22.Происхождение и ранние формы религии. Варианты свободомыслия по вопросам религиозной веры.Первоначальные религиозные верования датируются временем верхнего палеолита (40-20 тыс. до н.э.) Одной из глубоко древних форм религии является тотемизм. Термин происходит от алгонкинского слова«тотем» («его род»). Под этим термином принято понимать веру в сверхъестественное родство, которое существует между определенной группой людей и определённым типом материальных предметов, чаще всего животных, иногда растений. Подобная группа людей - примитивный род. Род носит имя какого-либо животного это его «тотем» Люди данного рода считают себя связанными каким-то особым родством с тотемом, его не почитают, но считают «отцом», это выражается в запрете убивать тотемное животное, употреблять его в пищу; выражается в вере в зависимость между людьми рода и их тотемом; в мифах о происхождении рода от тотема и т.п. Распространение тотемизма среди разных народов достаточно обосновано. Можно считать, что на определенном этапе исторического развития, тотемизм был знаком всем народам. Тотемизм является религией раннеродового общества, искаженно отражающий эту примитивную форму общественного строя. Первобытные общины представляют собой группы, построенные по принципу родового родства. Тесная связь рода со своей территорией, с ее животным и растительным миром осознается как кровное родство с ними. Тотемические верования направлены в первую очередь на объекты материального мира. Однако тотемизм нельзя считать почитанием или культом животных, культом природы: тотему не поклоняются как божеству, а считают его вроде как своим родственником. Достаточно четко в тотемизме видна его действительная земная основа, его социальность - человеческий коллектив, род, как субъект тотемических представлений. Учитывая что основа тотемизма - раннеродовая организация, являющаяся исторически переходящей формой общественных отношений и рано уступает свое мест о более высшим формам, то и основывающийся на ней тотемизм вместе с ней и распадается.Вредоносная магия - («порча», колдовство) является не менее древней религией, чем тотемизм Исходной основой магии выступает межродовая рознь. Вера в способность человека нанести таинственным путем вред другому человеку порождена чувством страха перед тем, кому подобная способность приписывается. Подозрение во вредоносной магии возникало раньше и чащи чем она практиковалась. Каждая смерть и болезнь вызывало такое подозрение У каждого народа были профессиональные колдуны, которые по всеобщему мнению способны посылать "порчу" даже и на соплеменников. Кстати, люди, считающиеся колдунами, обычно действительно обладали особыми психическими качествами, которые вызывали страх и удивление Практика вредоносной магии была одним из основных главных источников возникновения образов злых духов.Лечебная магия и знахарство Сфера лечебной магии пронизана верой в сверхъестественное, на ее основе рождались и чисто религиозные образы - святые-целители, чудотворные иконы и т. д. Лечебная магия представляет собой совокупность обрядов и суеверных представлений, которые тесно связаны друг с другом, но зато слабо связаны с другими религиозными представлениями. Лечебные обряды и cyeверные представления имеют свое самостоятельное возникновение.Анимизм- вера в духов и души Анимизм - обязательный элемент любой религии. Анимистические образы – это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы.Фетишизм - поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства Как элемент, фетишизм входит во все ранние формы религииШаманизм - значительный круг анимистиеских верований и культов, характерных для периода разложения первобытнообщинного строя Спепифическая черта шаманства - вера в особых людей (шаманов), которые могут выступать в качестве посредников в общении между человеком и духами 06щение шамана с духами происходило в состоянии экстаза при выполнении особых ритуалов.
23.Происхождение христианства. Разделение христианской церкви на католицизм, православие и протестантизм. Общее и особенное их вероучения и культа Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете[1]. Христиане верят, что Иисус из Назарета естьМессия, Сын Божий и Спаситель человечества[2]. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа. Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. Его родство с иудаизмом проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (Вторая часть библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). О несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют также найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме - ожидания скорого прошествия Учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идей греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности.Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками.Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интелектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое национальное движение. Усвоение первоначальным христианством предшествующего религиозно-культурного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разрозненных представлений, а способствовало принципиально новому учению получить всеобщее признание.Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, рассматривающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Филона - священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий- высший Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужило одной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204. В 16.веке в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан. Источники вероучения — Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат.
ПРОТЕСТАНТИЗМ откололся от католицизма в ходе Реформации 16 века.
Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения — Священное писание. В 19-20 вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (т. е. только как нравственного учения).
P.S. ФИЛИОКВЕ (лат. filioque — и от сына), добавление, сделанное в 7 в. западно-христианской (католической) церковью к христианскому «Символу веры» 4 в., в догмате Троицы: об исхождении Св. Духа не только от Бога-отца, но «и от сына». Православная церковь не приняла филиокве, что позднее послужило одним из поводов для разделения церквей.
ЦЕЛИБАТ (от лат. caelebs — неженатый), обязательное безбрачие католического духовенства; узаконено папой Григорием VII (11 в.), практически утвердилось в 12 в. В 1967 папа Павел VI подтвердил незыблемость целибата.
24.Эволюция представлений о материальной основе в философии и естествознании.
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, взаимодействующей с человеком и существующей независимо от его сознания.
Идея первоосновы всех явлений природы появилась в ранней философии Греции. Первобытное, мифологизированное сознание было лишено такой идеи. Когда — в условиях достаточно развитой цивилизации — у интеллектуальной части общества появилась потребность в знании общих и отдаленных причин происходящих в природе событий и процессов, философы занялись поиском их универсальной субстанции. Появилась задача — определить элементы, к которым, в конечном счете, сводятся все возможные вещи окружающего мира — появление научного подхода к объяснению природы. Он предполагал распознание внутреннего через внешнее, целого — благодаря частям, следствия — по его причине. Т.е. объяснение природы из нее самой, а не с помощью фантастических домыслов на ее счет, как в мифологии и религии. Античные варианты определения материи открываются перечнем отдельных, чувственно воспринимаемых “стихий”, которые первыми философами (VII–V вв. до н.э.) предполагались искомой субстанцией. Так, согласно Фалесу первоматерией является вода, из которой и в которую, в конечном счете, все на свете превращается. По Анаксимену — воздух; у Гераклита — огонь; Эмпедокл же считал материю дискретной и к названным трем “стихиям” добавлял четвертую — землю. Эти “стихии” могут существовать как сами по себе, так и в разнообразных смесях, что и обуславливает разницу отдельных вещей.
Анаксимандр, ученик Фалеса, на роль субстанции выдвигал не какое-то определённое телесное начало, а “апейрон” — некую бесконечную, ненаблюдаемую среду пребывания отдельных тел.
С точки зрения же Пифагора в основе всего мира лежит число, т.е. его количественные, геометрические пропорции. Идя таким — аналитическим путем, мысль неизбежно уходит от наглядных и конкретных впечатлений к геометрическим конфигурациям и математическим замерам материальных объектов. «Математика – свободная игра разума, язык действительности».
Следующий шаг на данном пути сделал Анаксагор, выдвинувший на роль субстанции так называемые “гомеомерии”. Т.е. сами себе подобные, только мельчайшие, копии больших тел (так, скажем, яблоко состоит из малюсеньких, невидимых глазу яблочек). Ввел принцип фракталов – «всё во всём»
Демокрит - основатель атомического учения. Считал первоосновой всего атом как мельчайшую, далее неделимую частицу любого вещества. Из множества атомов состоит каждое тело. Разница их обликов объясняется различным качеством, конфигурацией атомов и траекторий их движения в пустоте. Даже боги и души людей состоят из атомов, только особенных — огненных, самых активных. Атомистическая теория строения природного вещества послужила идейным фундаментом теоретического и экспериментального естествознания в Европе на протяжении тысячи с лишним лет.
Еще дальше на абстрагирующем направлении в определениях субстанции пошли философы-идеалисты. Родоначальник объективного идеализма — Платон. Для него “воздух, эфир, вода и прочие нелепости” натурфилософов — всего лишь бледные отражения высшей, нематериальной, зато абсолютно совершенной реальности, которую составляет Разум. У каждой отдельной, воспринимаемой с помощью органов чувств человека, вещи имеется в том идеальном мире свой прототип, некая “идея” или же “форма”. Она, как матрица наследственности в современной генетике, предопределяет возникновение, облик и время существования любой вещи. Понятия, категории в голове человека складываются в качестве воспоминаний о прежнем существовании вечной души. Хотя у Платона сразу нашлись авторитетные критики (начиная с Аристотеля), идейное влияние объективного идеализма присутствует не только в богословии, но и в естествознании.
Однако магистральное направление развития естественных наук лежало на стороне материализма. В XVII–XVIII вв. под него подводится научный фундамент. Галилео Галилей придумал лабораторный эксперимент для объективного, безусловно доказательного изучения природных явлений. Исаак Ньютон разработал математический аппарат для точного их описания и, главное, строгого выражения, символической записи законов, которым они подчиняются. Классическая механика, созданная Ньютоном, стала первым образцом подлинно научной теории. С её помощью не только описывается поведение природных тел в прошлом и настоящем, но и предсказывается, что с ними случится в будущем — при определенных для законов этой теории условиях.
Все дальнейшие открытия классической науки применяли этот метод и эту теоретическую схему к новым классам явлений. Так, Дж. Максвел раскрыл сущность электромагнетизма, включая полевую природу света. Антуан Лавуазье своей теорией горения сделал науку из химии, а Роберт Бойль с помощью корпускулярной теории (т.е. усовершенствованного атомизма) позволил в дальнейшем правильно объяснять остальные химические процессы, преодолеть домыслы алхимиков. Ботаник М. Шлейден и зоолог Т. Шванн в 1838–39 гг. выдвинули клеточную теорию единого строения всех тканей растений и животных.
В итоге, классическая наука довольно быстро, на протяжении XIX в. объяснила практически всё, что во Вселенной доступно нашим органам чувств, к тому же усиленным оптическими и прочими приборами. На этом этапе развития философии и естествознания материя отождествлялась с веществом. Известный просветитель барон Поль Анри Гольбах в трактате “Система природы” (1770) дал обобщающее определение материи в этом её идейном контексте: “По отношению к нам материя вообще есть всё то, что воздействует каким-либо образом на наши органы чувств”.
В начале XX в. ту же самую мысль настойчиво повторял В.И. Ленин. Рассуждения о материи помогали ему в то время бороться с политическими конкурентами — философами-идеалистами в собственной коммунистической партии. “ Объективная реальность, данная нам в ощущениях ” — такое ленинское определение материи. Между тем поистине революционные открытия 1890-х – 1900-х и последующих лет в физике обусловили переход к неклассической науке, для которой материя снова стала достаточно загадочной и противоречивой.
25.Общая типология религиозности. Ее ранние (первобытные, языческие); этнические (национальные); мировые; модернизированные варианты.
Разбираясь в предназначении церкви, стоит вернуться к самым её истокам и рассмотреть ранние формы религии. Они представляют собой прямые последствия рассмотренного по предыдущей теме мифологического мировоззрения для подвластного ему поведения людей. Когда к мифу как идее, смыслу прибавляется ритуал, т.е. практика поклонения продуктам мифологического мышления, то получается религия. Перечислим её первоэлементы.
Анимизм (от лат. «anima» — душа) — одушевление в принципе бездушного, т.е. природного. Тотемизм (англ. «totem» из языка индейцев племени алконгинов значит «его род») — представление о природных предках, прародителях людей данного народа. В роли таких «отдалённых родственников» могли выступать животные (ср.: Чингачгук — Большой Змей; тотем, скажем, чукчей, часто изображаемый ими на одеждах — бабочка; хищники в гербах разных государств и дворянских родов; и т.п.); растения (вспомним хотя бы образы деревьев и цветов в фольклоре); целые природные стихии (вроде огня и воды).
Этот источник веры отражает общий мифологический постулат о единстве человека и природы, их постоянной взаимосвязи, доходящей до взаимного перехода. Подобные идеи служат простым и надёжным способом консолидации компактной общности людей, предполагающей обычно противопоставление её прочим общностям («Мы одной крови», храбры как соколы, орлы, миролюбивы как голуби; а чужие — потенциальные враги, они — «волки», «шакалы», «чёрные вороны» и т.п. опасные твари). Из тотемизма происходят такие моменты нашей жизни, как пищевые предпочтения и запреты; сюжеты украшения одежды, жилища; татуировок; дрессировка животных и т.п., как видно, глубоко этичные и эстетичные, если не доводить идею нашей сопричастности природе до абсурда полного подчинения её стихиям, не ставить природу выше человека.
Магия (по-русски, — колдовство, ворожба, волхование) представляет собой практическую, действенную часть любой мифологии, а, значит, в преобразованном виде, и религии. Структура большинства религий включает в себя такие непременные части, как:
· вера в Бога как высшую благотворную силу, источник гармонии в жизни людей и во всей природе; эта вера развёртывается и подкрепляется целой системой догм — выводов, которые для верующего не требуют проверок, доказательств или пересмотра; это познавательная часть религии как особого типа знания о мире и человеке; именно догматика предопределяет все остальные слагаемые религии;
· культ — обрядовая практика священнодействия, индивидуального (молитва, жертвоприношение) и коллективного (молебен, крестный ход, священные таинства вроде крещения, причастия, исповеди, венчания, елеоосвящения и отпевания в христианстве);
· церковь — во-первых, как община верующих в одного Бога и, во-вторых, как соответствующая организация служителей этого Бога — духовных лиц и учреждений службы (диоцезов, приходов, храмов, монастырей, орденов, соборов и прочих); в целом религия — особый социальный институт.
26.Пространство и время как атрибуты материи. Метрические и топологические параметры пространства.
Пространство и время — всеобщие формы бытия (атрибуты) материального мира. Материальные объекты немыслимы вне таких своих универсальных качеств, как пространство и время. Они обладают не менее удивительными свойствами, чем материя как таковая.
Пространство можно определить как взаимное расположение и одновременное сосуществование материальных предметов; структурированность объективного мира. Универсальными показателями пространства считаются:
-протяженность (и, сооответственно, метричность) материи, что позволяет определять расстояния между объектами, их частями; выяснить их взаимодействие;
-симметричность макромира, где имеются три равноправные измерения пространства, создающие его объемность; что касается пространственного устройства микро- и мегамиров, то они, скорее всего, в этом отношении неоднородны (исчезающее-малые пространственные интервалы там порождают догадки ученых о “зернах” или же “квантах” пространства, между которыми оно “сворачивается” в “черные дыры”, замкнутые области Вселенной, где пространство, получается, отсутствует; а точнее говоря, проявляют асимметрию свойств, когда векторы “правого и левого”, “верха и низа” и т.п. не полностью идентичны по своим качествам);
-безграничность, которая должна пониматься не количественно (отдельные участки мироздания как раз предельны), а качественно, — в смысле безусловности и открытого разнообразия уровней пространственной организации материи.
Таким образом, пространство — вовсе не пассивная и инертная среда для протекающих в нем материальных процессов, но активная сила, на эти процессы влияющая. Пространство складывается из разнокачественных и в свою очередь многоуровневых миров, каждый из которых ограничен по сравнению с другими; бесконечна их совокупность. Пока самый большой пространственный интервал, известный науке, — расстояние до отдалённых галактик, видимых в телескопы: 10 в 27 степени световых лет, что равно 5 миллиардам световых лет (световой год — расстояние, пробегаемое в течение года светом, движущимся со скоростью 300 000 км в секунду). Самые же малые пространственные интервалы в природе, измеренные на сегодняшний день, — диаметр атомного ядра: 10 в минус 12 степени см и диаметр сердцевины нуклона: 10 в минус 13 степени см.
Время в самом широком смысле этого понятия представляет собой последовательное существование сменяющих друг друга состояний некоторого материального процесса; необратимая последовательность и длительность отдельных событий при существовании материальных систем.
В отличие от пространства, время:
· однонаправленно и потому, по сути, необратимо. Оно “течет” от прошлого через настоящее к будущему и в той же самой степени “надвигается” из будущего, чтобы миновать настоящее и превратиться в прошлое.
· размеренно — так, что физико-математическое (во многом условное — календарное, эталонное) время, причем опять-таки в масштабах макромира, монотонно, не знает перерывов, измеряется в одинаковых единицах отсчета; тогда как астрофизическое и квантово-механическое, тем более биологическое и социальное времена могут менять ритм, ускоряться или замедляться, даже прерываться — прежде всего в связи с изменением пространственных размеров материальных систем; эта взаимосвязь образует пространственно-временной континуум.
Чаще всего “квантуется”, меняет ритм психологическое время, т.е. субъективное восприятие внешнего хода событий человеком.
Пространство:
ü Трехмерно
ü Однородно(равноправие всех его точек)
ü Изотропно (равноправие всех его направлений).
Время:
ü Одномерно (равноправие всех моментов времени);
ü Необратимо.
Всеобщие свойства:
-Объективность пространства и времени;
-Всеобщность пространства и времени
27.Покой, движение и развитие в материальном мире.
Важнейший атрибут материи — движение. Как философская категория движение означает любое изменение материального объекта, начиная от его перемещения в пространстве и вплоть до качественного изменения со временем. Как таковое, движение предполагает взаимодействие материальных объектов друг с другом.В качестве одного из моментов движения должен рассматриваться покой, т.е. временное и относительное равновесие материальной системы. Покой — результат динамического равновесия внутренних и внешних тенденций изменения определенного объекта. Хотя в одних отношениях объекты покоятся, в других они непременно вовлечены в движение (как, скажем, мебель, здание вместе с Землей). А через больший или меньший промежуток времени даже в названном аспекте покой сменится движением (мебель развалится, здания обветшают и будут снесены, перестроены и т.д., вплоть до гибели всей планеты Земли). Таким образом, движение абсолютно, а покой относителен. Эта аксиома метафизики. Развитие — определённый вид движения. Можно сказать, что всякое развитие есть уже тем самым движение, но далеко не всякое движение позволительно признать развитием.
Признаки движения:
1. обратимость к исходным состояниям процесса, приобретающая цикличный, маятниковый характер; 2. разнонаправленность, доходящая до хаотичности неуправляемой массы изменений;
3. постоянство структуры и функций движущегося объекта; происходящие с ним изменения не аккумулируются;
4. стохастичность, т.е. открытость любым случайностям, нет связи между прошлыми и будущими состояниями системы, которые предсказать нельзя.
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движутся, превращаясь в другие, и ни один вид не берется ниоткуда. Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическое, физическое (атом), химическое (молекула), биологическое (белок), социальное (общество)... Связь выражается в том, что высшее включает низшее. (ДНК - химическое соединение) Однако высшие формы не включены в низшие (нет жизни в химических соединениях). Это не только формы движения, но и типы структурной организации материи. Физически различны виды взаимодействия: электромагнитное, сильное, слабое (атомные), гравитационное, тепловые процессы, звук, колебания, химическое, биологическое, общественное.Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя, проявляющиеся, прежде всего, в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя.
Признаки развития: 1. поступательность от одних стадий к следующим, пройденным безвозвратно; 2. однонаправленность подчиненность определенной тенденции (прогрессу, регрессу, стагнации); 3. качественные перемены структуры и (или) состава элементов развивающегося объекта; 4. закономерный, упорядоченный характер изменений в соответствии с определенной матрицей результата (цели).
Таким образом, развитием стоит считать в целом необратимое, определенным образом ориентированное к некоему результату (цели), закономерно упорядоченное изменение качества того или иного объекта.
Стратегическими направлениями развития принято считать три — восходящее (прогресс), нисходящее (регресс) и, так сказать, одноплоскостное (стагнация). Применительно к живой природе трудно решить вопрос о критериях прогресса. Многие авторы полагают, что эволюция, в конечном счете, ведет организмы и целые виды путем усложнения к морфофизиологическому прогрессу (ароморфозы). Так что человек — более развитый, продвинутый организм, чем, допустим, лягушка и тем более бактерия. Но с другой стороны по признаку выживаемости видов простейшие ничуть не хуже приспособлены к условиям своего существования, чем человек, а моментами даже лучше. Другой вопрос, хорош прогресс или плох — такая формулировка действительно вне компетенции науки. Особенно если мы переносим данный вопрос в область общественного развития. Здесь за прогресс в технике, технологии, общем уровне жизни приходится платить достаточно дорогую цену (экологическими угрозами, усложнением жизни и т.д.).
28.Отличительные черты научного познания. Верификация и фальсификация.Научное и ненаучное познание всегда находились в противоборстве и это определило еще одну особенность научного познания. Оно обязательно проходит такие этапы, как наблюдение, классификация, описание, эксперимент и объяснение изучаемых естественных явлений. Другим видам эти этапы не присущи вовсе или же они присутствуют в них разрозненно.
Научное познание и научное знание имеют два уровня: эмпирический и теоретический.Эмпирическое научное познание заключается в исследовании фактов и законов, устанавливаемых путем обобщения и систематизации тех результатов, которые получаются путем наблюдений и экспериментов. Эмпирическим способом выявлены, например, закон Шарля о зависимости давления газа и его температуры, закон Гей-Люссака о зависимости объема газа и его температуры, закон Ома о зависимости силы ток от его напряжения и сопротивления.
А теоретическое научное познание более абстрактно рассматривает естественные явления, потому что имеет дело с объектами, которые в обычных условиях наблюдать и изучать невозможно. Таким путем были открыты: закон о всемирном тяготении, о превращении одного вида энергии в другую и его сохранении. Так развивается электронная и генная инженерия. Этот вид познания основан на построении в тесной связи друг с другом принципов, понятий, теоретических схем и логических следствий, вытекающих из исходных утверждений. Научное познание и научное знание добываются в ходе наблюдений и экспериментов. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что у ученого появляется возможность изолировать изучаемый предмет от внешнего воздействия, окружая его специальными, искусственно созданными условиями. Эксперимент может существовать и в мысленном виде. Это происходит тогда, когда невозможно изучать объект из-за дороговизны и сложности требуемого оборудования. Тут используется научное моделирование, в ход пускается творческое воображение ученого, который выдвигает гипотезы. Научное и ненаучное познание всегда шагают рядом. И хотя они, чаще всего, находятся в противоборстве, нужно сказать о том, что первое невозможно без второго. Нельзя представить себе современную науку без пытливого народного ума, который придумывал мифы, изучал явления в ходе жизненной практики, оставил нашему поколению бесценную копилку народных мудростей, в которых заключен здравый смысл, помогающий нам руководствоваться в жизни. Большая роль в познании мира отводится и предметам искусства. Насколько разнообразна жизнь, настолько многообразны и способы познания ее законов.