Изучение социологических взглядов постмодернистов следует начать с предвестников постмодернистских теорий: постструктурализма Ж. Дерриды и М.Фуко.
Затем необходимо обратиться к изучению:
- «антисоциальной» теории Ж. Бодрийяра, его критике «общества потребеления»;
- положения Ж.-Ф. Лиотара об эклектизме как отправном пункте современной культуры;
- шизоанализа Ж. Делёза и Ф. Гваттари;
- «Фреймовой организации знака» (1988) Дж. Каллера;
- «постпостмодернизма» Ж.Липовецки и его критики «эры пустоты» и «империи эфемерного».
Чтобы понимать различие между модернизмом первой половины ХХ века и постмодернизмом, рекомендуется воспользоваться таблицей американского теоретика И.Хассана (из его работы «Культура постмодернизма» (1985)).
Модернизм | Постмодернизм |
Романтизм, символизм | Бессмыслица |
Форма (последовательная, завершенная) | Антиформа (прерывистая, открытая) |
Целенаправленность | Игра |
Замысел | Случайность |
Иерархия | Анархия |
Мастерство / логос | Усталость / молчание |
Законченное произведение искусства | Процесс /перформанс/ хэппенинг |
Дистанция | Соучастие |
Творчество / синтез | Разложение / деконструкция |
Присутствие | Отсутствие |
Центрирование | Рассеивание |
Жанр / границы | Текст / интертекст |
Семантика | Риторика |
Парадигма | Синтагма |
Отбор | Комбинирование |
Обозначаемое | Обозначающее |
Метафора | Метонимия |
Особое внимание следует уделить поднятым в изучаемых теориях проблемам потребительского общества, а именно:
· проблеме ограничения свободы кодом сигнификации;
· проблеме манипуляции «кодом сигнификации» со стороны СМИ;
· проблеме замены потребительской стоимости символической стоимостью;
· проблеме отсутствия связи между символом и реальностью и замены реальности гиперреальностью как симуляцией постсовременного общества.
Студентам, владеющим английским языком, рекомендуется прочесть работе Кима Хамфри «Жизнь прилавков: супермаркеты и изменение культуры потребления».
Необходимо также обратиться к творчеству известного мыслителя З.Баумана, к его работам «Индивидуализированное общество» и «Текучая современность» и остановиться на основных выделенных им признаках постмодерна:
· культурный плюрализм, который распространяется на все: на традиции, идеологию, формы жизни и т.д.;
· постоянно происходящие изменения;
· отсутствие властных универсалий;
· доминирование средств массовой информации и их продуктов;
· замена реальности символом.
& Литература:
1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005.
2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, УрГУ, 2000.
3. Горичева Т. Так ли уж несерьезен постмодернизм?// Горичева Т. Христианство и современный мир. СПб., 1996.
4. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М., 2004.
5. Кудрина С.А. Информационное общество XXI века: власть знака// Вестник ЯрГУ. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 5. Ярославль: ЯрГУ, 2007.
6. Кудрина С.А. «Опрокинутые» ценности на пути к полицейскому государству// Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, образования: Материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль, 2007.
7. Кудрина С.А. От культуры – к миру опрокинутых ценностей // Вестник социально-политических наук: сб. научн. тр. Вып. 6. Ярославль: ЯрГУ, 2006.
8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М. - СПб., 1998 9. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001.10. Николаева О. "Симулякры" постмодернизма: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikolaeva/freedom/46.html.
11. Николаева О. Игра как метафизика постмодернизма: http://blagoslovenie.su/izdat/books/olesa/index.php.
12. Kudrina S. A. “Overturned” Values on the Way to a Policy State// Мировое сообщество и глобализация: социокультурные, политические, экономические и исторические аспекты: Сб. науч. тр. Ярославль: ЯрГУ, 2006.
Контрольные вопросы к теме:
- В чем видит Бодрийар несвободу современного человека?
- Что такое «символическая стоимость»?
- Каковы последствия манипуляции «кодом сигнификации»?
- Что такое «гиперреальность»?
- Согласны ли Вы с определением постмодерна и постмодернистской социологии, данным Ж. Липовецким:
«Постмодерн - сегодняшнее состояние западного общества, характеризующееся отсутствием всякой определенности в социальных структурах, поскольку временные и пространственные границы, которыми определялся модерн, исчезли, а на смену им пришли мимолетные и отрывочные по своей сути социальные взаимоотношения... Постмодернизм в социологии, как, впрочем, и в других науках, - это подход, которым подчеркивается неопределенность обществ, в которых все элементы определенности подорваны и подвергаются осмеянию, а условия проживания людей принимают характер глобального и фрагментарного общества, где не существует абсолютных правил и критериев оценки. Постмодернизм контрастирует с большинством социологических теорий в том плане, что этим подходом отвергается идея эпохи Просвещения о возможности постижения и усовершенствования общества через рациональное мышление». Какие черты постмодернизма можно было бы привести в дополнение к сказанному?
- Каковы признаки постмодерна по З.Бауману?
- Сравните содержание понятий «модерн» и «постмодерн».
- По какой причине известный теоретик постструктурализма и
постмодернизма Джонатан Каллер, автор книги "Фреймовая организация
знака" (1988), выбрал туризм в качестве образца социальной практики? - Проанализируйте приведенные ниже слова З.Баумана из его работы «Индивидуализированное общество». Какую проблему общества XXI века поднимает автор?
«В условиях, когда занятость становится краткосрочной, лишается четких (не говоря уж о гарантированных) перспектив и тем самым превращается в эпизодическую, когда фактически все правила, касающиеся игры в карьерное продвижение или увольнения, отменяются либо имеют тенденцию изменяться задолго до окончания игры, остается мало шансов для укоренения и укрепления взаимной лояльности и солидарности. В отличие от времен, отмеченных долгосрочной взаимозависимостью, сегодня едва ли существует стимул для серьезного, тем более критического, интереса к изучению договоренностей, которые все равно окажутся временными. Место работы воспринимается как своего рода кемпинг, где человек останавливается на несколько ночей и который можно покинуть в любой момент, если не предоставлены обещанные удобства или предоставленные вдруг разонравились, а не как общий дом, где каждый обязан взять на себя труд по выработке приемлемых правил взаимодействия».
$ Темы докладов:
· Феномен игры в культуре постмодернизма.
Литература:
1. Герасимов И. Игра и сознание (к постановке проблемы) // Общественные науки и современность. 1995. №1. С.159-167.
2. Николаева О. Игра как метафизика постмодернизма: http://blagoslovenie.su/izdat/books/olesa/index.php.
· Феномен туризма в культуре постмодернизма.
Литература:
1. Бауман З. От паломника к туристу // Ведомости НИИ прикладной этики. Вып.6. Тюмень, 1996. С. 212- 253.
2. Горичева Т. Так ли уж несерьезен постмодернизм?// Горичева Т. Христианство и современный мир. СПб., 1996.
Тема 22. Ценностные приоритеты, классификация и итоговые положения современных и постсовременных социологических теорий.
Изучая данную тему, необходимо выяснить основания разнообразия и противостояния ценностных (и стоящих за ними онтологических) оснований социологических концепций. Для этого следует обратиться к различению противостоящих друг другу теоретических подходов: номинализма и реализма, пронатурализма и антинатурализма. Номинализм — это теоретическая и методологическая ориентация, сущность которой заключается в том, что источником и единственным субъектом социального объявляются индивид и его социальное действие, в связи с чем отрицается онтологическое содержание понятий, выражающих социальное целое (государство, общество, группа, организация). С точки зрения реализма, наоборот, общество в целом выступает как самостоятельная сущность, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Дилемма «номинализм – реализм» служит основанием классификации теорий, но не имеет ценностной окраски, в то время как другая дилемма, «пронатурализм – антинатурализм», ценностна: одни теоретики предполагают примат духовных факторов перед материальными, другие, наоборот, считают общество сугубо природной реальностью. В результате можно выделить, как минимум, четыре типа социологических теорий:
Номинализм | Реализм | |
пронатурализм | Социал-дарвинизм: люди находятся в состоянии войны всех против всех, для общества свойственны все законы животного мира: наследственность, изменчивость, естественный отбор. | Биоорганицизм: общество аналогично живому организму (позитивизм О.Конта и Г.Спенсера). Теория естественно-исторического процесса К.Маркса и Ф.Энгельса |
антинатурализм | Субъективистская социология. «Понимающая социология».М.Вебер: общество есть результат взаимодействий между людьми. Символические интеракционисты: общество есть продукт интерпретаций. Теорема Томаса: «Если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям». | Структурный функционализм. Э.Дюркгейм: определяющая роль коллективного сознания. Т.Парсонс: определяющая роль культурных образцов и морально-религиозных ценностей. Психология народов: дух целого в основе существования каждого народа. |
Для обобщения результатов курса рекомендуется обратиться к итоговым положениям современных социологических теорий, выделенным Дж. Ритцером:
ü «Современный мир представляет собой железную клетку рациональных систем, из которой невозможно выбраться.
ü Капитализм имеет тенденцию к саморазрушению.
ü Мораль в современном мире значит гораздо меньше, чем в ранних обществах.
ü Город способствует рождению личности определенного типа.
ü Люди склонны разыгрывать в обществе разные роли.
ü Отношения в обществе построены на принципе взаимозависимости.
ü Люди создают мир, который в конечном итоге порабощает их.
ü Люди всегда имеют возможность изменить ограничивающий их миропорядок.
ü Общество — это интегрированная система социальных структур и функций.
ü Общество — это сокрушительная сила, всегда готовая к неистовству и безумию.
ü Несмотря на представления о том, что Западный мир претерпел процесс либерализации, на самом деле атмосфера в нем становится все более подавляющей.
ü Современный мир вступил в постмодернистскую эру, для которой характерны отсутствие аутентичности, фальшь, симуляция реальности».
& Литература:
- Кудрина С.А. Ранняя социология в контексте ценностного переворота: между наукой и утопией. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 68-72.
- Кудрина С.А. Ценности и оценочные суждения в социологии: введение в метасоциологическое исследование. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2008. № 6. С. 68-72.
- Кудрина С.А. Онтологические основания ценностных приоритетов в социологии. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 77-81.
- Кудрина С.А. Ценностные приоритеты в социологии и их онтологические основания. СОЦИС. № 10. 2010. С. 37-46.
- Основы теоретической социологии. Метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина. ЯрГУ., 2003.
Темы эссе.
1. Три примера действия теоремы Томаса.
2. Тема «одномерности» человека в социологических теориях ХХI века.
3. Современная социология о границах социологического исследования искусства.
4. Перспективы информационнго общества в свете современных социологических теорий.
5. «Современность или постсовременность?»: дискуссионное поле.
6. Латентная функция культуры.
7. Роль сознания в формировании социальной реальности в социологических теориях конца XX – начала XXI вв.
8. Социология о современном этапе глобализации.
9. Проявления формальной рациональности в условиях современности (постсовременности).
10. Ценности современного общества и их исследование в социологических теориях.
11. Симулякры и симуляции.
12. «Коды сигнификации».
13. Теории модернизации.
14. Этнометодология: изучение латентных пластов обыденного сознания.
15. Потребительское общество глазами социологов конца XX – начала XXI вв.
16. Диалектика Просвещения.
17. Понятие гиперреальности.
18. Массовая культура в социологических теориях конца XX – начала XXI вв.
19. Американизация и/или глобализация: социологический подход.
20. «Символическое насилие» и «структурная мистификация».
21. Концепция «открытого общества».
22. «Макдональдизация».
23. Проблема «играизации» общества.
24. Социологическая критика современного общества.
25. Ценности современного общества глазами социологов конца XX – начала XXI вв.
Вопросы к экзамену по курсу «Современные социологические теории»
1. Понятие парадигмы. Социология – мультипарадигмальная наука.
2. Макросоциологические и микросоциологические парадигмы. Интегративные парадигмы.
3. Основные положения структурного функционализма.
4. Т.Парсонс о социальной системе и подсистемах.
5. Структурный функционализм: общество как социокультурная система.
6. Структура социального действия по Т. Парсонсу.
7. Информационная иерархия контроля в структурно-функционально теории Парсонса.
8. Механизмы социализации (по Т. Парсонсу).
9. Процесс институционализации, его этапы.
10. Р.Мертон: функционалистская теория аномии.
11. Явные и латентные функции.
12. Теории среднего ранга.
13. Неофункционализм Дж. Александера.
14. Теория конфликта в ХХ веке.
15. «Безобразный облик общества» Р. Дарендорфа против стройности функционализма Парсонса
16. Конфликтный функционализм Л.Козера.
17. Козер о причинах, остроте, длительности и функциях конфликта.
18. Развитие марксистских идей в ХХ-ХХI вв. Нео- и постмарксизм.
19. Радикальная социология Ч.Р.Миллса.
20. Постмарксистский дискурс И.Валлерстайна.
21. Мир-системный анализ И. Валлерстайна.
22. Веберовский ренессанс в Германии и США.
23. Общая теория систем Никласа Лумана.
24. Символический интеракционизм: общество как продукт интерпретаций.
25. Теорема У.Томаса.
26. Ч.Кули: теория «зеркального я».
27. Дж.Г. Мид о формировании социального я и социальной реальности в процессе взаимодействия. Понятие конвенционального жеста.
28. Дж.Морено: учение о социальном атоме и неформальной структуре общества. Социометрический метод.
29. Г.Блумер: символы и коллективное поведение.
30. Символический интеракционизм и социальная драматургия И.Гофмана.
31. Проблема конституирования социальной реальности в феноменологической социологии. А.Шютц: «феноменология социального мира».
32. Современные концепции социологии религии.
33. Социология знания П.Бергера и Т.Лукмана.
34. Этнометодология Г.Гарфинкеля.
35. Теория социального обмена Дж.Хоманса.
36. Теория социального обмена П.Блау.
37. Современные микро-макро интегральные парадигмы социального обмена (Р.Эмерсон, Дж.Коулмен).
38. Р.Эмерсон о «сетях социального обмена» и «продуктивном обмене».
39. Современная теория феминизма. Феминизм и постмодернизм.
40. Критическая теория общества.
41. Проблематика рациональности и отчуждения в «Диалектике просвещения» Т.Адорно и М.Хоркхаймера. Концепция авторитарной личности.
42. Г.Маркузе об одномерном человеке и массовой культуре. Исследование развитого индустриального общества.
43. Гуманистическая концепция Э.Фромма. Теория социальных характеров.
44. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса.
45. Современные концепции социологии права.
46. «Открытое общество и его враги» К.Поппера.
47. «Нищета историцизма» К.Поппера.
48. Постиндустриальное общество: основные характеристики (по Д.Беллу).
49. Теория структурации Э.Гидденса.
50. Основная теорема структуралистского конструктивизма П.Бурдье.
51. «Хабитуализация» как основа процесса институционализации.
52. Социология политики П.Бурдье.
53. Учение о П.Бурдье «символическом насилии» и «структурной мистификации».
54. Современные концепции социологии науки.
55. Теории современности и постсовременности.
56. У.Бек: «общество риска».
57. Динамические характеристики современности (по Э. Гидденсу).
58. Дж.Ритцер: макдональдизация.
59. Постмодернистские социальные теории.
60. Постструктурализм Ж. Дерриды и М.Фуко.
61. «Антисоциальная» теория Ж. Бодрийяра.
62. З.Бауман: признаки постмодерна.
63. Постмодернисты о потребительском обществе. Понятие «кода сигнификации». Симулякры и симуляция.
64. Понятие гиперреальности в постмодернизме.
65. Шизоанализ Ж. Делёза и Ф. Гваттари.
66. Теория информационного общества (М. Кастельс).
67. Современные концепции социологии искусства.
68. Ценностные приоритеты современных и постсовременных социологических теорий.