Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные методологические подходы к правопониманию.




Методология правопонимания это направления в теории права, которое анализирует методы, принципы познания права.

Право явление социальное, обладающее социальной сущностью, тесно связано со многими др. соц. явлениями. Поэтому понять, объяснить право можно только в связи с представлениями о природе человека и общества, закономерностях человеческого сознания и поведения, о взаимодействии и влиянии на человека экономики, политики, идеологии, религии.

Будучи тесно связанными с др. соц. явлениями право, безусловно, анализируется врамка тех или иных мировоззренческих представлений исследователя о природе и устройстве мира, сознания и его связи с поведением.

Исходя из этого, следует, прежде всего, связывать типы правопонимания с основными философскими направлениями. И.Н. Сенякин обоснованно определяет основные методологические подходы к правопониманию в рамках традиционных материализма и идеализма.

Материалистический тип понимания ярко воплощён в марксистском подходе. Марксизм сводит право, в конечном счёте, к материальным условиям существования в обществе. Право, его тип, сущность в соответствии с марксизмом обусловлена господствующем в обществе типом производственных отношений. Хотя право наделять некоторой самостоятельностью, способностью влиять на различные стороны жизни общества, его детерминизм от экономики безусловен.

На базе идеалистического подхода к праву сложились несколько типов правоприменения, основными из которых являются теория естественного права и юридического позитивизма.

В рамках естественно - правового подхода право, его сущность рассматривают через призму справедливости. Истинным, «естественным» правом может быть только то, что соответствует либо «божественной воли», либо «разумной природе человека». В рамках данной концепции положительное право подчинено естественному, которое тесно связано с моралью.

Позитивистский тип правопонимания основан на позитивистской философии, отрицавшей ценность умозрительных концепций, считавшей истину знаний результатом исключительно эмпирических исследований. В соответствии с этой методологией юридический позитивизм сводил право к закону, принятому государством, отрицал ценность вопроса о сущности права. Жёстко связывая право с законодательством, позитивизм столь же последовательно разводит право и мораль, так как для права важна его внешняя форма, а не абстрактное моральное содержание.

Методологически близки с позитивистским подходом нормативистская, историческая, социологическая и психологические теории права.

Такие типы правопонимяния можно связывать с той правоосновой, которая играла методологическую роль в правопознании и на которую опирался исследователь в качестве некой аксиомы. Так по источнику правообразования выделяют две основные группы концепций. В первой в качестве токовой понимают государство, а во второй нечто иное - Бога, разумную природу человека, законы Вселенной. Наиболее распространённой теорией первой группы является юридический позитивизм, а во второй - естественно - правовая концепция. Позитивизм опирается на очевидную истину - основной правотворящнй силой выступает государство в лице его органов. Иные субъекты либо не создают право, либо делают это ограниченно на основе государственной санкции. Естественно - правовая концепция также исходит из весьма простой идеи: право государства может быть произвольно и не справедливо, нужно нечто, его ограничивающее и направляющее.

В зависимости от того, что считали содержательной основой права - ному, правоотношение или правосознание, - были разработаны нормативистская, социологическая и психологические теории.

Особенно также связывать исторические типы правопонимания с историческими типами научной рациональности. Естественно - правовой тип правопонимания (юснатурализм) характерен для мифологической и религиозной культуры представления о рациональном и соразмерном устроении мира. Этатистский подход также сформировался в рамках классической научной рациональности на базе, как уже было сказано, методологии научного позитивизма. Также в рамках классического типа научной рациональности во второй половине 19 века формируется социологический подход. В рамках данного подхода предпринята попытка понять право как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства.

На основе неклассической научной рациональности с начала 19 века начал формироваться неклассический тип правопонимания. Неклассический тип научной рациональности исходит из неустранимости субъекта познания из самого процесса познания и из многообразия способов познания, вытекающего из сложности самих изучаемых объектов. На этой основе стали формироваться разного рода интегративные теории: интегративная юриспруденция Дж. Холла, Г. Дж. Бергмана; экологическая концепция права К. Коссио и др.

Современная постнеклассическая наука в сфере теории права пришла к так называемой интегральной теории права. В рамках данной теории предпринимаются попытки не механического, электрического соединения разных свойств, сторон бытия права, а её интерпретации как некого многоединства, системной ценности. Одним из вариантов интегральной теории права предлагается коммуникативная концепция права.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 449 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2467 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.