Человек самим своим существованием выделен из окружающего мира. Это вынуждает его дифференцировано относится к фактам своего бытия. Все, что имеет для человека определенную значимость, личностный или общественный смысл, является для него ценностью.
Термин «ценность» широко используется в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценности являются предметом изучения особого раздела философии – аксиологии, или тории ценностей.
Со времен античности в философии ведутся споры по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она есть результат оценивания, продиктованного потребностями личности и общества.
Ценность является отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами.
Значительная роль в формировании ценностных суждений принадлежит нормам, которые придают потребностям человека социальную форму. Под нормой понимается общепризнанное правило, образец поведения или поведения. Одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе является мораль, или нравственность. Мораль является предметом изучения этики – философской науки, изучающей мораль, нравственность, как форму общественного сознания, как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, как специфическое явление общественной жизни. Нормы выступают как одна из форм осознания потребностей, и поэтому относятся к сфере ценностей. Ценности, поскольку они порождены потребностями, определяют цели деятельности, а нормы относятся к средствам достижения целей.
Цель – предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Целесообразность – соответствие явления или процесса определенному, относительно завершенному состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
Аксиология морали
Для понимания сущности и специфики профессиональной нравственности, прежде всего, следует уяснить, что представляет собой мораль как форма духовной культуры; какова структура и основные функции морали, какое место занимает мораль в духовной жизни общества и как она соотноситься с другими сферами духовной деятельности человека.
1. Предмет этики и ее значение. Этика – (от греч. ήθος) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Термин «этика» происходит от греческого слова «ethos» (впервые употребляется Аристотелем), что означает - совместное жилище. Термин «мораль» имеет латинское происхождение: «moralitas» и обозначает - характер, обычай, нрав. Возникновение этики как специальной дисциплины связано с именем Аристотеля, который впервые употребил этот термин и написал 3 работы по этике, наиболее известной из которых является «Никомахова этика».
Этика изучает: природу и внутреннюю структуру морали; её происхождение и историческое развитие; место морали в системе общественных отношений; моральные ситуации, коллизии нравственного поведения.
Таким образом, этика решает вопросы о природе и происхождении морали, ее историческом развитии, выясняет место морали в системе общественных отношений и особенности ее функционировании в обществе.
2. Структура этического знания. Прежде всего в системе этического знания можно выделить два блока: теоретическая и прикладная этика. Теоретическая этика изучает мораль, ее природу, сущность, происхождение. Прикладная исследует различные моральные ситуации и проблемы современного общества. Профессиональная этика изучает особенности профессионального поведения, а также конкретизирует общечеловеческие принципы морали применительно к конкретным видам профессиональной деятельности: юридической, педагогической, медицинской и др.
3. Понятие и структура морали. Моральное сознание и поведение являются важнейшими характеристиками человека как социального существа. В философском контексте мораль есть духовно-практический способ освоения действительности, определяющий отношение человека к другим людям, к обществу, к самому себе. Мораль призвана утверждать в обществе идеалы Добра, Гуманизма, Любви, Справедливости, Взаимопомощи. Только в обществе, основанном на этих ценностях, человек может раскрыть свой духовный потенциал, обрести смысл жизни и быть по настоящему счастливым. В более узком смысле мораль – это совокупность норм, ценностей, правил поведения, которые направляют и регулируют действия людей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и моральные убеждения личности, в ее основе лежит ориентация на высшие ценности: Жизнь, Свободу, Счастье. Основная функция морали – регулятивная, так как нормы морали регулируют все сферы жизни общества. В структуру морали в качестве основных элементов входят моральное сознание и нравственное поведение. Моральное сознание составляют представления человека о должном поведении, образе жизни, взаимоотношении с другими людьми. Моральное сознание включает: нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости, долге, счастье); нравственные принципы (наиболее общие требования, определяющие линию поведения); нравственные нормы (образцы поведения); нравственные чувства.
Основными категориями морального сознания являются такие понятия, как добро и зло, справедливость, долг, совесть, счастье, любовь, милосердие, гуманизм, толерантность и др., выступающие нравственной основой человеческого бытия. Нравственное поведение – это реализация высших ценностей в процессе жизнедеятельности, нахождение оптимальных способов утверждения принципов Гуманизма, Добра, Справедливости в конкретных жизненных ситуациях.
3. Основные концепции происхождения морали. Исторически сложились различные взгляды на проблему природы и происхождения морали. Так религиозная концепция выводит истоки морали за пределы человеческого общества. Сторонники данной концепции считают, что мораль имеет божественное происхождение. В рамках данной концепции можно рассматривать взгляды религиозных мыслителей, представителей русской религиозной философии (Вл. Соловьев, С. Франк и др.), представителей философии объективного идеализма (Платон, Г. Гегель).
Натуралистическая концепция объясняет происхождение морали исходя из биологической природы человека, а также на основе предшествующей эволюции человека и животного мира. Данные взгляды развивали представители различных философских и естественнонаучных направлений ХХ века: психоанализа (З. Фрейд), этологии и социобиологии (К. Лоренц, А. Уилсон) и др.
Социально-историческая концепция подчеркивает социальную природу морали и указывает на общечеловеческий характер моральных ценностей. Источник морали находится в человеческом обществе, а моральные нормы формируются в процессе социального бытия (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.).
1. Место морали в духовной жизни общества. Моральные ценности, принципы и нормы регулируют отношения между людьми во всех сферах человеческой деятельности. Следовательно, мораль носит всеобъемлющий и универсальный характер. Различные области культуры (политика, экономика, религия, наука, и др.) удовлетворяют многообразные потребности и реализуют различные устремления современного человека. Философия, обращаясь к проблеме сущности человека и его бытия в мире, фиксирует базовые ориентиры и ценности человеческого существования. Учитывая, что в основе системы ценностей общества в любую эпоху лежат, прежде всего, нравственные ценности, именно мораль является главным воплощением духовной жизни, так как отвечает на «высшие запросы духа» (по А.А. Радугину), - о справедливости, счастье, любви, долге, смысле жизни. Следовательно мораль является ведущей сферой духовной жизни общества.
Мораль и право.
Актуальность самой проблемы соотношения морали и права определяется следующими современными тенденциями: расширением области действия судебной власти1, криминализацией экономической сферы, ростом коррупции, появлением открытых моральных проблем современности2. Следует отметить, что формирование правосознания и высокой правовой культуры в современном обществе не возможно без создания условий для полноценного существования и функционирования морали. Поэтому мораль и право тесно взаимосвязаны. Вместе с тем на вопрос о сущности морали и права и их соотношении существуют различные взгляды.
В древнем мире отношения между людьми регулировались на основе обычаев, а источником норм морали и права признавался божественный закон. Древнегреческий общественный деятель и законодатель Ликург (VIII век до н.э.) разработал «Кодекс законов, нравов и обычаев». Римский юрист Цельс первым дал определение права: «право – есть наука о добром и справедливом». Отсюда следует, что в древнем мире мораль и право были неразделимы. В позднеантичном обществе начал формироваться новый тип человека, способный на самостоятельные поступки и личную ответственность. Отчасти этому способствовало возникновение римского права, что привело к относительному разделению морального и правового регулирования. В определенном смысле этот процесс был связан и с распространением христианства, которое провозгласило идею равенства (всех людей перед богом, а следовательно и перед законом).
В эпоху Возрождения и Реформации, с одной стороны, происходит относительное разделение морали и права. Правовые институты становятся относительно самостоятельными, что способствует развитию и обогащению правосознания. С другой стороны, возникновении концепции общественного договора, теории естественного права (Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) подчеркивает глубокую связь морали и права.
Для понимания сущности и специфики морального и правового регулирования следует уяснить черты сходства и различия между моралью и правом. Сходства: а) мораль и право выполняют регулятивную функцию и выступают механизмами регулирования поведения индивидов и социальных групп; б) мораль и право выполняют оценочную функцию. Покушение на жизнь, свободу, собственность, насилие и хулиганство осуждается как правом, так и нормами морали; в) мораль и право способствуют поддержанию в обществе стабильности и порядка. Различия: право регулирует отношения, связанные с собственностью, властью, защищают жизненно важные потребности человека. Мораль опирается на внутренние убеждения индивида и на авторитет общественного мнения, право требует только соблюдения установленных законов.
3. Мораль и политика. Политика (от греч. – государственные, общественные дела, искусство управления государством) – сфера общественной жизни, выступающая инструментом решения социально-значимых проблем. Политическое сознание выражает устремления людей, связанные с деятельностью государства. Моральное сознание вырабатывает высшие ценности, ориентиры человеческой деятельности. Основная категория политики – «власть». Основной институт политической системы общества – государство. Для обеспечения правопорядка государство опирается на специальный аппарат принуждения, в основе деятельности которого лежит право на легитимное насилие, которое может иметь различные формы (от ограничения свободы до физического уничтожения человека). В настоящее время вопрос о допустимости крайних форм насилия в политике является дискуссионным. С позиций морали, применение силы оправдано только для обуздания крайних проявлений зла. Насилие ограничивает свободу, без которой не может полноценно функционировать мораль.
Важное значение в становлении и функционировании морали принадлежит государству. Государство защищает граждан от посягательств со стороны преступников, от крайних проявлений взаимных обид, обеспечивает права и свободы, и, таким образом, способствует наиболее полной реализации личности и приобщению человека к разнообразным проявлениям культуры.