Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие оконченного и неоконченного преступления




 

   Экскурс в историю отечественного уголовного права показывает, что «прообразы» отдельных нормативных предписаний, впоследствии составивших содержание института неоконченного преступления, появились в России уже в X-XI вв. В этот период впервые упоминается о покушении на преступление: «еще приготоваться татьбу творяй» (ст.6 Договора Киевской Руси с Византией 911 г.), «если кто вынет меч, но не ударит» (ст.24 Русской Правды). Свою первоначальную уже развернутую форму нормативного закрепления данный институт получил в ст. 8-12 отдела II Книги первой тома XV Свода законов Российской империи 1833г. («О замысле, покушении и совершении преступления»), а затем в ст. 8-12 отдела II Первого раздела Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. («Об умысле, приготовлении, о покушении на оное и совершении преступления»).

      В настоящее время подробная характеристика института неоконченного преступления дается в главе 6 Общей части УК РФ 1996 г. Статья 29 последнего четко разграничивает оконченное и неоконченное преступление, предусматривая тем самым три известные современной теории уголовного права стадии совершения преступления, т.е. этапы (ступени) развития умышленной криминальной деятельности[239]: приготовление, покушение и оконченное преступление, которые отличаются друг от друга по характеру и степени завершенности образующих их деяний.

     Из легального определения оконченного преступления видно, что в его основу положены признаки конкретного состава преступления, названные в соответствующей статье Особенной части, а также в целом ряде статей Общей части УК. Другими словами, момент окончания того или иного преступления зависит от законодательной конструкции его состава, обусловленной, как известно, особенностями объективной стороны последнего[240].

   По данному критерию принято разграничивать прежде всего материальные и формальные составы преступлений. Преступление с материальным составом считается оконченным с момента наступления вызванных его совершением общественно опасных последствий (см., напр., п. 4, 19 постановления № 51 Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»). Преступление с формальным составом считается оконченным с момента совершения в полном объеме самого общественно опасного деяния независимо от наступления вызванных им общественно опасных последствий (см., напр., п. 5 постановления № 11 Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации»). Кроме того, в качестве самостоятельных видов составов преступлений или подвидов формальных составов в учебной и научной литературе[241] принято также выделять составы опасности (или угрозы) и усеченные составы преступлений. Преступление с составом опасности считается оконченным с момента возникновения в результате совершенного общественно опасного деяния (действия или бездействия) реальной угрозы наступления общественно опасных последствий. Иллюстрациями здесь могут служить, в частности, угроза убийством (ст. 119 УК) и заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК). Преступление с усеченным составом считается оконченным с момента совершения деяний, внешне напоминающих приготовление к преступлению (см., напр., п. 7 постановления № 1 Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм») либо покушение на него (см., напр., п. 4 постановления № 9 Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. «О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка»).

Определенной спецификой обладает момент окончания длящихся и продолжаемых преступлений. Их характеристика дается в постановлении 23-го Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности к длящимся и продолжаемым преступлениям». Длящиеся преступления ‒ это действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного преследования (п. 1). Оно начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти) (п. 4). Продолжаемые преступления ‒ это преступления, складывающиеся из ряда тождественных преступных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление (п. 2). Его началом надлежит считать совершение первого из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом ‒ момент совершения последнего преступного действия (п. 5).

  Как следует из содержания ч. 2 ст. 29 УК, неоконченное преступление или предварительную преступную деятельность образуют, две относительно самостоятельные стадии ‒ приготовление и покушение. Они связаны между собой, и если каждая из них имеет место в том или ином конкретном случае, то первая по времени всегда предшествует второй.

     Не являются в уголовно-правовом смысле значимыми стадиями совершения преступления так называемое обнаружение умысла и сокрытие преступления. Обнаружение умысла ‒ это выраженное во вне (устно, письменно, мимикой, жестами или конклюдентными действиями) намерение совершить преступление. В отличие от уголовно-наказуемой угрозы (см., напр., ст. 119 УК) такое намерение не подкрепляется какими-либо фактическими данными, свидетельствующими о реальной возможности его осуществления. Обнаружение умысла ‒ это фактически «нулевой» этап совершения преступления, который не обладает свойственной последнему общественной опасностью, не влияет на квалификацию содеянного и потому не влечет уголовной ответственности вообще[242]. Установление самого по себе обнаружения умысла имеет важное криминологическое и оперативно-розыскное значение, поскольку позволяет предотвратить совершение задуманного преступления в будущем. Что касается сокрытия преступления, то оно, как правило, наличествует уже после совершения преступления и потому никак не сказывается на его уголовно-правовой оценке. Тем не менее, указанный этап постпреступной деятельности имеет важное криминалистическое значение с точки зрения выявления, расследования и раскрытия преступления.

    Совершение преступления не обязательно сопряжено с прохождением всех его стадий. Как показывает судебная практика, здесь возможны варианты, когда в наличии: 1) каждая из трех названных стадий совершения преступления; 2) только приготовление к преступлению; 2) только покушение на преступление; 4) приготовление к преступлению и покушение на преступление; 5) приготовление к преступлению и оконченное преступление; 6) покушение на преступление и оконченное преступление; 7) только оконченное преступление.

       Из содержания ч. 3 ст. 29 УК следует, что основание уголовной ответственности за оконченное и неоконченное преступление едино. Такую роль выполняет соответственно состав оконченного и неоконченного, но одного и того же преступления (в последнем случае, точнее говоря, состав приготовления к преступлению и состав покушения на преступление). Поэтому формула квалификации неоконченного преступления помимо соответствующей статьи Особенной части должна включать в себя и ссылку на ч. 1 или 3 ст. 30 УК. При этом нужно учитывать, что каждая последующая стадия поглощает предыдущую. К примеру, если имело место и приготовление к преступлению, и покушение на него, то при квалификации содеянного указывается только на ч. 3 ст. 30 УК[243]. Что касается оконченного преступления, то оно независимо от предшествующих стадий квалифицируется только по соответствующей статье Особенной части без ссылки на ст. 30 УК.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 163 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2337 - | 2136 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.