатано издание.

Книжные объявления помещают в издании при наличии свободных полос, соблюдая условие органичной связи их содержания с данным изданием.

Специфика набора акциденции малых форм заключается в предварительном создании эскиза или макета. Дизайн визитных карточек должен быть нацелен на создание стиля, лаконичность информации, удобство использования и функциональность. Визитные карточки набираются шрифтом кегля 8-12 пт курсивного и полужирного начертаний. Формат набора не превышает 3 кв. Используются различные гарнитуры, в том числе те, которые имитируют рукописное начертание.

Задание 4. Методика выполнения работы

1. Для полосы издательской акциденции задать параметры документа, установив формат наборной полосы. Для «Содержания» создать отдельно спусковую полосу. Для акциденции малой формы задать формат набора.

2. Определить композиционное построение издательской полосы (содержания, книжного объявления) и визитной карточки.

3. Подобрать шрифтовое оформление для набора текста на полосе издательской акциденции и на визитной карточке. Подобрать или создать логотип для визитной карточки.

4. Создать стиль текстовых строк визитной карточки, книжного объявления и задать все необходимые атрибуты. Для полосы «Содержание» создать стили заголовка и основного текста издания.

5. Изготовить электронный эскиз и макет акцидентных форм.

6. Набрать текст и сверстать издательские полосы, используя правила набора и верстки.

7. Сверстать визитную карточку.

8. Распечатать полученные полосы и визитную карточку.

Содержание и форма отчета

Описать элементы вещественного шрифтоносителя и указать значения их параметров. Приложить схему полосы издания при наборе «на свой интерлиньяж». Приложить схему полосы издания при наборе «на увеличенный интерлиньяж». Приложить схему полосы издания с указанием расположения наборной полосы и полей.

Описать последовательность этапов при создании полос издательской акциденции и акциденции малых форм. Обосновать композиционное построение полос и визитной карточки. Выписать характеристики выбранных вариантов шрифтового оформления.

Приложить распечатки полос издательской акциденции (содержание, выходные данные, книжное объявление).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2321 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.