Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 2. Исторические типы классической философии




Вопросы для дискуссии

1. Выявите общее и особенное в восточной и античной традиции философствования. Аргументируйте свой ответ.

Материалы к размышлению

Восточная мысль во многом сходна с античной. Эти системы мысли имеют сходный генезис и общее проблемное поле. Однако восточную философию можно считать философией принципиально иного типа по отношению к западной, так как для нее не характерен полный отказ от мифологической картины мира. Ее отношение к мифу и мифологической традиции иное. В отличие от западной (античной) философии общая картина мира в восточной философии выстраивается не на уровне рациональной ступени познания.

Для философских воззрений греков, в отличие от мифологических, характерна уверенность в том, что космос — гармоничное целое, возникшее из хаоса благодаря логосу (уму, естественному порядку, принципу строения мира), что мир познается разумом, и разум должен быть главным «авторитетом» в решении человеческих проблем. Мифологический рассказ (предание) о порождении мира путем совокупления мужских и женских стихий философия заменяет аргументированным рассуждением о причинах возникновения вещей.

 

3. Насколько актуальны, с Вашей точки зрения, в современной культуре взгляды киников, киренаиков, эпикурейцев, стоиков, скептиков. Используя материал организуйте ролевую игру.

Материалы к размышлению

 

К иники прославились в истории не столько теоретическими достижениями, сколько экстравагантной «практической философией». Основатель школы — Антисфен (ок. 450- ок. 360 до н.э.), ученик Горгия и Сократа. Вслед за Сократом он полагал, что счастливой может быть только добродетельная жизнь, а добродетельной и счастливой считал жизнь свободную. Киники относились с демонстративным пренебрежением к социально признанным нормам и установлениям культуры.

К иренаики, в противоположность аскетизму киников, проповедовали удовольствие как принцип счастливой жизни. Основатель школы Аристипп (2-я пол. V в.- А,. IV в. До н.э.), уроженец г. Кирены, считается основоположником гедонизма.

Эпикур (341-270 до н.э.) считал, что вопрос философии это вопрос о том, как быть счастливым. Все остальные вопросы — о строении мира, о познании истины, о добродетели — следует принимать во внимание лишь постольку, поскольку они помогают достижению главной цели, счастья. В учение об атомах он внес новый момент о способности атомов не только двигаться вниз под действием тяжести, но и самопроизвольно уклоняться от прямого движения.

Стоики, в отличие от эпикурейцев, считали, что у человека нет свободы действий, что невозможно изменить обстоятельства своего существования; они верили в неотвратимость судьбы и невозможность уклониться от предопределенного течения событий.

Родоначальник скептицизма Пиррон (ок. 360-270 гг. до н.э.) считал, что ни чувственное, ни рациональное познание не могут дать достоверных сведений о вещах. Чувства обманчивы, а разум изобрел множество теорий, объясняющих мир, но эти учения несовместимы друг с другом, хотя каждое претендует на истину. Одни и те же вещи каждый воспринимает и истолковывает на свой лад с одинаковой убедительностью.

 

4. Изучите специфические черты средневековой философии и философии эпохи Возрождения. Сравните эти эпохи. Обозначьте радикальные повороты от одной эпохи к другой.

                                                                             Таблица 1

 

Отношение Философия эпохи Средневековья Философия эпохи Возрождения
Отношение к Богу, бытию, природе Средневековое мышление в целом теоцентрично (греч. Theos – Бог), то есть все и вся в данной культуре соотносится с понятием Бога. Основополагающие принципы: провиденциализм (от латинского providentia – провидение; истолкование истории и политики как осуществления божественного плана, промысла Бога, спасительно направляющего человечество к царству Божию на земле); креационизм (творение мира по Слову из ничего); традиционализм; опора на авторитеты. Особая значимость идеи спасения.   Бог отождествляется с его творениями:формируется пантеистическая трактовка природы (пантеизм – от греч. все; Бог), что означает: Бог и мир суть одно. Природа из творения Бога превращается в самостоятельное начало, как бы равное Богу.
Отношение к человеку Человек трактуется как сотворенный по образу и подобию Бога и наделенный способностью к разумному причащению Богу. В силу этого человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли.   Приоритет принципа антропоцентризма: утверждается ценность и красота человека, его тела и духа, свобода и автономия личности. Принцип гуманизма (от лат. «homo» – человек) характеризует философское мировоззрение эпохи Возрождения. В центре – человек с его земными делами и свершениями, способностями и влечениями.
Отношение к познанию, науке В лице алхимии как специфического элемента средневековой культуры и исторического этапа в развитии химических и физических наук создается альтернативная теоцентрической (креационистской) картина природы, обосновывается принципиальная возможность превращения веществ, разрабатываются технологии получения новых веществ, закладываются основы опытной науки. Учение о двойственной истине средневековья (разделение философских и богословских истин) способствует развитию рационализма и науки. Разрабатываются методы моделирования логических операций на основе использования символического обозначения предельных понятий (Р.Луллий) Ориентация на современное естествознание, достижения науки, в особенности, коперниканскую космологию, географические открытия. Сочетание теоретического познания природы и практического обладания ею, теоретического и магического, научных подходов в мире математики, астрономии, механики и «тайных» наук – магии, астрологии, алхимии

 

5. Покажите отличие новоевропейской философии от философии средневековья.

Материалы к размышлению

 

Новоевропейская философия, приходящая на смену религиозной философии Средневековья, существенно отличается нее и по предмету, и по цели, и по методологии исследования. На передний план выдвигаются естественные науки, а задачей познания становится обоснование научного метода, продуцирование открытий и изобретений, которые способствовали бы расширению сферы влияния человека, утверждающего себя в качестве властелина мира.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) подчеркивает практический смысл познания: знание необходимо для того, чтобы найти в нем опору для изменения мира, приведения его в соответствие с желаниями и стремлениями человека. Знание есть сила, дающая человеку власть над природой – вот суть новой мировоззренческой установки, определившей основные ориентиры новоевропейского мышления на последующие четыре столетия.

Дж. Локк (1632-1704) как классический представитель эмпирической традиции, сохраняет верность идеалу беспредпосылочного познания: «Нет ничего в разуме, чего не было бы первоначально в ощущениях» - вот его исходная позиция.

Эмпирическая традиция, основы которой были заложены Бэконом и Локком, получила дальнейшее развитие в трудах Джорджа Беркли (1685-1753) и Дэвида Юма (1711-1776); она оказала значительное влияние на формирование идей французского Просвещения, но максимального развития достигла в философии и методологии позитивизма XIX-XX вв.

Декарт (1596-1650) признавал только такое знание, которое в силу своей простоты и ясности было бы самоочевидным, исключающим всякое сомнение. Метод, которого он искал, должен был обеспечить возможность разложения сложных и запутанных вопросов на простые и ясные положения, не вызывающие сомнений. Будучи превосходным математиком, Декарт полагал, что такой метод универсального анализа должен быть построен по образу и подобию математического метода. Можно сомневаться в истинности мыслимой идеи, но не в её наличии: «Cogito, ergo sum» («Я мыслю - следовательно, существую») вот это знание достоверно!

6. Опишите идеалы философии Просвещения.

Материалы к размышлению

 

Философия Просвещения, как часто называют философию XVIII века, нацелена на идеалы разума, избавление от невежества и просветительскую миссию, хотя и не отмечена созданием фундаментальных учений и новых традиций, подобных эмпиризму или рационализму. Возникнув в Англии, просветительское движение распространяется затем во Франции, которая и становится его центром. Французские мыслители, ознакомившиеся с идеями Локка, благодаря Юму, в течение ряда лет занимавшего пост секретаря английского посольства в Париже, увидели в них возможность реализации своих собственных либеральных устремлений, и постарались перенести их на французскую почву. Инициатором этого движения был Вольтер, а его дальнейшее развитие связано с деятельностью кружка ученых – «энциклопедистов», которые положили начало процессу, приведшему к созданию оригинальной системы французского материализма, сыгравшего впоследствии роль теоретического пролога Великой Французской революции 1789 г.

 

7. Проанализируйте специфические черты классической, неклассической и постнеклассической философии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 640 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.