60.Образ и знак, значение и смысл. Семиотика как общая теория знаковых систем и ее основные разделы.
Образ — это подобие, более или менее точная копия объекта в сознании человека или результатах его деятельности. Проще сказать, некая «картинка», более или менее реалистично, общезначимо для всех людей живописующая некий участок, момент реальности.
Знак, напротив, — не прямое, а косвенное, условное обозначение объекта. Тут перед нами явление изоморфизма — упрощённого уподобления (например, географической карты — реальной местности).
В любом знаке различаются:
· значение — т.е. отражаемый им предмет или множество предметов, а точнее — закодированная понятным для субъекта способом информация о них;
· смысл — мыслимое с его помощью содержание предмета или множества, совокупность их существенных признаков. Эти две характеристики любого знака находятся в обратном отношении друг к другу: чем шире значение какого-то термина, тем у же его смысл и наоборот.
Сознание имеет отражательную природу, носит характер идеальности и субъективности.
Идеальность: к образам сознания неприменимы физические характеристики, оно не вещественно, но не нематериально, т.к. материально по своему источнику – мозгу.
Субъективность: носителем сознания выступает человек, оно внутренний мир личности, другого бытия у сознания нет. Сознание продукт высокоорганизованной материи. Семиотика (греч. semeiotikуn, от semйion — знак, признак) - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). Семиотика изучает характерные особенности отношения «знак — означаемое», распространённого достаточно широко и несводимого к причинно-следственным отношениям. Термин «знак» понимается в широком смысле как некоторый объект (вообще говоря, произвольной природы), которому при определённых условиях (образующих в совокупности знаковую ситуацию) сопоставлено некоторое значение, могущее быть конкретным физическим предметом (явлением, процессом, ситуацией) или абстрактным понятием.
Существует несколько определений семиотики. Распространенным, классическим определением является следующее: "Семиотика - это наука о знаках и/или знаковых системах". В основе положен объект семиотики – знаки и системы знаков. Однако, если взглянуть на это определение более пристально, возникает вопрос: кто устанавливает различие между знаками и не-знаками (условимся считать заранее, что 1) знаки есть и 2) мы знаем, что такое знаки). Уже Блаженный Августин осознавал трудность разграничения вещей и знаков. С одной стороны, мы можем познавать вещи и говорить о вещах только с помощью знаков, заменяя вещи их обозначениями. С другой стороны, то, что обычно используется как знак, в некоторых ситуациях может восприниматься (и использоваться) как простая вещь. Иногда люди наделяют особыми значениями вещи, для других совершенно не значимые. Приверженцы экзотических религий могут служить здесь примером Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:
1. синтаксис (синтактика) изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации;
2. семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому;
3. прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.
61. Основные положения классического психоанализа З. Фрейда и его ближайших учеников. Структура и функции бессознательной психики и ее соотношение с сознанием человека.
З. Фрейд –бессознательноое могучая сила противостоящая сознанию.
Психика состоит из трех пластов:
1. Самый нижний и мощный слой «Оно» - по объему сравнимо с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены биологические влечения страсти.
2. Второй небольшой слой – сознательное «Я» человека.
3. Верхний класс – «супер Я». Это идеалы и нормы общества, моральная цензура и сфера долженствования.
По Фрейду, «оно» имеет решающее влияние на мысли, чувства и поступки.
Ученики Фрейда критиковали его за толкование человека как существа эротического. Юнг выделил в «оно» два слоя:
1. Личностное бессознательное - индивидуальный опыт.
2. Коллективное бессознательное – опыт предшествующих поколений. Его содержание – это человеческие первообразы (архитипы). Образ Матери – Родины, народного героя, богатыря.
Человек существо архитипное. Э. Фромм – человек имеет двойственную природу, он подчинен законам природы и одновременно является соц. существом.
Психика человека состоит из:
1) Сознания – высшей формы психологического отражения, свойственная общественно развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.
2) Подсознательное - совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредственного субъективного опыта
Сфера подсознательного охватывает ощущения, восприятия, представления, мышление, когда они протекают вне фокуса сознания, а также навыки, интуицию, автоматизированные действия.
Бессознательное:
1. особая сфера психической деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и контроля, непроизвольность возникновения и течения психических процессов, безотчетностью и полным исчезновением из памяти (Лейбниц, Фехнер)
2. первичных регулятор поступков человека. Некая сущность, первопричина всего, что совершается не только в природе, но и в социальной жизни (Шеллинг, Фихте, Шопенгауэр, Юнг, Фрейд)
3. основано на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей и обеспечивает разгрузку человека от излишнего напряжения сознания.
Сознательное – вербальное, абстрактное, символическое, формализованное, научно систематизированное, дискретное.
Бессознательное - невербальное, образно-визуальное, иррациональное, сновидения, фантазии, оговорки, интуитивно.
Психоанализ (решение души) часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый Фрейдом в конце 19 начале 20 вв. для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.
Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которая мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание.
Неофрейдизм – направление в современной философии и психологии, получившее распространение главным образом в США, сторонники которого соединили психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. (Фромм; Райх)
Представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.
Причиной неврозов считаю тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания
62.Теоретические подходы к пониманию информации. Природа идеального в психике.
Идеальное — особое качество внутреннего (субъективного) мира, возникающее на базе высокоорганизованной материи, природной и социальной, но не сводимое по своей сущности к этим материальным основам.
Психика (от греч. psyche — душа; psychikos — душевный) — самый высокий, образно-знаковый уровень отражения действительности и управления своим поведением у существ, наделенных в ходе биоэволюции центральной нервной системой и головным мозгом;
Сознание — совокупность высших психических функций Человека разумного; возникая в зачаточных формах у высших животных, особенно приматов, оно вполне свойственно только людям — с их способностью к абстрактному мышлению, познанию и самопознанию; страстям и мечтам, творческому воображению.
Ключевое понятие научной, материалистической психологии — отражение. В качестве философской категории оно далеко не сводится к оптическим процессам зрительного восприятия. Зеркало и т.п. варианты отражения — частный его случай. Отражение в широком смысле этого слова присуще всей материи. В этом, фундаментальном для природы качестве отражение представляет собой способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других в результате взаимодействия их друг с другом.
Структура акта отражения:
– воздействие одного предмета на другой или же (чаще) их взаимодействие;
– изменение состава, структуры или функций одного объекта или обоих под влиянием их взаимодействия;
– частичное уподобление одного из взаимодействовавших объектов другому; сохранение каких-то “следов” взаимодействия после его прекращения; перенос информации о воздействовавшем объекте на подвергшийся таковому влиянию.
С понятием отражения тесно связано понятие информации. Оно получило широкое распространение в связи с появление новых средств связи и управления во второй половине XX в. С этих времен информация, так или иначе, отличается от родственных выражений (“знания”, “сведения” и т.п.). Прежде всего, тем, что информация измерима количественно; а кроме того, информация в значительной степени обезличена, носит межсубъектный характер. Основы общей теории информации были заложена в книге К. Шеннона “Математическая теория связи” (1949). Клод Шеннон обосновал вероятностную теорию информации. Он предложил понимать информацию как меру определённости той или иной ситуации, поведения системы. Противоположностью информации в этом случае выступает энтропия, т.е. мера неопределённости, неупорядоченности любой системы, идущей к своему распаду. Неопределённость возникает в том случае, если по причине отсутствия или недостатка информации необходим выбор из двух или большего числа возможностей. Информация позволяет её получателю уменьшить неопределённость, организовать систему, выбрав правильный шаг. Для общей теории информации не суть важно, стихийно это происходит (как в живой природе), или же сознательно (как у людей).
Основоположник кибернетики Норберт Винер распространил информационный подход на процессы управления и связи в природе, человеческом обществе и работе машин (в особенности компьютеров, специально предназначенных для накопления и переработки информации на основе ее электронного кодирования). Важно подчеркнуть, что информации нет без какого-то материального носителя; что она качественно отличается в неорганической природе; в биологических системах (живых, самоуправляющихся телах); в поведении сознательных существ.
С точки зрения теории информации человеческое сознание представляет собой один из механизмов выработки, передачи, приёма, преобразования, накопления и использования информации самого разного рода. В рамках этого подхода оставляются в стороне личностные, субъективные стороны психики людей; обращается внимание на то, что объединяет её работу с техническими устройствами обработки информации (компьютерами и т.п.). Информационные характеристики дополняют определение человеческого сознания как отражения.
65.Смерть, ее этапы и ее восприятие людьми разных культур. Танатология (греч. thanatos — смерть) — междисциплинарное рассмотрение непосредственных причин умирания в динамике и механизмах этого процесса с его биологических, медицинских сторон, в социально-психологических аспектах.
Смерть можно определить как необратимое прекращение жизнедеятельности организма. В этом смысле она делится на две стадии:
1. клиническая смерть представляет собой в принципе обратимый этап умирания, 3–5 минут; можно реанимировать;
2. биологическая смерть — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и органах, после чего реанимация бесполезна;
коматозное состояние - граница между клин. и биол. смертью.
Смерть в культуре разных народов, социальных групп оценивается и воспринимается по-разному. Две самых типичных модели такого отношения. Первую из них можно назвать традиционной, патриархальной, — потому, что она сложилась в условиях доиндустриальных цивилизаций, характерна для жизни больших устойчивых коллективов с относительно низким уровнем образованности и культуры. Там смерть воспринимается как необходимый момент, итог жизни. Вторая модель (Модернизированная модель) отражает процесс урбанизации, условия жизни личности, малой семьи в большом городе, работы в больших организациях, где человек — своего рода “винтик” огромного механизма. Она рассматривает любую смерть, тем более близкого человека как катастрофу, нечто непоправимо и непереносимо страшное, дикую случайность. Сама мысль о смерти изгоняется из сознания.
Эвтаназия (реч. “eu” — хорошо, приятно + “thanatos” — смерть) в медицинском смысле термина представляет собой методику облегчения предсмертных страданий больного. В качестве биоэтической проблемы, эвтаназия рассматривается как помощь пациенту умереть, причем по возможности быстро и безболезненно. В этом плане различают эвтаназию пассивную (прекращение медицинской помощи, отключение систем жизнеобеспечения) и активную (медицинское вмешательство с целью прекратить жизнь пациента). Эвтаназия в настоящее время запрещена законодательством практически всех стран мира; рассматривается как вариант уголовного преступления, убийства.
Вариантом, хотя и весьма специфическим, эвтаназии выступает суицид (самоубийство). Отношение общества к суициду зависит от его культуры и политического устройства. На Востоке с распространением таких религий, как ислам и буддизм, суицид чаще приветствуется — как выражение геройства человека, следующего долгу (самый известный пример — ритуальное, публичное самоубийство харакири в самурайском кодексе бусидо), просветления-нирваны. На Западе, в зоне христианской культуры самоубийство считается одним из самых страшных грехов — восстанием против Бога. Покончивших с собой лишают церковных таинств отпевания и погребения на общем кладбище. При тоталитарном режиме самоубийца считается сумасшедшим или преступником, заслуживающим наказания. Так, по морскому уставу Петра Великого неудачливого и разоблаченного матроса-самоубийцу надлежало привести в чувство и без суда повесить. В СССР большинству выживших самоубийц угрожало заточение в психиатрическую лечебницу и принудительное лечение. В демократических странах за личностью остается право не только на жизнь по своей воле, но и на смерть в безвыходных для нее условиях.
Смертная казнь — проблема скорее социально-политическая, нежели биоэтическая.
65.Смысл жизни и деятельности человека как философская проблема.
Смысл жизни человека составляет, пожалуй, основной вопрос философии.
В истории философии и культуры уже давно сложились типичные подходы к определению смысла индивидуальной жизни:
— жизнь, если разобраться, абсурдна, лишена какого бы то ни было смысла: она рано или поздно разрушит любые идеи и намерения на сей счёт. “Всё суета!”. Нетрудно видеть, что отрицание в своей и чужой жизни смысла всё-таки представляет собой его, осмысления разновидность;
— смысл жизни в ней самой; следует не терять время на размышления об этом, на столь отвлеченные темы, а просто жить, вбирая впечатления текущего момента; такого рода позиция чаще всего просто отодвигает итоговое осмысление собственного существования на какое-то время;
— смысл жизни задан ей извне — Богом, долгом пред семьей, профессией, государством, любым другим социальным институтом, какой-то общей идеей;
— человек сам творит смысл своего бытия; никто другой не в силах сделать это за него самого и выбор пути отражает предназначение и способности личности.
Смысложизненная установка «иметь» уходит своими корнями в далекое прошлое человечества, где данное требование было необходимым условием выживания человеческого рода.< >
Присутствие данной установки является нормальным состоянием души и современного человека, так как жизнь требует обладания некоторыми вещами. Но в то же время установка «иметь» не должна стать самоцелью, обладание некоторыми вещами, объектами, предметами должно служить лишь средством достижения смысложизненных задач. Как известно, превосходство данной установки в конечном итоге приводит к гипертрофированному утилитаризму — желанию к безмерному обогащению, стирающему все лучшие человеческие качества. Как отмечал З.Фрейд, такой тип личности и общество, где превалирует данный вид людей, являются больными.
Установка «быть» означает реализацию более высокой программы, отвечающей духовным потребностям человека, его истинной сущности. По учению М.Экхарта: «... ничем не обладать и сделать свое существо открытым и «незаполненным», не позволить «я» встать на своем пути — есть условие обретения духовного богатства и духовной силы. По Марксу, роскошь — это такой же порок, как и нищета, цель человека — быть многим, а не обладать многим».
Смысложизненная программа «быть» предполагает отказ от эгоизма и эгоцентризма, активизацию и продуктивную реализацию природных данных человека, духовный рост, выход за рамки своего изолированного «я», стремление к «человеческому» в человеке — Добру, Истине, Красоте, Справедливости.
При осуществлении смысложизненной установки «быть» человек раскрывает и развивает свои способности, обогащая окружающий мир и утверждаясь как необходимое, полезное звено социального мира. Данный взгляд был довольно популярным в истории философии. Мнение, что осуществление смысла жизни связано с развитием человека в соответствии с духовной природой, с утверждением себя, с развитием заложенных природой способностей, находит поддержку у многих философов. Так, Г.Фихте подчеркивал: «...только человек изначально — ничто... Тем, чем он должен быть, он должен сделаться... и сделаться сам собой, своей свободой, я могу быть только тем, чем я себя сделаю сам»
66.Природа и экология. Критерии живой материи в природе и гипотезы происхождения жизни на Земле.
Существует пять концепций возникновения жизни:
1. Жизнь была создана Творцом в определённое время – креационизм.
2. Жизнь возникла самопроизвольно из неживого вещества (её придерживался ещё Аристотель который считал, что живое может возникать и в результате разложения почвы).
3. Концепция стационарного состояния в соответствии с которой жизнь существовала всегда.
4. Концепция панспермии – внеземного происхождения жизни;
5. Концепция происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов подчиняющихся физическим и химическим законам.
Согласно креационизму возникновение жизни относится к определённому событию в прошлом которое можно вычислить. В 1650 г. архиепископ Ашер из Ирландии вычислил что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н.э., а в 9 часов утра 23 октября и человека. Это число он получил из анализа возрастов и родственных связей всех упоминаемых в Библии лиц. Однако к тому времени на Ближнем Востоке уже была развитая цивилизация, что доказано археологическими
Отличительными свойствами жизни на базе единства вещества, структуры и функции живых систем можно назвать следующие ее особенности:
1. «наличие наследственной информации, обеспечивающей способность живой системы к самовоспроизведению;
2. саморегуляцию;
3. отражение;
4. индивидуальное и историческое развитие на основе единства внутреннего и внешнего».
Теория креационизма предполагает, что все живые организмы (либо только простейшие их формы) были в определенный период времени сотворены («сконструированы») неким сверхъестественным существом (божеством, абсолютной идеей, сверхразумом, сверхцивилизацией и т.п.). Очевидно, что именно этой точки зрения с глубокой древности придерживались последователи большинства ведущих религий мира, в частности христианской религии.