Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации. Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.
К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность по сравнению с предшествующими периодами. Детство как первичный период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими эпохами. Вообще статус детства изменился. Если раньше оно рассматривалось лишь как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к особому периоду жизнедеятельности, который обладает не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Такое отношение предполагает большее уважение и более высокий статус детства по сравнению с предшествующими временами. Появляются особые законы, охраняющие права детей и действующие на межгосударственном уровне. Общество становится более терпимо к детству, поскольку оно определяет его будущее.
История знает немало примеров достаточно жесткого обращения с детьми, когда родители спокойно бросали своих детей или отдавали их в распоряжение чужим людям на подсобные работы, и все это происходило в масштабах всего общества. Были даже периоды массовых убийств детей в условиях дефицита питания на ранних стадиях развития общества.
Начиная примерно с XV века отношение общества к детям постепенно меняется. Сначала ребенок рассматривается как исходный пластичный материал, из которого воспитатель может создать все, что угодно. При этом всякое выражение детской самостоятельности, инициативы и независимости пресекалось. С XVIII века можно наблюдать развитие более мягкого отношения к детям, несмотря на полный контроль со стороны родителей. Постепенно взрослые начинают понимать значение детства и его влияние на будущую взрослость. Общество начинает стремиться к развитию интеллекта и воли детей, формированию их социальных качеств средствами воспитания и обучения. Однако только с середины XX века начинается новый процесс целенаправленной массовой социализации, заключающийся в помощи детскому развитию со стороны взрослых.
Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он также может оказаться и жертвой социализации, поскольку человеческое общество с его уникальной противоречивой культурой, социально-экономическими и политическими изменениями далеко не всегда выступает в качестве благоприятного социального фона и условий становления и развития личности. Человек как жертва социализации в современном мире изучается в рамках юридической психологии, социальной педагогики и социальной психологии. Весьма часто именно общество, его культура, обычаи, традиции, нравы, особенности семейного воспитания становятся теми обстоятельствами, которые тормозят нормальное развитие человека, не дают возможности для полноценной реализации его способностей.
Изначально понятие виктимизация было использовано в рамках юридической психологии для обозначения различных процессов, обусловливающих превращение человека в жертву обстоятельств или насилия других людей.
Понятие социально-педагогической виктимологии было введено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоятельств социализации человека. А.В.Мудрик определяет социально-педагогическую виктимологию как отрасль знания, входящую составной частью в социальную педагогику, изучающую различные категории людей,- реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации (Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 191). Каковы же основные направления развития данной отрасли знания? Во-первых, изучение особенностей социального развития людей с некоторыми физическими, психическими, социальными и личностными отклонениями; с низким социально-экономическим, правовым и социально-психологическим статусом. Во-вторых, разработка общих и специальных принципов, целей, содержания, форм и методов профилактики, компенсации и коррекции тех обстоятельств, благодаря которым человек становится жертвой социализации. Наличие условий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации, называется виктимогенностью, сам же процесс и результат такого превращения - виктимизацией. Поскольку современная социальная психология изучает социализацию, и в частности закономерности развития человека в рамках различных групп, имеет смысл рассмотреть некоторые обстоятельства виктимизации человека, обусловленные функционированием данных групп.
В современном меняющемся мире существует достаточно большое количество условий, способствующих виктимизации человека. Среди их многообразия можно выделить социальные и феноменологические условия или факторы. Социальные факторы виктимизации связаны с внешними воздействиями, феноменологические условия - с теми внутренними изменениями в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации. Сформировавшись и закрепившись, данные внутренние изменения (черты личности, характерологические особенности, привычки и т.д.) сами становятся условием развития новых виктимогенных факторов.
Важным социальным фактором является влияние особенностей социального контроля в том обществе, государстве, в котором проживает человек. Социальный контроль действует на всех уровнях социальных отношений, как формальных так и межличностных. Очевидно, что образ жизни человека определяется данными факторами и, в свою очередь, способствует либо препятствует виктимизации. В качестве примера можно проанализировать демографические тенденции в России начала 90-х годов, которые явились естественным следствием общей социально-демографической политики советского государства на протяжении предшествующих семидесяти лет..
Демография - наука о населении и закономерностях его развития в общественно-исторической обусловленности. Она изучает воспроизводство населения в целом, особенности возрастно-половой структуры общества и ее зависимость от социальных и экономических явлений, определяет также характер взаимосвязи роста населения с общественным и политическим развитием общества.
Тема 13. Социальное восприятие. Социальная коммуникация. Общение как взаимодействие.
Практические задания:
1. Составить конспект «Построение образа партнера по общению», «Можно ли доверять физиогномике?», «Внешнее проявление психологических типов», «Расположение собеседников в пространстве», «Грамматика глаз», «Жесты и телодвижения», «Поза и осанка». // Психология делового общения. [Текст] / И.А.Аминов. – М., 2005.; Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам [Текст]: расшир. версия / А. Пиз, Б. Пиз; пер. Т. Новикова. - М.: Эксмо, 2011. - 444 с.
большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров...
А.А. Бодалев
Не следует судить о человеке по лицу — оно позволяет лишь строить предположения.
Лабрюйер
Еще до возникновения психологии как науки в ходе многовековых наблюдений за внешностью и поведением людей в различных ситуациях неоднократно делались попытки определить свойства человека через его физиогномическую маску. Интуитивное ощущение этой связи пробуждало человеческую любознательность с древнейших времен.
Аристотель и Гиппократ заложили основы учения о лице, которое позже было названо физиогномикой — учением о выражении сущности человека в чертах его лица и формах тела. По ним судили о характере, уровне интеллекта, одаренности человека. Пифагор не только решал загадки точных наук, но и легко раскрывал тайны человеческого лица. Он не брался обучать студента математике, если не видел у него на лице знаков, говорящих о способностях к этой науке. Много эмпирического материала по физиогномике содержится в «Наставлениях оратору» Квинтилиана (конец I в.). Римский врач Гален (II в.) расценивал физиогномические знания как «возможные и полезные».
Примечательно, что еще в трактате Аристотеля высказываются довольно трезвые суждения о ненадежности используемых
физиогномикой методов, таких, как сопоставление форм и «характеров» животных и людей, расовых различий и особенностей психики. Однако идеи Аристотеля и Гиппократа смогли вдохновить физиогномистов на многие века.
Взгляды древних греков разделял и великий целитель Авиценна. В своей практике он подробно анализировал выражения лиц больных и результаты наблюдений приобщал к другим аргументам при постановке диагноза.
В конце XVIII — начале XIX в. швейцарский писатель Иоганн Гаспар Лафатер подготовил 4-томное иллюстрированное издание, обосновывающее новый подход к физиогномике. Зарисовав тысячи лиц и составив из них «библию физиогномики», он заявил о возможности восстановить физиономию человека, никогда не виденного, на основе знания его убеждений и действий, плодов его творчества. Эту идею Лафатер пытался реализовать в отношении Иисуса Христа. Моральную красоту Лафатер, как и древние греки, связывал с красотой физической. В истории науки он остался известен как наблюдательный и тонкий психолог. Даже Екатерина Великая в 1782 году посылала к нему в Швейцарию делегацию во главе со своим сыном Павлом. Лафатер утверждал, что «физиогномическое чутье» — не только дар Божий, но и настоящее искусство. Однако этих чисто интуитивных способностей оказалось недостаточно, чтобы построить науку.
Менее удачливым последователем Лафатера был австрийский врач Франц Галль, создатель френологии — учения о связи психических особенностей человека с формой его черепа. Результаты
Карикатура, высмеивающая френологию как лженауку (National Library of Medicine/SPL)
своих исследований он опубликовал впервые в 1805 г., утверждая, что по форме и местонахождению выпуклостей и впадин на черепе человека можно определить его характер, наклонности, умственные способности и т. п. В рамках френологии родилось и реакционное ломброзианство1.
В целом, книг по физиогномике в XIX в. издавалось немало. В числе авторов, писавших на эту тему, значатся Чарлз Дарвин, Эжен Ледо, Чезаре Ломброзо, врач-психоневролог И. А. Сикорс- кий; почти все они занимались изучением не всего лица, а только отдельных его частей (профиля, формы свода черепа, нижней части лица и т. п.).
Большое влияние на развитие физиогномики оказали китайская философия и культура. Признанными специалистами в искусстве чтения по чертам лица считаются Чан Кайши и Мао Цзэдун.
Анализ некоторых работ по деловому общению приводит к выводу, что многие и сейчас очень серьезно относятся к физиогномике, прямолинейно трактуя связи между психологией собеседника и его внешностью. По меткому замечанию Г. М. Андреевой, воздействие этих своеобразных (физиогномических) «стереотипов», основанных не столько на «жизненном опыте», сколько на обрывочных сведениях различных психологических концепций, замедляет процесс научного познания психологии человека, заменяя его предубеждениями и штампами.
Сопоставительный анализ различных физиогномических школ, проведенный Сергеем Литвиновым, также приводит к выводу, что их физиогномические постулаты зачастую противоречат друг другу.
Согласно Аристотелю, сросшиеся брови означают, что основной чертой характера такого человека является ревность. А в толковании древних китайских физиогномистов сросшиеся брови указывают на мятущийся характер человека, тяжелое детство, бедность, большое несчастье и даже тюремное заключение до тридцатилетнего возраста. У женщин с такими бровями может получиться прекрасная карьера, однако у них нет стремления к занятию домашним хозяйством, и замужество может кончиться разводом. А японские физиогномисты считали, что соединившиеся брови означают стремление доминировать.
Киевский врач-психоневролог И. А. Сикорский в работе «Всеобщая психология с физиогномикой» на основе собственных клинических исследований, а также изучения произведений литературы и изобразительного искусства пришел к определенным выводам. Скорее не черты, а выражение лица, например, нахмуренные брови, есть признак гнева, суровости, ненависти, а также ревности. Очевидно, древние мудрецы выстроили логическую цепочку: раз человек стремится к лидерству или ревнует — значит, часто гневается; если гневается — брови хмурит; а если хмурится — стало быть, брови у него срастаются.
Со всеми предыдущими «интерпретаторами бровей» решительно не согласен Фрэнсис Томас. В книге «Тайны лица» он пишет: «Сросшиеся, густые брови говорят о... простоте души человека».
Рассмотрим другой признак — широкий лоб. «Если у людей широкие лбы, — считает Аристотель, — они легко подвержены безумию». Но японские авторы с древним греком категорически не согласны: «Широкий лоб при высокой линии волос свидетельствует об уме и выдающемся положении. Делать карьеру такой человек начнет еще в молодые годы, и сложится она в высшей степени удачно. Зарабатывать такой человек будет всегда не руками, а головой...».
Нет единства мнений у выдающихся физиогномистов и по поводу рта. Аристотель утверждает: «У кого малый рот и сомкнутые губы, тот умеет хранить тайну, он скромен, трезв, стыдлив». Японцы противоположного мнения: «Маленький рот означает, что индивидуум вечно занят борьбой за существование. Такой рот указывает на слабый характер. В сочетании с тонкими губами маленький рот говорит о застенчивости характера, такой человек не решается принять на себя ответственность. Но если маленький рот широко раскрывается, то это указывает на широту взглядов и стремление свои дела откладывать на потом».
Профессор И. А. Сикорский полуоткрытый рот считает знаком слабой воли — недаром ограниченного человека принято называть «разиней». Решительно не согласен с Сикорским Фрэнсис Томас: «Приоткрытые губы — признак искренности и чистоты помыслов. Такие губы у женщин свидетельствуют о желании любви».
Если объединить мнения всех авторов, то человек с маленьким ртом умеет хранить тайну, скромен, трезв, стыдлив, занят борьбой за существование, имеет слабый характер, робок, не берет на себя ответственность, откладывает дела на потом, слабоволен, искренен, чист в помыслах и (если это женщина) постоянно хочет любить. И все это — в одном человеке!
Александр Зинин так комментирует труды физиогномистов: «Беда их в том, что они под готовую гипотезу подбирают наблюдения, а те наблюдения, что под нее не подходят, — отбрасывают. Мы подвержены шаблонам, воспитанным книгами, фильмами, окружением. Например, почти подсознательно считаем, что тот, у кого широкий лоб, — умен или что тонкие сжатые губы означают властный характер. И вот физиогномист берет гипотезу — например, “тонкие губы — властный” — и уже под нее подверстывает наблюдения. Факты принимаются или отвергаются в зависимости от того, соответствуют ли они гипотезе или нет. У Наполеона тонкие губы? Тонкие. У Гитлера? Да. У маршала Жукова? Тоже. Вот физиогномист и доказал гипотезу: “Тонкие губы — властный характер”. А всех остальных людей, миллионы сильных личностей, у которых рот может быть какой угодно формы, он не берет во внимание. Ему трех “моделей” довольно. К физиогномике, сделал я для себя вывод (я его никому не навязываю), пожалуй, имеет смысл относиться, как к другим древним “наукам” — астрологии, хиромантии, графологии. Любопытно, забавно, интересно; можно для разнообразия жизненных впечатлений “проверить себя”, но относиться к ней всерьез — нет, увольте...».
Однако полностью игнорировать физиогномику мешает ряд обстоятельств. Известно, что из астрологии, не признанной никакими научными академиями, выросла респектабельная астрономия, а также астрофизика, астробиология и другие «астро-»; алхимия дала начало химии, которую изучает каждый школьник. А наблюдениями древних физиогномистов в разной степени пользуются представители признанных наук: антропологи, физиологи, психологи и др.
Из физиогномики выросла и чрезвычайно популярная сейчас прикладная наука, посвященная невербальным коммуникациям, — общению без слов. Для детективов древняя наука обернулась целой отраслью криминалистики: розыск с использованием словесного портрета. Все, наверно, видели, как в фильмах с детективным сюжетом составляют фоторобот. С его помощью преступников задерживают, изобличают, причем чаще, чем это принято думать. При этом, кстати, используется строго определенная (физиогномическая) терминология.
Так можно ли доверять физиогномике? Точнее всего на этот вопрос ответил американский исследователь Антон Штангль: «Любое сравнение каких-либо специфических форм тела с определенными чертами характера необоснованно, будь это особые формы черепа, носа, подбородка, коленной чашечки или чего-нибудь еще».
Внешние проявления психологических типов
Всякая форма есть выражение какого-то внутреннего содержания.
Р. Роллан
Форма есть тело, хранящее душу.
Чжуан-цзы
Не менее важным представляется умение определять тип личности делового партнера по особенностям его поведения и внешности. Речь идет именно о типологии, которая дает возможность зафиксировать те черты человека, которые имеют диагностическое значение.
Напомним, что под психологическим типом личности понимается то особенное в человеке, что позволяет отнести его к одной из условно выделенных (по определенному критерию) групп. Применительно к человеку типология отличается от классификации прежде всего тем, что в ней речь идет не о любом признаке, а о самом существенном, играющем объяснительную роль. Выбор единого основания для конкретной типологии не следует трактовать буквально — как поиск единственного параметра, характеризующего людей. Основанием типологии должны быть параметры одного уровня познания (например, в психологии — темперамент, направленность личности, ценностные ориентации, мотивы и т. п.).
Для наших задач знание типичного в партнере дает возможность совершенствовать систему мер активного взаимодействия с ним, что способствует достижению цели делового общения.
Одна из типологий наиболее стройно и систематизированно представлена в «Трактате о человеческой физиономии» Эжена Ледо (1895 г.), где описано пять основных типов телосложения и даны их психологические характеристики. В основе этой типологии лежит утверждение, что строение тела любого человека соответствует одной из пяти геометрических фигур: четырехугольнику, кругу, овалу, треугольнику или конусу. При этом для каждого типа характерны особые способности, инстинкты, страсти, которые действуют в зависимости от развития личности, жизненного пути человека. Если тип личности и темперамент человека не совпадают, это порождает внутренние конфликты, противоречивые чувства, желания, странные поступки и странности характера. Итак, отличительные особенности пяти типов (из книги Э. Ледо):
Четырехугольный тип есть показатель энергичной натуры И твердости характера. Индивидуумы такого типа отличаются решительными мыслями и действиями, у них особенно развит практический смысл. Свои намерения они доводят до конца благодаря терпению, упорству и прилежанию. Они проявляют способности к точным наукам, философии и математике, но отсутствие воображения и неспособность к идеальному делает их непригодными для искусства. Из них получаются хорошие механики, изобретатели, строители, работники сельского хозяйства и вообще материального производства. Их преобладающие характеристики: расчетливость, любовь к собственности, честолюбие.
Треугольный тип указывает на энергию, которая проявляется толчками и вспышками, но без последовательного упорства. Представители этого типа торопятся приводить в исполнение планы, не давая им достигнуть полного созревания. Они осмотрительны, хитры, не прочь солгать, находчивы и остроумны. Склонны к меланхолии: порывы энтузиазма сменяются быстрым всеобщим упадком физической энергии. Их умственные способности очень разнообразны и нередко противоречивы: они и мечтатели, и мыслители, идеалисты и реалисты. Будучи строптивой натуры, они с трудом переносят дисциплину.
Овальный тип характеризуется крайней подвижностью и развитой впечатлительностью, но такие люди пребывают в постоянной неустойчивости, беспрестанно меняя свои идеи, желания и вкусы. Обладая живым умом и талантливостью, они обыкновенно начинают тысячу дел, не оканчивая до конца ни одного. Ленивые для физической работы и недостаточно храбрые, они сильно подвержены различным фобиям. Среди них много поэтов и художников, а также основателей и преобразователей религий и различных псевдоучений. Особенность их ума такова, что они скорее интуитивно отгадывают, чем кропотливо постигают что-либо.
Круглый тип отличается большой инициативой и энергией. Желание постоянно действовать и творить — основа индивидуальности его представителей. Они толковы и умны, но у них размышление следует за действием. Непредусмотрительность — их обычное качество, причиняет им много забот и затруднений. Они очень способны к коммерции, и, в особенности, это искусные посредники при заключении торговых сделок. Обладают большим честолюбием и тщеславием, очень чувствительны.
Представители конусообразного типа — наиболее яркие реалисты и практики. Обладают тонкостью ума и большим тактом. По натуре они консерваторы, сторонники авторитета, люди расчетливые, любят показываться на публике, председательствовать на различных собраниях. Стремление к порядку и правильному образу жизни — их обычные достоинства. Они искусные администраторы, способны к редакторским, банковским и финансовым делам.
Необходимо отметить, что приведенная выше классификация, кроме того, что она не бесспорна сама по себе, вызывает сомнения еще и потому, что далеко не всегда представляется возможным соотнести человеческое телосложение с одной из пяти геометрических фигур.
В начале прошлого столетия под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении человеческих тел, и психиатров, искавших признаки предрасположенности к психическим заболеваниям, сформировалась концепция связи между телосложением и характерологическими особенностями человека. Наиболее полное выражение эта концепция получила в трудах немецкого психолога Эрнста Кречмера (1888—1964).
В своей знаменитой работе «Строение тела и характер» Креч- мер писал: «Мы различаем людей друг от друга, во-первых, по их телесному строению, по их величине, росту, очертаниям лица, а затем по их характерным особенностям, по их темпераменту, по их способу реагировать, чувствовать и действовать».
На основе большого объема клинических наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только форму психических заболеваний, но и наши основные личностные (характерологические) особенности.
По мнению Э. Кречмера, существуют только три основных варианта человеческой анатомии, встречающиеся, конечно, не только в чистом виде, но и в различных комбинациях.
2. Ответьте на вопросы письменно: В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия? Какие механизмы социальной перцепции являются наиболее распространенными с вашей точки зрения? Сможете ли вы по манере человека говорить определить профессию преподавателя и врача? Почему? Можно ли по манерам человека определить, является ли он лидером в референтной для него группе?
Нельзя по манерам человека определить, является ли он лидером в референтной для него группе.
Следует заметить, что слово «идентификация» в психологии означает целый ряд явлений, которые не тождественны друг другу: процесс сличения объектов на основании существенных признаков (в когнитивной психологии), неосознаваемый процесс отождествления близких людей и механизм психологической защиты (в психоаналитических концепциях), один из механизмов социализации и т.д. В широком смысле идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого.
Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.
Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. В целом, каждый имеет представление о том, как в основном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается часть образа «социального Я». Субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей. Он также может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.
Выделяют механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.
Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях.
Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если индивид никогда не переживал аффекта, депрессии или апатии, то он, скорее всего, не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь определенные когнитивные представления о подобных явлениях. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек - человек» требует развития данного механизма перцепции.
Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т.е. увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.