СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Информационный контроль ß Ý Энергетические условия
Л И Ч Н О С Т Ь
Информационный контроль ß Ý Энергетические условия
О Р Г А Н И З М
Важно обратить внимание на то, каким образом происходит обмен энергией и контролем. К примеру, культура определяет предел социальной системы, латентно ограничивая ее изменчивость при помощи культурных образцов и т.д. При этом каждая подсистема обеспечивает энергетические условия, необходимые для деятельности подсистемы более высокого уровня. Необходимо раскрыть основные функции подсистем: адаптация (организм), целедостижение (личность), интеграция (социальная система), латентность (культура) и усвоить общую схему парсоновского видения общества как функциональной системы:
Функции | |||
Инструментальные | Экспрессивные | ||
Адаптация (организм) | Целедостижение (личность) | Интеграция (социальная система) | Латентность (культура) |
Подсистемы | |||
Экономика | Политика | Общественные организации | Родство |
Институты | |||
Заводы, банки | Партии, государственная бюрократия | Школы, средства массовой информации | Семья, брак |
Роли и специальные нормы, основанные на фундаментальных ценностях. | |||
Предприниматель, рабочий, банкир | Партийный лидер, государственный чиновник | Учитель, ученик, слушатель | Мать, отец, муж, жена |
При исследовании теоретического наследия Р.Мертона рекомендуется особое внимание уделить предложенным им одиннадцати заповедям функционализма. Следует подробно остановиться на критике Р.Мертоном некоторых постулатов классического функционализма, а именно: 1) постулата функционального единства, 2) постулата универсального функционализма и 3) постулата необходимости. Для этого необходимо привлечь понятия «дисфункция», «нефункциональность», «функциональный эквивалент», «функциональная альтернатива» и «социологическая амбивалентность», а также парные понятия: «функция — дисфункция», «равновесие — неравновесность», «норма — патология» и т.д. Важно различать явные и латентные функции.
Для изучения функционалистской теории аномии, где аномия понимается как результат дезинтеграции культурно одобряемых целей и средств их достижения, а виды девиантов рассматриваются в отношении к этим целям и средствам, рекомендуется схема:
Культурно одобряемые цели | Средства достижения целей | |
конформист | + | + |
инноватор | + | - |
ритуалист | - | + |
отступник | - | - |
бунтарь | + - | + - |
& Литература:
1. Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1992..№ 2-5.
2. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.
3. Основы теоретической социологии: метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина; ЯрГУ. – Ярославль, 2003.
4. Парсонс Т. Система современного общества. М., 1998.
5. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.
6. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.
7. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Р.Мертона. Социс. 1992. № 2.
8. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 20029. Дж.Тернер. Структура социологической теории. М., 1985.
Контрольные вопросы к теме:
- Какова, с точки зрения Парсонса, структура социального действия?
- Как определяет Парсонс социальную систему?
- Опишите поэтапно процесс институционализации.
- Каковы механизмы социализации?
- Каковы механизмы социального контроля?
- Каким образом связаны между собой культура, социальная система, личность и организм?
- Почему критики обвиняли Парсонса в том, что он пребывал в двух несоединимых мирах?
- Что подразумевает Парсонс под латентной функцией культуры?
- Каковы, по мнению Р.Мертона, причины аномии?
- Что такое «теории среднего ранга»?
$Тема доклада:
· Понятие аномии в социологической теории Р.Мертона.
Литература:
Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1992. №№ 2-5.
· Неофункционализм Дж. Александера.
Литература:
Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002