Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Динамика философской мысли




К лассическая философия. XVI – середина XIX века (от новоевропейского рационализма Декарта до Гегеля) Неклассическая философия. Середина XIX – 70 годы ХХ века (от неогегельянства, Кьеркегора, Шопенгауэра и Ницше до формирования аналитической, социально-критической и экзистенциально-феноменологической программ) Постнеклассическая философия. 70 годы ХХ века – начало ХХ I века (от структурализма и постструктурализма до постмодернизма)
Стиль философствования Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологически-поучительный стиль изложения, объяснение закономерностей объективной и субъективной реальности. Стиль философствования классической философии в силу ее ориентированности на идеалы научной рациональности характеризует, как правило, строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочная схема рассуждения, ориентация на использование априорных схем обоснования знания и возможность достижения абсолютного знания. Само философское знание строится как особая форма объективного знания (например, у Гегеля, Канта), субъект же, мыслитель-классик как бы извне исследует и свое состояние, и внешнее ему бытие, имея право мыслить за других, как монопольный обладатель истины.   От монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект-субъектной стилистике. Новый тип философствования в качестве предполагаемого адресата создаваемого произведения видит соавтора, полагаясь на его понимание, интуицию и используя при изложении художественно образные формы, открытость, недосказанность, предполагающую возможность собственной интерпретации.  Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку, который становиться более гибким, художественным, релевантным, допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания. Иногда предлагается в качестве варианта «романтической» постклассической солидарности за регулятивный идеал принимать образ, метафору, картину и т.п. (Р. Рорти).   Конец метафизического стиля философствования, установка на анализ «поверхностных», поведенческих, неявных явлений; символизация и виртуализация реальности.
Отношение к познанию, разуму, рациональному Приоритет рационального познания, безграничная вера в науку, прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах Разума. Считалось, что между знанием, выступающим в логической форме, и окружающим миром имеется согласованность, ибо миру присущ внутренний порядок, и дело мыслителя заключается лишь в том, чтобы найти принцип согласования как универсальный метод познания. Основными принципами познавательного отношения выступают: объективность знания; установка на поиск Абсолютной истины; системный и наукообразный характер изложения Классический научный рационализм, распространяется и на другие типы рациональности: экономическую, направленную на получение максимальной прибыли, политическую, предполагающую разумное и эффективное воплощение власти и др.   Кризис рационализма, переживаемый неклассической философией, приводит к расширению поля философской рефлексии. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации альтернативных рационализму форм осмысления бытия и человека – иррационализма (лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т.п.) Критическое отношение к рационализму детерминирует переосмысление новоевропейского рационализма, расширение рамок рациональности, рассмотрение наряду с научной рациональностью других разновидностей и специфических типов рациональности (вненаучной, религиозной, художественной и т.д.).   Критика логоцентризма и рационализма, ирония по отношению к авторитету, приоритет дорационального, внеструктурного (текст, повседневность, телесность, смерть)
Отношение к бытию Для классики свойственна глубинная уверенность в естественной упорядоченности мироустройства, наличие в нем разумного порядка и гармонии, универсальных методов познания, всеобщих принципов развития истории, доступных рациональному постижению. Отличает установка на поиск сверхчувственных принципов и предельных оснований бытия, существования всеобщего, сущности мира и человека, универсальных принципов человеческой истории, всеобщих методов познания. Считалось, что «Все действительное разумно, все разумное действительно», т.е. происходит отождествление бытия и мышления, утверждается принцип детерминизма, необходимость жестких причинно-следственных связей в мире. Действительность иррациональна, неразумна, абсурдна. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного. Причем такая уникальность личности обнаруживает себя благодаря волевым компонентам (философия жизни, волюнтаризм), интуитивным порывам (интуитивизм), бессознательным актам и установкам (психоанализ), в условиях постоянного выбора, в «пограничных ситуациях», в процессе непрекращающегося самосозидания и становления (экзистенциализм).   «Конец реальности, культура симукляров, символизация и виртуализация реальности». Особый статус приобретают вероятностные, случайные связи, принцип индетерминизма.
Отношение к человеку, его сознанию, языку Сущность человека определена границами его разума, ибо она сводится к познавательной способности постигать сущности. Высшей абсолютной ценностью человека является разум, который рассматривается и как познавательная способность, обладающая сверхопытной сущностью, т.е. не выводимой из опыта и не сводимой к нему; и как средство объяснения мира и человека через установление причинно-следственных связей; и как средство переустройства и совершенствования мира и человека, и как неисчерпаемый независимый потенциал творчества. В соответствии с признанием неограниченных возможностей человеческого разума в классической философии и свобода понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость. Объективный мир описывается в терминах деятельного мировосприятия, деятельности. Причем деятельность понималась через сознание, т.е. происходило отождествление деятельности и сознания (за исключением марксизма, для которого было характерно понимание практики как предметной и духовной деятельности). В рамках неклассической философии центральной философской программой становится антропологическая, причем человек здесь рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, a как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум. В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте – переходе от философии сознания к философии языка. На смену анализу субъект-объектных представлений приходит исследование отношений между языком и миром, выдвигая на передний план коммуникативную роль и функцию языка (лингвистическая философия, структурализм, постструктурализм, постмодернизм).   «Смерть человека», «расщепление Я» на пересечении желаний и контекстов жизни, хозяйства, языка
Отношение к обществу Сведение законов общества к природным; обоснование идеи социального прогресса как смысла и направленности истории; всеобщность исторических законов и европоцентризм. Обоснование специфики социальной реальности, критика концепции социального прогресса, обоснование многовариантности и нелинейности исторического развития «Конец истории» (идеалы либерализма реализованы), множество практик истории и культуры как разнообразных исторических нарративов (описаний)

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 276 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.