объекта;
со стороны логической формы, а именно определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности мысли.
Таким образом, логика – это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой
области. Следовательно, предмет логики составляют: законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного
мира; формы мыслительного процесса; методы получения нового знания; способы доказательства истинности знаний
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами («дерево», «веселье») или словосочетаниями («студент экономического факультета», «река Волга», «автор «Войны и мира»). Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.
Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными. Пример простого суждения: «Студент сдает экзамены». Пример сложного суждения: «Наступила осень, и птицы полетели на юг» (оно состоит из двух простых суждений).
Умозаключение – это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение.
Законы логики – это законы правильного мышления, способ выражения в мысли норм и принципов человеческой деятельности. Они отражают существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения человеческого бытия и реализуются в процессе рассуждения, направленного на получение истинного выводного знания. Соблюдение законов логики – необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения. Основными формально-логическими законами являются:
закон тождества;
закон непротиворечия;
закон исключенного третьего;
закон достаточного основания
Закон тождества
Суть этого закона такова: если утверждение истинно, то оно истинно. То есть каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должно быть определенным и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода. Записывается закон следующим образом: А есть А; А = А
Закон непротиворечия Этот закон был открыт одним из первых и объявлен важным принципом человеческого мышления. Но, несмотря на это, он часто оспаривался, а дискуссии вокруг него не затихают и сейчас. Идея этого закона такова: высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными. Неверно, например, что яблоко зеленое и не зеленое одновременно. То есть, два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них обязательно будет ложным. Записывается этот закон следующим образом: А не есть не-А
Закон исключенного третьего Само название закона выражает его смысл: дело обстоит так, как описывается в рассматриваемом суждении, и никакой третьей возможности нет. Сущность закона такова: два противоречащих высказывания об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными или ложными. Записывается этот закон следующим образом: А, или не-А
Закон достаточного основания Четвертый закон логики выражает одну из общих черт правильного амышления – его обоснованность. Всякая мысль может быть признана истинной только тогда, когда она имеет достаточное основание. А есть потому, что есть В, где А – логическое следствие, а В – логическое основание.
55.Паранаука и ее опасность. Разновидности паранауки, ее проявление в медицине. Способы нейтрализации лженаучных проектов
Определение паранауки (от греч. para — около, за пределами, вопреки) предложено мной лет пятнадцать назад [1]. Имелись в виду многоразличные «эффекты» во внешнем мире и в психике, отвергаемые современной наукой как принципиально невозможные в теории, отсутствующие в эмпирии, а нередко и крайне вредные на практике. Прошедшие годы укрепили меня в мысли о том, что перед нами своего рода модернизированная мифология, то есть иллюзорные формы человеческого сознания, которые, тем не менее, обслуживают некие реальные вчера, сегодня и завтра потребности личности и социума. Попытками оправдать паранауку служат такие уловки, каковы:
· квазинаучная терминология, камуфлирующая фантастическое содержание в глазах неискушённых образованием лиц (например, не летающий или плавающий дракон, как в добрых старых сказках, а НЛО («пришельцы») или «выживший динозавр» в озере Лох-Несс; не леший или баба Яга, а «снежный человек» (реликтовый антропоид); не фольклорный домовой, а «полтергейст»; не гипноз, а «кодирование»; не гадание на кофейной гуще, а «проскопия»; не магия, а «телекинез»; не нимб святого, но «аура»; не «снятие порчи», а «очищение организма от «шлаков»»; и масса тому подобных пустых словечек);
· имитация методических приёмов и логических аргументов — применительно к таким феноменам, абсурдность которых по большей части видна настоящему учёному с первого взгляда и в особом доказательстве не нуждается (поскольку противоречит всему позитивному опыту академического сообщества и не находит ни одного опытно-экспериментального подтверждения). Классификация паранаучных заблуждений возможна как по историческим, так и по логическим соображениям. Генеалогия паранауки включает в себя такие широко известные в истории культуры человечества духовно-практиче-ские проекты, каковы:
· первобытная мифология (как наивно-антропоморфное восприятие мира) и её практическая часть — магия (колдовство, то есть символическое «воздействие» на мир с помощью придуманных сверхъестественных сил);
· мантика (гадания о будущем по типу «самоорганизующегося прогноза»), в том числе по руке — хиромантия; по почерку — графология; френология — диагностика характера по конфигурации черепа; и т.д.), основанные на преувеличении соматической корреляции психологического типа личности;
· медицинский оккультизм (знахарское врачевание, где извечно перемешаны шарлатанство и психотерапия, опытные навыки и плацебо-эффект);
· алхимия (инструментальные попытки трансмутации вещества и создания панацеи);
· астрология (предопределение индивидуальной судьбы по расположению небесных тел) («глупая дочь мудрой астрономии»);
· спиритизм (общение с душами умерших людей при посредстве медиумов), теософия (опять же претензии на общение с потусторонним миром);
· религиозные секты тоталитарного типа (типа «сайентология» Дж. Рона Хаббарда т.п.), претендующие на теоретическое обоснование своих жизненных доктрин;
· прочие варианты мистики, оккультизма и эзотерики
56.собенности и взаимосвязь чувственного познания и мышления. Рассудок и разум как аспекты ума. Интеллект и его измерение.
Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью (целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс отражения действительности в сознание человека.
Гносеология (гносио - знания, логос - мышление) - теория познания. Учение о познании. Центральное понятие - субъект и объект познания. Субъект - человек, осуществляющий познавательную деятельность. Объект - то, на что направлена познавательная д-ть. Два основные уровня или, точнее говоря, момента, стороны, аспекта процесса познания — чувственный (сенсорный, визуальный) и рациональный (абстрактно-логический). Чувственное дает мироощущение, а рациональное дает миропонимание.Отличительные черты созерцания мира с помощью органов чувств: непосредственное отражение мира, в прямом контакте с вещами, явлениями — источниками информации о нем; осуществляемое спонтанно, преимущественно автоматически с помощью рецепторов и всей ЦНС;наглядно-образное воспроизведение действительности в виде целостных, красочных идеальных моделей, копий разных явлений в сознании людей;фиксация внешних, главным образом поверхностных признаков предметов и явлений действительности; обследование их снаружи;чувственно-конкретное отображение единичных, неповторимых, случайных черт реальности, в какой-то момент оказавшихся в поле человеческого восприятия. Базовые формы чувственного познания: 1) ощущение — отражение отдельных свойств реальности при ее непосредственном контакте с органами чувств животных и человека; 2) восприятие — синтез многих ощущений, дающий целостный образ находящегося в зоне действия рецепторов фрагмента реальности; 3) представление — сохранённое в памяти и дополненное большей или меньшей долей фантазии восприятие.
Рациональное познание (при помощи понятий, суждений, умозаключений): 1) Понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. 2) Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое суждение, которое наз заключением. Виды познания различаются в зависимости от того, какое из главных направлений общественно-исторической практики, какую сферу культуры оно, познание обслуживает, опосредует, направляет. Обыденно-практическое познание связано с лично-семейным самообслуживанием индивидов; представляет собой интеллектуальную сторону неспециализированного труда. Его познавательным инструментом служит рассудок, а результатом — так называемый здравый смысл, житейский опыт людей, которые обеспечивают им выживание в любых условиях бытия. Профессионально-практическое познание вплетено в сложные, информационно ёмкие направления человеческой деятельности (вро-де предпринимательской, инженерной, педагогической, военной, вра-чебной, политической и т.п.); оно не может довольствоваться выводами здравого смысла, а требует гораздо более сложных — профессиональных рецептов и технологий, своеобразного практического разума для решения сравнительно масштабных и нестандартных задач практики; осуществления общественного прогресса. Художественное познание осуществляется благодаря искусству, фантазии представителей его различных жанров; оно мыслит эстетическими образами, метафорами, развивая фабулу, чередуя ритмы произведений словесного, музыкального, драматического и т.п. разновидностей творчества красоты, гармонии, идеалов; самореализации личности в этом творчестве. Научно-теоретическое познание осуществляется с целью получения истинного знания о мире, принципах устройства и законах его развития; оно накапливает строго зафиксированные и проверенные факты о типичных явлений природы и общества; пользуется точными понятиями и теориями. Духовно-практическое или же вненаучное познание сопровождает такие формы культуры, как мифология, религия, магия, мистика; с их помощью человеческий дух воюет с хаосом бытия; стремится компенсировать ничтожность индивидуального существования лич-ности апелляцией к сверхъестественным силам, вести диалог с высшими ценностями культуры; “методы” решения этого рода задач — медитация, молитва, ритуальный обряд. Мышление представляет собой более высокую ступень познания, чем всевозможная визуалистика. Именно способность к мышлению возвышает сознание человека разумного над психикой всех остальных животных.Качественные возможности мышления:опосредованное правилами логики и ранее накопленными сведениями отражение действительности, возможное и без прямого обращения к показаниям органов чувств;
обобщённое до уровня идей, принципов, универсальных понятий познание, которое выделяет что-то главное, типичное, нужное в массе изученных явлений;
углублённое до уровня сущности, закономерности, устойчивой тенденции познание;
абстрактно-логическое, т.е. отвлеченное от всего второстепенного, несущественного, лишнего;
сознательно сосредоточенное на достижении определенной цели познания или практики.
Основные формы мышления:
понятие представляет собой мысль о существенных, общих и отличительных признаках того или иного предмета или целого класса предметов;
суждение сочетает два понятия с тем, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии какого-то признака у определенного предмета;
умозаключение складывается из нескольких суждений, связанных друг с другом по смыслу, благодаря чему получается вывод о необходимых из данных посылок следствиях.
Интеллектом называется способность индивида к мышлению, уровень его возможности решать разного рода творческие задачи. Мышление — это интеллект в действии, сам процесс его применения. Хотя способность мыслить, т.е. пользоваться интеллектом, присуща всем людям, но распределена она между ними неодинаково. Основным показателем размеров индивидуального интеллекта является так называемый Intelligence quotient (IQ) — коэффициент интеллекта, т.е. умственной одарённости. Этот показатель привязан к возрасту ребёнка. Уровни организации интеллекта:
рассудок представляет собой низшую, зато базовую, фундаментальную подсистему мышления, которая отвечает за логическое сочетание уже готовых выводов человеческого опыта; отсеивает парадоксальные, а значит рискованные варианты поведения;
разум позволяет осуществлять творчество новых смыслов и ценностей культуры; отвечает за понимание масштабных и глубинных проблем познания и практики.
Согласно афоризму Гегеля, “разум без рассудка ничто, а рассудок и без разума нечто”.
57.Спор о возможностях человеческого познания в истории философии: оптимисты, скептики и агностики. Представители, аргументы участников полемики.Вопрос о познаваемости мира в истории философии оказался настолько сложным, что споры при его обсуждении продолжаются с античности до наших дней. Великие мыслители разных времён и народов обращали внимание на отдельные аспекты этой по существу вечной проблемы.Никто не станет спорить с тем, что человек что-то реальное знает о мире и о самом себе, а чего-то еще не познал; что объём наших знаний постоянно растёт, несмотря на периодические заблуждения. Проблема состоит в том, насколько достоверны наши знания? Способны ли они передать объективную сущность вещей? Или же в действительности есть в принципе непознаваемые стороны? В состоянии ли люди разграничить истину от заблуждения по коренным вопросам науки и практики? С ответом на такого рода вопросы не стоит спешить. Полезно прислушаться к доводам разных философских школ. Гносеологический оптимизм акцентирует победы познания над хаосом незнания, океаном невежества. Так, уже классик античной философии Аристотель создал целую науку — логику, которая формулирует правила и законы доказательного, последовательного мышления (сочинения, объединённые общим названием “Органон” — инструмент, способ познания). Интеллект, разум, по Аристотелю, — главные преимущества человека над животными. Гносеологический пессимизм обращает наше внимание на труд-ности познания, стремится обозначить его пределы. Античный скептицизм (греч. skepsis — рассматривание, оглядывание, сомнение) в лице Пиррона и его последователей выражал сомнения в надёжности наших органов чувств (дальтоники, больные ощущают совсем не то, что нормальные люди — где гарантия, что ощущения этих последних адекватны реальным свойствам вещей, раз, допустим, палка, опущенная в воду, кажется сломанной?) и особенно логических рассуждений (всякому суждению можно противопоставить прямо противоположное; не лучше ли в таком случае вообще воздерживаться от суждений?).
Сомнения скептиков в познании доводят до его полного отрицания представители агностицизма (греч. “a” — не + “gnosis”). Так, английский мыслитель Дэвид Юм (1711–1776) писал: “Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов”.
Великий немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) предложил различать в объекте познания две стороны: “вещи для нас” или феномены — их познать мы в силах и постепенно это делаем; и “вещи в себе” или же ноумены, которые остаются в принципе непознаваемы, поскольку неадекватны человеческим способностям к познанию. Так что силы разума имеют свои границы; абсолютное познание невозможно ни в одной области.
Выводы из многовекового спора о познаваемости мира можно сделать примерно такие:
· познание сущностей, законов и принципов природных и социальных процессов возможно, но постепенно и бесконечно; время от времени приходится менять сами правила познания, чтобы осмыслить новые для человечества уровни реальности;
· в составе нашего знания всегда сочетаются объективные и субъективные элементы; одни невозможны без других; в одних познавательных ситуациях больше объективного, в других субъективного;
· знание причудливо взаимосвязано с незнанием; последнее не только вредно, но и полезно в каких-то ситуациях; лишнее, опасное знание может быть хуже незнания в каких-то вопросах; всеведение никому не доступно и потому знание всегда дополняется и усиливается оправданной верой человека в некие ценности и идеалы, рационально полностью необосновываемые;
· наконец, стоит признать, что справиться с всё новыми и новыми проблемами (в том числе теми, которые порождены открытиями и достижениями познания) можно только одним путём — продолжения и усовершенствования познания, а не отказа от знания, поисков истины.
58.Социальное и биологическое в поведении человека. Проблемы этологии, социобиологии.
Антропосоциогенез — происхождение человека и общества. Появление разумных существ, их объединение в общности различного типа (расы, этносы, государства).Реконструкция закономерностей, этапов, вариантов антропогенеза опирается на данные целого ряда научных дисциплин, прежде всего таких, как: археология (раскопки останков первых людей, их культурного инвентаря, жилищ, поселений, могил); этнография (сбор сведений о старейших традициях жизни современных народов); антропология (воссоздает физический облик древнейших людей и природные условия их обитания, т.е. биологию вида Homo sapiens); этология приматов (изучает принципы поведения высших животных и в особенности наших самых близких “родственников” — обезьян); история первобытного общества (намечающая исходные формы и первые этапы общественного развития).Теоретический синтез выводов разных наук, объяснения причин происхождения людей, раздумья над загадочными до сих пор сторонами антропогенеза — этим занимаются богословие и философия. Мифо-религиозные версии антропогенеза сводятся к легендам о животных-прародителях, к притчам о сотворении первых людей Богом. Научные теории антропогенеза ( Ч. Дарвин “Происхождение человека и половой отбор”). (человек — часть животного мира, у человека и современных обезьян общие предки) Дальнейшие открытия археологов и антропологов подтвердили правоту Дарвина. Весьма поучительны данные молекулярной биологии о степени генетического родства и скорости эволюции человека и подобных ему обезьян. Так, выясняется, что разделение эволюционных ветвей человека и шимпанзе произошло около 4 миллионов лет назад. При сравнении их митохондриальных ДНК получается, что разделение внутри Homo sapiens началось в диапазоне 300–100 тысяч лет назад. Итак, антропогенез научно объясняется давлением среды обитания на определённую популяцию наших обезьяноподобных предков и вызванные этим давлением (отбором) изменения в их поведении, а затем и в строении их организма. Этапы антропогенеза могут быть упрощенно представлены следующим образом.1. Животные-антропоиды, т.е. напоминающие человека обликом (рамапитеки), около 9 млн. лет назад.2. Прегоминиды — древнейшие человекообразные обезьяны, т.е. животные формы, потенциально пригодные для дальнейшей эволюции в направлении человека (австралопитеки — “южные обезьяны”, поскольку жили в юго-восточной Африке); появились около 2 с лишним миллионов лет назад; отличались прямохождением; представлены несколькими видами.3. “человек умелый”, которые перешли к постоянному использованию грубых орудий из камня и, должно быть, дерева; жили между 1 и 1,8 миллиона лет назад; 4. Гоминиды — обезьяноподобные люди; начинаются с формы Homo erectus — “человек выпрямленный”; он представлен серией ископаемых форм (питекантропы, синантропы, атлантропы и т.д.); вдобавок к искусственным орудиям использовал огонь, освоил пещерные жилища; жил начиная с 1,6 миллиона лет назад и до 450 тысяч лет назад;
5. Самая близкая к современному человеку форма гоминид — неандерталец — по мнению многих современных исследователей, представлял собой тупиковую ветвь эволюции и какое-то время сосуществовал с настоящими людьми, может быть оказался ими ассимилирован или истреблен, съеден. Скорее всего, неандертальцы — это своего рода первое, погибшее человечество. Жили они примерно от 230 до 35 тысяч лет назад; 6. Второй, завершающий антропогенез скачок — кроманьонец — человек вполне современного биологического типа, к которому принадлежат и практически ничем от него не отличаются и нынешние люди; примерно начиная с 35 тысяч лет назад; Факторы антропогенеза: Мутация, животная пища. Психологические особенности: членораздельная речь; мышление; трудовая деятельность. Социальные признаки человечности обеспечивали культурную среду первых же людей: кровно-родственные общности, (семьи, род, племя, племен); мораль как система нормативной регуляции общения и сотрудничества людей, сочетание альтруизма с эгоизмом вместо естественного отбора сильнейших физически особей обеспечивало выживание самых сплоченных и полифункциональных коллективов первых людей;система духовной культуры — примитивная религиозность; прикладное.
59.Виды и типы языков и речи. Соотношение языка и речи, речи и мышления. Невербальная коммуникация и ее возможности.
Любой язык — это, повторю, богатая и гибкая система знаков, стихийно сложившаяся или искусственно созданная людьми для выражения определенных образов и умопостигаемых сущностей. Вне языковой системы нельзя понять отдельного знака из неё. Способ организации смысловой информации в обществе людей представляет собой текст. Мы привыкли называть текстом графическую запись речи. Однако в современной философии и науке это понятие значительно расширилось и углубилось. Текст в полном смысле этого слова представляет собой любое сообщение, которое человек воспринимает с помощью последовательности взаимосвязанных знаков. Текст может быть выражен как вербально, так и в любой иной форме.
Текст — это знак знаков. Он представляет собой систему смысловых элементов, чья структура может меняться в зависимости от той или иной цели общения. В этой системе объединяются в той или иной пропорции различные способности человеческой психики. Прежде всего, это мысль, но кроме нее обычно еще и эмоции, и воля. За словами любого собеседника всегда стоит его личность, со своими переживаниями и намерениями, влечениями. Текст как целостность можно препарировать как всякий организм, но при этом помнить о единстве выделенных компонентов. Интерпретация текста означает углубление от явного смысла к скрытому (подтексту, контексту). Цель интерпретации — понимание. Эта последняя процедура состоит в том, чтобы перенести смысловую связь из другого мира (иной эпохи, иной души) в свой собственный. Иначе говоря, встать как бы на место источника информации, мысленно перенестись в чужую жизнь. Искусство понимания, его навыки и методики называются герменевтика (от античного бога Гермеса, который выступал вестником олимпийских богов). Это одно из влиятельных ныне направлений в философии и гуманитарном познании в целом.
Типология языков делит их прежде всего на естественные или же национальные («мертвые» и живые) и искусственные (науки, техники, другой сложной практики). Искусственные языки отличаются тем, что за каждым термином в их составе закреплено одно-единственное значение, строго определены и правила оперирования терминами, соблюдение которых дает заранее ожидаемый результат (как при написании химических формул, математических подсчетах и т.п. операциях с искусственными языками науки и практики). Образцами искусственных языков могут служить знаки и формулы математики или химии; латинские термины медицины или юриспруденции; программы компьютеров.
Любой национальный же язык, в свою очередь, состоит из таких подсистем, каковы:
· просторечие, т.е. язык повседневного общения большинства населения, с менее строгими нормами правильности и множеством вариантов высказываний;
· литературный язык, на котором говорят отнюдь не только писатели, но и все образованные люди, интеллектуалы, представители творческих профессий, особенно руководители любого ранга, их представители в условиях официального общения, находясь на работе; к числу кодификаторов, т.е. хранителей литературного языка относятся представители таких профессий, как педагоги, журналисты, актеры, дикторы, врачи, менеджеры, ученые, государственные чиновники, офицеры, политики, дипломаты и т.п., для которых язык — рабочий инструмент;
· упрощенные, искаженные варианты языка — они отражают особенности отдельных профессий или слоев общества, условия жизни и труда их рядовых представителей (скажем, моряков, шоферов, спортсменов и т.д.; крестьян, мещан и т.п.; представителей преступного мира); областной диалект, возрастной (подростковый) или сословный жаргоны (арго, сленг, «феня») облегают общение в соответствующих группах людей, служат их «визитной карточкой», но эти же особенности речи недопустимы для человека, получившего образование и занятого на квалифицированной работе.Вместе с тем, сознательное нарушение устоявшихся норм устной речи в быту оживляет его, привносит в повседневную жизнь необходимую дозу юмора, игры, доверия. Так возникают черты своего рода семейного языка — запомнившиеся шутки, цитаты (из любимых фильмов, литературных произведений, спектаклей), яркие словечки (в том числе выдуманные, неправильные), т.п. знаки интимного, доверительного общения самых близких людей. Посторонним такой микрогрупповой, внутрисемейный диалект просто непонятен, при чужих людях его обычно не используют.Речь — это язык в действии, в процессе вербализированного мышления или общения.Виды речи: внешняя (звуковая); внутренняя (скрытая, отчасти редуцированная); письменная (формализованная с помощью искусст-венных языков и технических устройств).Функции языка и речи:
· интеллектуально-познавательная (для сбора и обработки информации о мире и субъекте речи);
· коммуникативная (для общения между людьми, согласования их намерений и поступков);
· экспрессивная (для выражения чувств, регуляции эмоционального напряжения, его снижения или повышения);
· мнемическая (для сохранения информации в памяти или на письме);
· этнокультурная (сплочения народа, выражения его культурных ценностей и достижений, оформления индивидуального самосознания). Невербальное общение – неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.
Язык невербальных компонентов общения: первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.; вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.
Невербальный язык – вид общения, когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов.
Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % – 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики. Значение невербальной коммуникации. Жесты, позы, мимика, интонация – невербальные компоненты общения, они значат порой гораздо больше, чем сказанное речью (т. е. вербально). Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации.Невербальное общение – общение посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная. Визуальная система общения включает в себя:
· жесты, жестикуляцию;
· мимику, позы;
· кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение);
· пространственно-временную организацию общения;
· контакт глазами (визуальный контакт);
· вспомогательные средства общения, в т. ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.