Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


А сейчас, о завоеватель богатств, услышь от Меня подробное описание различных видов разума и решимости, соответствующих трем гунам материальной природы.




 

Комментарий:

 

Рассказав Арджуне о знании, объекте познания и познающем в разных гунах материальной природы, Господь собирается рассказать ему о трех видах разума и решимости, присущих разным исполнителям деятельности.

 

Бг 18.30

 

праврттим ча ниврттим ча

карйакарйе бхайабхайе

бандхам мокшам ча йа ветти

буддхих са партха саттвики

 

праврттим – действие; ча – также; ниврттим – бездействие; ча – и; карйа – то, что следует делать; акарйе – и то, чего не следует делать; бхайа – страх; абхайе – и бесстрашие; бандхам – рабство; мокшам – освобождение; ча – и; йа – который; ветти – знает; буддхих – разум; са – тот; партха – о сын Притхи; саттвики – относящийся к гуне благости.

 

О сын Притхи, разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.

 

Комментарий:

 

Деятельность, соответствующую указаниям писаний, называют правритти – деятельностью, которой следует заниматься. Действия, противоречащие указаниям писаний, совершать не следует. Человек, не знающий предписаний шастр, запутывается в последствиях своей деятельности. Разум, способный отличить хорошее от дурного, находится в гуне благости.

 

Бг 18.31

 

йайа дхармам адхармам ча

карйам чакарйам эва ча

айатхават праджанати

буддхих са партха раджаси

 

йайа – которым; дхармам – принципы религии; адхармам – безбожие; ча – и; карйам – что следует делать; ча – также; акарйам – чего не следует делать; эва – безусловно; ча – также; айатха‑ ват – как бы недостаточно хорошо; праджанати – знает; буддхих – разум; са – этот; партха – о сын Притхи; раджаси – относящийся к гуне страсти.

 

О сын Притхи, разум, не способный отличить религию от безбожия, действие дозволенное от действия запрещенного, находится в гуне страсти.

 

Бг 18.32

 

адхармам дхармам ити йа

манйате тамасаврта

сарвартхан випаритамш ча

буддхих са партха тамаси

 

адхармам – безбожие; дхармам – религию; ити – так; йа – который; манйате – считает; тамаса – иллюзией; аврта – покрытый; сарва‑артхан – все вещи; випаритан – извращенные; ча – также; буддхих – разум; са – этот; партха – о сын Притхи; тамаси – относящийся к гуне невежества.

 

Разум, принимающий безбожие за религию, а религию за безбожие, запутавшийся, погруженный во тьму и постоянно сбивающий человека с истинного пути, о Партха, является разумом в гуне невежества.

 

Комментарий:

 

Разум в гуне невежества всегда действует не так, как надо. Он принимает за религию то, что не имеет к ней никакого отношения, а истинную религию отвергает. Люди в гуне невежества принимают великую душу за обыкновенного человека, а обыкновенного человека – за великую душу. Они называют истину ложью, а ложь – истиной. Что бы они ни делали, они всегда избирают неверный путь, поэтому говорится, что их разум находится в гуне невежества.

 

Бг 18.33

 

дхртйа йайа дхарайате

манах‑пранендрийа‑крийах

йогенавйабхичаринйа

дхртих са партха саттвики

 

дхртйа – решимостью; йайа – той, которая позволяет; дхарайате – поддерживает; манах – ума; прана – потоков жизненного воздуха; индрийа – чувств; крийах – действия; йогена – йогой; авйабхичаринйа – неуклонной; дхртих – решимость; са – эта; партха – о сын Притхи; саттвики – относящаяся к гуне благости.

 

О сын Притхи, твердая, непоколебимая решимость, поддерживаемая практикой йоги и позволяющая человеку овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости.

 

Комментарий:

 

Йога – это метод, позволяющий постичь Высшую Душу. Тот, кто неуклонно, с решимостью движется к данной цели, сосредоточив на Высшей Душе свой ум, чувства и жизненную энергию, погружен в сознание Кришны. Такая решимость является решимостью в гуне благости. Особого внимания заслуживает слово авйабхичаринйа, которое указывает на то, что люди, погруженные в сознание Кришны, никогда не отвлекаются ни на какую другую деятельность.

 

Бг 18.34

 

йайа ту дхарма‑камартхан

дхртйа дхарайате ’рджуна

прасангена пхалаканкши

дхртих са партха раджаси

 

йайа – которой; ту – но; дхарма – религиозная деятельность; кама – удовлетворение чувств; артхан – и материальное благополучие; дхртйа – решимостью; дхарайате – поддерживает; арджуна – о Арджуна; прасангена – привязанностью; пхала‑аканкши – тот, кто стремится насладиться плодами своего труда; дхртих – решимость; са – эта; партха – о сын Притхи; раджаси – относящаяся к гуне страсти.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 162 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.