Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность и социальное назначение права.




Сущность любого явления это его важнейшая глубинная черта, которая определяет все его другие существенные признаки. В советской юридической науке сформировалась точка зрения, поддерживаемая и современными авторами, что сущность любого социального явления выражается в воле, лежащей в его основе. С этой точки зрения установление сущности права сводится к определению социальной воли содержащейся в ней.

Социальная воля - это стремление различных субъектов общественной жизни к достижению обусловленных их потребностями целей.

На основе волевого фактора в науке разработаны три основных подхода к рассмотрению вопроса о сущности и социальном назначении права (как и государства): классовый, общесоциальный и дуалистический.

Классовый подход был всесторонне разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX века. В знаменитом «Манифесте Коммунистической партии» классики марксизма писали: Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных отношений собственности, точно так же, как ваше право есть лишь возведённая в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Таким образом, сущность права в рамках классового подхода сводится к выраженной в позитивном праве воле экономически господствующего класса. Принципиальным моментом является то, что К. Маркс и Ф. Энгельс полностью отказывали всем иным классам в объективировании их воли во властно- правовой форме.

Социальное назначение права с позиций классового подхода видится в выражении и обеспечении интересов экономически господствующего класса. Интересы иных социальных групп могут быть учтены господствующим классом в процессе создания права в той степени, в которой это не противоречит их классовым интересам.

По иному рассматриваются эти вопросы в рамках общесоциального подхода.

Сущность права - это воля всего общества, обусловленная его основными интересами и потребностями, т.е. экономическими, духовными, национальными, религиозными, демографическими, географическими и другими условиями его жизни.

Необходимо исходить из того, что сущностью права является именно общая воля (воля всех), а не механическая сумма воль отдельных индивидов. Общая воля формируется в процессе взаимодействия, борьбы, согласований частных воль, это всегда результат компромисса.

Общесоциальный подход не отрицает того факта, что в некоторых обществах в разные исторические периоды государственная власть оказывалась (и может оказываться) в руках эгоистически настроенной социальной группы, которая использовала право как инструмент обеспечения, прежде всего, своих узкогрупповых интересов. Но это отнюдь не отменяет истинности положений общесоциального подхода, а означает, что подобное общество, его государство и право находятся в ненормальном, своего рода болезненном состоянии, выход из которого - либо распад, либо излечение посредством прогрессивной эволюции или смены, в том числе и силовым путём, правящей элиты.

Важно также понимать, что интересы политической, экономической, национальной, религиозной и пр. элит, как правило, выражены в праве в непропорционально большем их (представителей элиты) числу объёме, но это отнюдь не свидетельствует о классовом характере права. Дело в том, что общая воля, является результатом взаимодействия и борьбы частных воль за свои частные интересы. В праве, уже посредством общей воли, но всё же закрепляются и частные интересы (приобретающие общезначимый характер). Их объём тем больше, чем больше роль в решении общественных задач их носителей. Любые политические, экономические элиты, несмотря на относительную малочисленность, играют большую роль в общественной жизни.

Исходя из общесоциального подхода к сущности государства, из его характеристики как организации всего общества, можно утверждать, что сущность права - это государственная воля общества. Право создаётся государством, общая воля становится правом в результате правотворческой деятельности государства.

Социальное назначение права с позиций общесоциального подхода состоит в выражении и обеспечении общих интересов всего общества, согласовании потребностей различных социальных групп, в защите интересов отдельных индивидов.

В рамках дуалистической концепции авторы пытаются объединить рациональные, с их точек зрения, стороны классового и общесоциального подходов. Эти авторы утверждают, что вплоть до формирования либерально-демократических политических систем, право представляло собой орудие в руках экономически господствующего класса, направленное на защиту их интересов. А в современных условиях право выражает волю всего общество.

Данные подход противоречит законам логики, т.к. утверждает, что сущность явления может качественно измениться, без изменений его иных существенных признаков (для права - это общеобязательность, формальная определённость, связь с государством и др.).

 

Современная наука о понятии права. Эффективность и ограниченность нормативного подхода к праву. Признаки права. Содержание права

Вопрос о понимании права является важнейшим в теории права, так как от его решения напрямую зависит трактовка всех других правовых явлений - правоотношения, нормы права, формы права, реализации права, правосознания и т.д. Только на основе чётко и правильного правопонимания можно определить перспективы развития и пути повышения эффективности юридической науки, правотворчества, применения и толкования права.

Последние 30-40 лет в российской науке происходит борьба между двумя основными подходами - нормативным и широким. Можно констатировать, что в результате этой борьбы нормативный подход выстоял, устранил многие свои недостатки, и именно в рамках нормативного подхода российские учёные решили задачи, о которых много говорили сторонники широкого подхода. Сторонники нормативного подхода всегда акцентировали внимание на органической связи права с его реализацией, с правоотношениями с правосознанием, именно ими была разработана категория «механизм правового регулирования», раскрываются проблемы ответственности, эффективности правовых норм, раскрываются противоречия правовой надстройки, исследуются взаимосвязь и взаимодействие государства, права и экономики, других социальных явлений. При этом произошёл отказ от жёсткой детерминации государственно-правовых явлений классовыми началами, от гипертрофии принудительности права (право не принуждение, оно содержит возможность принуждения).

Любое определение права не может охватить всего многообразия его свойств. С позиций нормативного подхода отражаются лишь наиболее важные его черты.

Сущность права как государственной воли общества определяет другую важнейшую характеристику права - его нормативность. Право как государственная воля общества может быть выражена только как совокупность официально установленных и признаваемых правил поведения - юридических норм. Только нормативный характер права придаёт ему устойчивость, свойства регулятора общественных отношений, защищает от своеволия отдельных лиц, правоприменительных органов.

А уже нормативность, наряду с сущностью определяет такие важные черты права как связь с государством, общеобязательность, формальная определённость, системность.

Общеобязательность - право, регулируя общественные отношения, является обязательным для всех участников данных общественных отношений.

Формальная определённость - право имеет внешнюю форму закрепления в виде, как правило, официальных письменных документов. Видами таких письменных документов являются нормативно-правовые акты, решения судов, нормативные договоры и иные письменные источники. Иные виды социальных норм (мораль, обычаи и некоторые другие) существуют лишь в сознании людей.

Будучи формально закреплённым право определяет права и обязанности участников правоотношений.

Связь с государством - право представляет собой систему правил поведения, принятых государством или иными субъектами социальной жизни (населением, организациями) с санкции государства и обеспеченных его принудительной силой.

Мораль, обычаи, религиозные нормы создаются без вмешательства государства и обеспечиваются силой общественного мнения, привычкой.

Системность - право является сложным системным образованием. Конечным элементом этой системы являются нормы права, более крупными - институты и отрасли права.

Таким образом, получаем следующее определение права:

Право — это система общеобязательных, формально-определённых правил поведения, выражающих государственную волю общества, принятых или одобренных государством, обеспеченных его принудительной силой и направленных на регулирование общественных отношений.

 

Принципы права.

Принципы права - это исходные нормативно-руководящие начала, отличающиеся общей значимостью, универсальностью и определяющие общую направленность правового регулирования.

Принципы права своего рода идеологическая объединяющая основа всей правовой системы, а не только системы права. Они лежат в основе правотворческой и правоприменительной деятельности. Они обеспечивают единство содержания норм права и их соответствующего воздействия на общественные отношения.

Правовые идеи становятся правовыми принципами, будучи непосредственно закреплёнными в официальных нормативных документах. Этим они отличаются от прочих правовых идей, лежащих в основе научного и профессионального правосознания.

Будучи официально закреплёнными, имея сходство с нормами права, принципы права отличаются от них более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, большей устойчивость и стабильностью, не содержат санкций.

Принципы права обычно делят на социально-правовые и специально-правовые. Социально-правовые выражают начала, на основе которых регулируются различные сферы общественной жизни, т.е. это своеобразные приоритеты соответствующих сфер (экономической - равноправие всех форм собственности, свобода предпринимательской деятельности и т.д.; социальной

—      справедливость, гуманизм, равноправие и т.д.; политической

-         демократизм, политический плюрализм, многопартийность и т.д.; духовной - идеологический плюрализм, свобода мысли, слова и печати и т.д.). Специально-правовые принципы делятся на общеправовые, отраслевые, межотраслевые, межинституционные принципы, принципы отдельных институтов.

 

Функции права.

Как и в случае с государством термин функция используется для определения социальной роли права.

Функции права - это определяемые сущностью и социальным назначением права, основные направления его воздействия на общественные отношения.

Таким образом, функции права обусловлены его сущностью и социальным назначением в обществе. Кроме того, функции непосредственно определяются важнейшими задачами, стоящими перед правом, т.к. представляют собой осуществление данных задач. Функциями права являются направления его наиболее важного, активного и постоянного действия.

В соответствии с элементным составом системы права функции делятся на: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, правовых институтов, норм права.

По характеру правового регулирования функции делятся на регулятивные и охранительные.

По социальной значимости - основные (регулятивная и охранительная) и неосновные (ограничительная, компенсационная, правовостановительная), т.д.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 428 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2158 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.