При изучении данной темы религия рассматривается как подсистема в ее взаимодействии с иными социальными структурами. Следует начать с традиции функционалистского изучения религии как «коллективного представления» (Э.Дюркгейм). Здесь важно обратить внимание на связь между религиозностью и типом социальной солидарностии на зависимость преобладающей формы самоубийств от религиозной принадлежности: «влияние религии так велико, что превышает всякое другое». Далее необходимо рассмотреть продолжение функционалистской традиции (Т. Парсонс, Р. Мертон, Т. О. Диа, Л. Шнайдер, М. Йингер), в рамках которой религия исследуется как важнейший фактор интеграции. Особое внимание рекомендуется обратить на учение А. Радклифф-Брауна о структуре и функциях религии как средства социального контроля и на функциональный анализ религии в работах Б. Малиновского.
Далее, следует остановиться на развитии веберовской традиции в современной социологии религии и феноменологическом направлении в социологии религии, представленном П. Бергером и Н. Лукманом, в соответствии с которым религия есть продукт интерсубъективного сознания, «символический универсум».
И наконец, важно обратиться к дискуссии вокруг понятия «секуляризация», в частности, - к теоретической социологической дилемме «секуляризация или структурно-функциональная дифференциация институтов?».
& Литература:
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
3. Гайденко П. П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Гайденко П.П. Социология господства и религии // Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.
- Гайденко П.П. Христианство и генезис европейского естествознания// Философско-религиозные основы науки. - М., 1997.
- Горичева Т. М. Христианство и современный мир. СПб., 1996.
- История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002. Т. 3.
- Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. Спб., 1998.
- Западно-европейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.
- Касатонов В.Н. Интеллектуализм и волюнтаризм: религиозно-философский горизонт науки Нового времени// Философско-религиозные основы науки. - М., 1997.
- Киссель М.А. Христианская метафизика как фактор становления и прогресса науки Нового времени// Философско-религиозные основы науки. - М., 1997.
- Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.
13. Кудрина С.А. Стремление к формам чужим и чужому духу // Человек и культура в культурно-историческом пространстве России: Опыт региональных и краеведческих исследований: Материалы междунар. науч. конф. Кострома, 2002 (в соавт. с Филькиным А.Н.)
- Кураев А., диакон. Вкус к сложности: Церковь и интеллигенция// Фома. № 3. 2004.
- Основы теоретической социологии. Метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина. ЯрГУ., 2003.
16. Рязанцев И.П. Социология вышла из трущоб// Нескучный сад. № 8. 2007.
17. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
18. Харакас С. Православие и биоэтика// Человек. 1994. № 2.
Контрольные вопросы к теме:
1. Объясните высказывание Ф.Ницше о том, что язычество, буддизм и атеизм «питают неуемную жажду самоубийств».
2. Каким образом используется метод отнесения к ценности при исследовании религии?
$Темы докладов:
· Теоретические исследования П.П.Гайденко в области социологии религии.
Литература:
1. Гайденко П. П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Гайденко П.П. Социология господства и религии // Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.
- Гайденко П.П. Христианство и генезис европейского естествознания// Философско-религиозные основы науки. - М., 1997.