История русского литературного языка начинается с появления письменности. Письменный язык появился на Руси фактически с введения христианства.
1. Возникновение и развитие письменности у славян.
До возникновения буквенного письма и письменности славяне, как и все другие народы, пользовались различными типами первобытного письма: 1) пиктографическим, в котором слиты зачатки собственно письма и изобразительного искусства, и
2)идеографическим, представляющим собой сложную систему знаков – родовых, числовых, гадательных, знаков собственности, знаков, употреблявшихся при совершении языческих обрядов.
Это письмо имело узкое и специальное употребление и не годилось для связной записи какого-либо содержания. Поэтому славянские племена, принимавшие христианство, начинали пользоваться греческими или латинскими алфавитами, хотя эти алфавиты и не были приспособлены для передачи всех звуков славянской речи. Появление собственной буквенной письменности у славян относится ко второй половине IXв. и связано с деятельностью византийских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия, которые составили для славян азбуку и перевели на славянский язык книги Священного Писания.
Именно о такой истории говорит болгарский монах Xв. по имени Храбр в своем сочинении «О письменах», которое является древнейшим историческим свидетельством о возникновении письменности у славян. ЧерноризецХрабр сообщает, что, будучи язычниками, славяне не имели книг (то есть письменности), а гадали и считали «чертами и резами» (идеографическими знаками); по принятии же христианства употребляли греческие и латинские буквы, но «без устроения» (при помощи этих алфавитов нельзя было написать многие славянские слова, например такие, как живот, чаяние, широта и др.); Кирилл «устроил славянское письмо», «сотворив» славянскую азбуку. Этому соответствуют и данные из жизнеописаний Кирилла и Мефодия, а также свидетельства иностранцев о наличии письменности у славян – эти свидетельства относятся ко времени после деятельности Кирилла и Мефодия.
Исторические обстоятельства, способствовавшие созданию славянской письменности, были следующими. В Xв. славянские племена, жившие в бассейне рек Эльбы, Влтавы и Моравы, объединились, и образовалось сильное славянское княжество Великая Моравия. Это княжество было уже христианским и в церковно-административном отношении входило в состав зальцбургского (баварского) архиепископства. Поскольку в западной христианской церкви существовал догмат о трех языках, на которых можно совершать богослужение – латинском, греческом и еврейском, то и в Великой Моравии богослужение велось на непонятном населению латинском языке. Велико-моравский князь Ростислав, умный и дальновидный политик, решил использовать в борьбе за самостоятельность княжества и независимость от соседних немецких феодалов поддержку Византии, отделенной от Моравского княжества и поэтому не представлявшей непосредственной угрозы. Восточная христианская церковь допускала проповедь христианства на местном языке. Так, многие народы, принявшие христианство от греков, например, сирийцы (христиане-арамейцы), копты (христиане-египтяне), армяне, грузины имели письменность и богатую литературу на своих языках. В 862 г. Ростислав отправил в Константинополь послов с просьбой прислать в Великую Моравию миссионеров для проповеди христианства на славянском языке. Византийский император Михаил III, заинтересованный в распространении своего влияния, удовлетворил просьбу моравского князя.
Во главе миссии были поставлены братья Константин (после принятия пострига Кирилл) и Мефодий, хорошо знавшие славянский язык, так как они были уроженцами Солуни (наст. г.Солонники) – портового города, вокруг которого были славянские поселения и в котором, наряду с греческой, звучала славянская речь.