Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философское мировоззрение буддизма. 6 страница




Пользы от активной борьбы за “зелёный мир” больше и заключается она примерно в следующем:

— экспертиза и прогнозы состояния природной среды позволяют отдельным субъектам общественного развития вносить своевременные коррективы в свою жизнедеятельность ради спасения биосферы;

— международное сотрудничество помогает как-то сдерживать глобализацию экологического кризиса;

— благородные принципы биологической этики, “благоговение перед жизнью” (Альберт Швейцер) постепенно внедряются в культурную традицию всё большей части населения разных стран.

У экологической пропаганды сегодня имеются и негативные последствия:

— глубокий экологизм ставит природу выше человека и предлагает уравнять права на защиту всех форм жизни без исключения, что явно нереалистично и даже издевательски звучит по отношению к людям;

— попытки всю природу сделать заповедником деформируют психику и мораль, душу и тело новых поколений людей, которые отлучаются от активного взаимодействия с природой; запрет охоты, проповедь вегетарианства, ограничение туристических путешествий, научных опытов над животными, отказ от меховой одежды, т.п. барьеры между человеком и природой приведут к худшим проблемам, нежели неизбежные потери части биосферы в ходе подобных акций;

— порой экологическими мотивами маскируются корыстные интересы малой части населения в глазах остальных (власть имущие разных стран склонны тайком использовать заповедные части природы в собственных целях — отдыха, развлечения, прибыли);

— испуг людей перед радио-, химио-, озоно- и т.п. фобиями нередко бывает вреднее для их здоровья и качества жизни вообще, чем сами по себе неблагоприятные факторы природной среды. В области здравоохранения это наглядно видно на таком примере, как противопоставление официальной, профессиональной медицины “медицине” народной, нетрадиционной, паранаучной.

 

 

Вопрос №34. Проблема антропосоциогенеза. Формирование представлений о человеке в философии и медицинском знании.

Антропосоциогенез — происхождение человека и общества. Появление разумных существ, их объединение в общности различного типа (расы, этносы, государства).

Реконструкция закономерностей, этапов, вариантов антропогенеза опирается на данные целого ряда научных дисциплин, прежде всего таких, как: археология (раскопки останков первых людей, их культурного инвентаря, жилищ, поселений, могил); этнография (сбор сведений о старейших традициях жизни современных народов); антропология (воссоздает физический облик древнейших людей и природные условия их обитания, т.е. биологию вида Homo sapiens); этология приматов (изучает принципы поведения высших животных и в особенности наших самых близких “родственников” — обезьян); история первобытного общества (намечающая исходные формы и первые этапы общественного развития).

Теоретический синтез выводов разных наук, объяснения причин происхождения людей, раздумья над загадочными до сих пор сторонами антропогенеза — этим занимаются богословие и философия.

Мифо-религиозные версии антропогенеза сводятся к легендам о животных-прародителях, к притчам о сотворении первых людей Богом.

Научные теории антропогенеза (Ч. Дарвин “Происхождение человека и половой отбор”). (человек — часть животного мира, у человека и современных обезьян общие предки)

Дальнейшие открытия археологов и антропологов подтвердили правоту Дарвина.                      

Весьма поучительны данные молекулярной биологии о степени генетического родства и скорости эволюции человека и подобных ему обезьян. Так, выясняется, что разделение эволюционных ветвей человека и шимпанзе произошло около 4 миллионов лет назад. При сравнении их митохондриальных ДНК получается, что разделение внутри Homo sapiens началось в диапазоне 300–100 тысяч лет назад.

Итак, антропогенез научно объясняется давлением среды обитания на определённую популяцию наших обезьяноподобных предков и вызванные этим давлением (отбором) изменения в их поведении, а затем и в строении их организма.

Этапы антропогенеза могут быть упрощенно представлены следующим образом.

1. Животные-антропоиды, т.е. напоминающие человека обликом (рамапитеки), около 9 млн. лет назад.

2. Прегоминиды — древнейшие человекообразные обезьяны, т.е. животные формы, потенциально пригодные для дальнейшей эволюции в направлении человека (австралопитеки — “южные обезьяны”, поскольку жили в юго-восточной Африке); появились около 2 с лишним миллионов лет назад; отличались прямохождением; представлены несколькими видами.

3. “человек умелый”, которые перешли к постоянному использованию грубых орудий из камня и, должно быть, дерева; жили между 1 и 1,8 миллиона лет назад;

4. Гоминиды — обезьяноподобные люди; начинаются с формы Homo erectus — “человек выпрямленный”; он представлен серией ископаемых форм (питекантропы, синантропы, атлантропы и т.д.); вдобавок к искусственным орудиям использовал огонь, освоил пещерные жилища; жил начиная с 1,6 миллиона лет назад и до 450 тысяч лет назад;

5. Самая близкая к современному человеку форма гоминид — неандерталец — по мнению многих современных исследователей, представлял собой тупиковую ветвь эволюции и какое-то время сосуществовал с настоящими людьми, может быть оказался ими ассимилирован или истреблен, съеден. Скорее всего, неандертальцы — это своего рода первое, погибшее человечество. Жили они примерно от 230 до 35 тысяч лет назад;    

6. Второй, завершающий антропогенез скачок — кроманьонец — человек вполне современного биологического типа, к которому принадлежат и практически ничем от него не отличаются и нынешние люди; примерно начиная с 35 тысяч лет назад;

Факторы антропогенеза: Мутация, животная пища.

Психологические особенности: членораздельная речь; мышление; трудовая деятельность.

Социальные признаки человечности обеспечивали культурную среду первых же людей: кровно-родственные общности, (семьи, род, племя, племен); мораль как система нормативной регуляции общения и сотрудничества людей, сочетание альтруизма с эгоизмом вместо естественного отбора сильнейших физически особей обеспечивало выживание самых сплоченных и полифункциональных коллективов первых людей;

система духовной культуры — примитивная религиозность; прикладное.

 

34.Видовые критерии человека, его место в животном мире и роль на Земле. Концепция ноосферы В.И. Вернадского.

В 1923 году Вернадский в своих лекциях по геохимии, прочитанных в Париже, впервые указал на явление дисимметрии нашей планеты на примере "подвижной части земной коры" - астеносферы в районе Тихого океана: " Существование дисимметрии (не сплошных оболочек) указывает, что их происхождение тесно связано с геологическими явлениями в истории нашей планеты, имеющих планетарный характер. Оно отражается коренным образом на всех явлениях, имеющих место на Земле, и на всех исканиях, с Землей связанных" (В.И. Вернадский). Вернадский впервые получил количественный показатель, подтверждающий дисимметрию планеты и указал на возможность нахождения "дисимметричных явлений" даже в Космосе.Он так же отмечал, что особую роль в биосфере играют биологические круговороты, где важнейшим процессом является фотосинтез, осуществляемый растительностью планеты, которая оказывает влияние на все компоненты природного комплекса биосферы - атмосферу, гидросферу, почву, животный мир. Велика роль растений в жизни человеческого общества. Они создают необходимую среду существования и снабжают ее различными веществами. Перенос вещества и энергии осуществляется затем посредством пищевых цепей.
Ритмичность - это форма своеобразной пульсации биосферы как целостной системы, причем ритмы как и круговороты веществ, замкнуты в себе. Знание и учет ритмических явлений необходимы при рациональном природопользовании и охране естественных ресурсов нашей планеты.Развивая учение о биосфере, Вернадский пришел к следующим выводам: "Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению". Вовлекая неорганическое вещество в "вихрь жизни", в биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность.
Вернадский рассматривал биосферу как область жизни, основа которой - взаимодействие живого и костного вещества. Он писал: "Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей".
В биосфере виды и роды растительных и животных организмов взаимосвязаны, продолжительность средней жизни есть производное отбора, которое оптимально гарантирует выживание и компенсирует потомство. Величина необходимой поглощаемой энергии у автотрофных и гетеротрофных организмов лимитируется этой основной закономерностью эволюционного процесса. "...В земной коре в результате жизни и всех ее проявлений происходит увеличение действительной энергии" (В.И.Вернадский).
показывает" "...Организмы представляют живое вещество, т.е. совокупность всех живых организмов, в данный момент существующих, численно выраженное в элементарном химическом составе, в весе, в энергии. Оно связано с окружающей средой биогенным током атомов: своим дыханием, питанием и размножением" (В.И.Вернадский). Самая существенная особенность биосферы - это биогенная миграция атомов химических элементов вызываемых лучистой энергией Солнца и проявляющихся в процессе обмена веществ, росте и размножении организмов. Эта биогенная миграция атомов подчиняется двум биогеохимическимпроцессам:
1. Стремится к максимальному явлению: возникает "всюдность" жизни.
2. Приводит к выживанию организмов, увеличивающих биогенную миграцию атомов.
В свих работах Вернадский не ограничился общим описанием биосферы и выяснением ее общих закономерностей. Проведя детальные исследования и выразив в формулах и цифрах активность живого существа, а так же проследив судьбу некоторых химических элементов в биосфере, например, общая масса живого вещества на Земле была подсчитана им в 1927 году, он представил приближенную величину порядка 10г., или же 10т.. Вернадский писал: "Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты. По-видимому, это наблюдается в течение всего геологического времени, т. е. Геологически вечно.

Оно сосредоточено в тонкой, более или менее сплошной пленке на поверхности суши в тропосфере - в полях и лесах - и проникает весь океан. Количество его исчисляется долями, не превышающими десятых долей процента биосферы по весу, порядка близкого к 0,25%. На суше оно идет в больших скоплениях на глубину в среднем, вероятно, меньше 3 км. Вне биосферы ее нет". Однако эта величина оказалась завышенной. С тех пор разные исследователи производили свои оценки биомассы на Земле, которые приводили к разным величинам.
Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.Согласно современным представлениям, биосфера - это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.
Возникновение жизни и биосферы представляют собой проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, к переходу ее в ноосферу (от греческого "ноос" -разум). Под ноосферой понимают сферу взаимодействия природы и общества.
Ноосфера ("ноос" - по-гречески означает разум, дух.) - новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическимизаконами.
Ноосфера, по Вернадскому, требует качественно иного подхода: глобального управления планетарными процессами по единой разумной воле. Этот путь ведет к идеям социалистического планового общества без частной собственности, без воин.Ноосфера сформировалась на Земле в результате воздействия или отражения божественного разума, духа. Примерно так понимал ноосферу Тейлор де Шарден, но не так - Вернадский. Вот что он написал, обосновывая зарождение и появление понятия ноосферы: "Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого.Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера".

В наши дни особую актуальность приобретает учение Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, что может послужить основой фундаментальных исследований экологических проблем. С гениальной прозорливостью Вернадский предвидел научно-техническую революцию ХХ века со всеми ее последствиями для биосферы. Именно в познании закономерностей развития биосферы и лежит ключ к разумномуприродопользованию.

Вернадский настойчиво подчеркивал связь планетных и космических процессов. Он писал: "В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетарное явление космического характера. Человечество как живое вещество неразделимо связанно с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли - с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту". Здесь очевидно стремление научной мысли найти единство естественно-природных и социально-исторических процессов, увидеть и проанализировать ход воздействия. В этих целях Вернадский выделил так же особый этап в развитии биосферы, связанной с социальнойдеятельностьючеловека.

Особенно ярко и вдохновенно писал Вернадский о воздействии человеческой деятельности на природу в работе "Несколько слов о ноосфере", созданной в 1943 году: "Лик планеты - биосферы - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняются человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры ХХ веке все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана....Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений."

Вернадский подчеркивал: " Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.

Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней".

Учение о ноосфере намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека, роста производительности общественного производства, рационального природопользования, сохранения и развития здоровья населения. Таким образом, интересы человечества легли в основу концепции Вернадского.

Классические научные представления Вернадского и их дальнейшее развитие в современном естествознании со всей ясностью указывают, что человечество становится все более мощной геологической силой, кардинальным образом преобразующей биосферу, поверхность планеты околоземное космическое пространство. Но тем самым человечество берет на себя ответственность за продолжение и регулирование многих важнейших биосферных процессов и механизмов.

На сегодняшний день деятельность человека достигла глобальных масштабов воздействия на биосферу, изменяя круговорот веществ, водный баланс планеты, оказывая сильное влияние на почвы, растительность и животный мир. Антропогенная деятельность создала новые токсические источники загрязнения биосферы, что в конечном счете может создать угрозу существования самого человека.

Взаимоотношения Человека и Природы носят сложный характер и нуждаются в тщательном и полном изучении. Успехи человечества в потреблении природных ресурсов зависят от познания законов природы и умелого их использования. Человечество как часть природы может существовать только в постоянном взаимодействии с ней, получая все необходимое для жизни.

Человечеству для своего дальнейшего существования необходимо заботиться о сохранении окружающей среды. И для этого требуются обширные знания в области экологии и широкое применение их во всех отрасляхсвоейдеятельности.
Следует сказать и о значении таких проблем, как укрепление здоровья человека, а также борьба с хроническими заболеваниями, патологическим старением, освоение новых экстремальных районов планеты и космоса, совершенствования существования человека в земных условиях. Сейчас актуальны проблемы пресной воды, чистого воздуха, зеленого покрова планеты, загрязнения окружающей среды, приближение к критическим пределам использования невостребованных рудных и энергетических ресурсов.

 

 

35.Постмодернизм в истории современной философии. М. Фуко и его концепция происхождения клиники

Отметим наиболее существенные предпосылки возникновения ситуации постмодерна:

1. Технологической основой Постмодерна выступает современное постиндустриальное и информационное общество – новый тип социальной реальности.

2. Антропологической предпосылкой Постмодерна выступает антропологическая революция, суть которой заключается в том, что в ХХ веке завершился многовековой процесс низведения человека с пьедестала Универсума. Человек потерял свое центральное место во Вселенной. Открытия Коперника – Дарвина – Маркса – Фрейда низвели человека до статуса простой природной вещи.

3. Экзистенциальной основой Постмодерна является потеря человечеством бессмертия в ХХ веке (былой «невинности»), переживание богооставленности (в конце ХIХ века Ф.Ницше провозгласил, что «Бог умер»), своей собственной «безосновности», «беспочвенности» (книга Льва Шестова «Апофеоз беспочвенности» была написана в 1905 году), неукорененности в бытии (М.Хайдеггер), переживания негарантированности бытия, понимания непредсказуемости будущего и возможности возврата к несовершенному, неупорядоченному, хаотическому прошлому. Время бытия переживается как «смутное» время.Постмодернизм – сложное, многомерное, интенсивно развивающееся движение современной философской и социо-гуманитарной мысли Запада, своеобразная реакция на существенные перемены, происходящие в мировой культуре в последней трети ХХ века.

Постмодернизм – наметившийся в последней трети ХХ века сдвиг в культурном самосознании западного мира (после «модерна» или «современности») идейно-художественное течение, преодолевающее «современность», которая, однако, понимается по-разному: как рационализм Нового времени, как вера в прогресс, опирающийся на научное знание, как литературный эксперимент второй половины XIX века, как авангард в искусстве 10-20-х гг. XX века.Постмодернизм – обозначение эпохи, состояния сознания, типа культуры, философской парадигмы второй по­ловины XX в.

Постмодернизм можно рассматривать как особый тип мировоззрения, ориентированный на формирова­ние такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – этических, эстетических, методологических и т.д., на отказ от авторитетов любого ранга, начи­ная от государства, великой национальной идеи, моральных парадигм и кончая правилами поведе­ния человека в общении с другими. В современной социально-философской литературе различают понятия «постмодерн» и «постмодернизм». Под «постмодерном» понимают период в развитии культуры, и саму культуру, сформировавшуюся в Европе в последние 300-500 лет. Под «постмодернизмом» понимают теоретическую рефлексию, теоретический уровень анализа этой культуры, приобретающий вид определенных концептуальных конструкций и философских теорий. Таким образом, если первоначально под постмодерном (постмодернизмом) понималось одно из современных направлений в искусстве и философии, то в настоящее время под постмодерном имеется в виду в целом современная фаза развития западноевропейской культуры.Введенный первоначально 30-е годы для обозначения течений в искусстве, пришедших на смену модернизму 10 – 20-х гг., термин постмодернизм был воскрешен в 60-е годы американским литературоведом И.Хассаном для описания некоторых новых веяний в американской литературе и художественной критике. При этом И.Хассан стремился показать, что постмодернизм является всего лишь продолжением и модификацией модернизма (в первую очередь, сюрреализма), что он – всего лишь новая обработка центральной темы модернизма – темы молчания.Эта концепция была оспорена другими американскими литературоведами, увидевшими в американской литературе 60-х годов решительный разрыв с модернизмом. Как И.Хассан, возводивший модернизм к творчеству А.Д.Ф. де Сада, так и противники И.Хасана рассматривали модернизм как торжество тех течений в искусстве, которые до начала нашего века оставались маргинальными, что и способствовало перенесению профессионального литературоведческого спора в смежные области. Прежде всего М. Фуко обосновал высокую значимость пола в западноевропейской культуре, на конкретном историческом материале показав, как формировалась эта значимость и как она связана с контролем общества над отдельными его представителями. Особую роль здесь, как показал Фуко (1996), играют дискурсивные практики, то есть способы говорения о чем-либо, включающие оценочность, имеющие иерархию. Конечной целью дискурсивных практик является максимально возможный контроль над индивидом. Отсюда приписывание человеку пола не является лишь актом атрибуции. “Биологический пол” интерпретируется не как телесная данность, на которую искусственно накладывается конструкт социального пола, а как культурная норма, управляющая материализацией телесного... Процесс приписывания пола связывается с вопросом идентификации и дискурсивных средств, используемых для этого. Материализация данного биологического пола касается главным образом регулирования идентификационных практик.” М. Фуко связывал характеристики дискурса с властными функциями, вводя понятие системы исключения (Фуко, 1996, с. 58 и след.) и системы контроля за производством дискурса. Как и И. Гоффман, Фуко обращает внимание на важнейшую роль ритуала. “Ритуал определяет квалификацию, которой должны обладать говорящие.., ритуал определяет жесты, поведение, обстоятельства и всю совокупность знаков, которые должны сопровождать дискурс; он, наконец, фиксирует предполагаемую или вменяемую действенность слов - их действие на тех, к кому они обращены, и границы их принудительной силы. Религиозные, юридические, терапевтические, а также частично - политические дискурсы совершенно неотделимы от такого выполнения ритуала, который определяет для говорящих субъектов одновременно их особые свойства и отведенные им роли” (Фуко, 1996, с.71). Фуко считает, что все понятия, в том числе и пол, предстают перед индивидом не в некоем естественном виде, а как результат дискурса: “Мир - это не сообщник нашего познания, и не существует никакого пре-дискурсивного провидения, которое делало бы его благосклонным к нам. Дискурс, скорее, следует понимать как насилие, которое мы совершаем над вещами, - во всяком случае - как некую практику, которую мы им навязываем; и именно внутри этой практики события дискурса находят принцип своей регулярности.” (там же, с.80). Фуко показал, что пол личности на протяжении длительного периода истории человечества, особенно с середины 17-го века, стал объектом контроля и подчинения. Вербализация пола и связанных с ним процессов ведет свое происхождение еще от христианского принципа исповеди, который в Новое время не только сохранился, но и развился во внецерковный “ритуал обязательной и исчерпывающей исповеди”(там же, с.168). Таким образом, Фуко демонстрирует, что даже биологические аспекты пола приобретают социальный характер и на этом основании могут рассматриваться не как природные, а как культурно обусловленные. По Фуко, гендерные отношения также должны рассматриваться как форма проявления власти, так как пол индивида является одним из элементов властных отношений.

 

36.Искусство, его происхождение и роли в жизни людей. Искусство-образ и искусство-ритм. Отличия художественного образа. Понятие искусства сочетает в себе (как это часто происходит с такого рода философскими категориями) два основных значения - широкое (упрощенное, повседневное) и узкое (собственное, научно-философское).В исходном, расширительном своем значении слово “искусство” означает особое мастерство, проявленное где бы то ни было; любую форму человеческой деятельности, которая осуществляется весьма умело, совершенно, как в технологическом плане (полезно, удобно, выгодно), так и в плане эстетическом (выразительно, красиво, “играючи”). Так, о мастере своего дела (любого) говорят, что он трудится артистично, результаты его труда выглядят красиво. Связь функциональной полезности с красотой не случайна, а глубоко закономерна. Уродливое, дисгармоничное изделие, произведение как правило не слишком эффективно на практике.Соответственно надо понимать и слово “эстетика” (от греч. aisthetikos - чувственно воспринимаемый, созерцаемый). В общем плане эстетикой мы называем красоту, выразительный внешний вид чего угодно (природного пейзажа, дизайна жилища, внешности человека и т.д.). А в специальном смысле эстетика - это философская наука, трактующая каноны красоты, законы художественного творчества в искусстве. Слово “эстетика” придумал немецкий философ Ф. Баумгартен в XVIII в., однако учения о прекрасном, об искусстве разрабатывались философами с древности до наших дней. Искусство возникает вместе с человеком и обществом, уже в древнем каменном веке первобытной истории. Способность воспринимать и творить прекрасное - одно из отличий Homo sapiens’ов по сравнению с животными. Ни одно животное не носит амулетов. Не украшает своего жилища. Не тратит времени на созерцание красивых пейзажей, закатов, кристаллов и т.п. образцов изящного вокруг себя. Напротив, самые дикие люди в далеком прошлом и настоящем как-то украшают себя и свои дома. Без искусства люди никогда не могли обойтись. Более того, гораздо успешнее выживали, лучше приспосабливались к природе, как видно, те коллективы наших далеких предков, которые находили возможность в промежутках между тяжелым трудом и пассивным отдыхом заниматься искусством. Эти занятия поощряли развитие интеллектуальных и нравственных качеств первых людей, способствовали проявлению самосознания на последних этапах их биологической эволюции. С помощью искусства человек как бы бросает вызов природе и другим людям, сигнализируя с помощью того или иного художественного образа: я намерен жить, я хочу жить лучше, я буду бороться за жизнь, я могу побеждать в этой борьбе! Такова глубинная семантика букета цветов, ювелирного украшения, песни, стильной прически, одежды и т.п. начальных проявлений художественности в повседневной жизни.Первоначально проявления искусства были целиком заключены в трудовую деятельность и в магическую практику, направляемую мифологией. В роли живописцев, музыкантов, артистов выступали многие члены рода, племени, общины. К результатам их художественного творчества приобщались все соплеменники во время коллективных обрядов, совместного труда. Самые ранние дошедшие до нас проблески искусства - это гравированный орнамент на орудиях труда древних людей и отпечатки ладоней, затем рисунки животных на стенах пещер, которые они посещали для заклинаний и прочих обрядов. Как видно, на первом плане здесь стояла не собственно эстетика, но утилитарная выгода. А именно, рукоятку орудия или оружия с насечкой надежнее захватывать ладонью; пещерные “фрески” с изображениями мамонтов и бизонов - никакая не картинная галерея, а своего рода “наглядные пособия” для процедуры посвящение юношей во взрослые охотники и воины - рисунки расположены в самых неудобных для рассматривания местах глубоких, темных пещер, накладываются друг на друга; для совершения религиозных обрядов служили и первые скульптуры первобытных людей - так называемые “палеолитические венеры” и др. образцы мелкой пластики. По данным этнографии можно заключить, что музыка и пение задавали ритм долгой и монотонной работе (собиранию полезных растений, прядению и ткачеству, гребле и т.п. Сравним русскую народную песню “Дубинушку”, которую певали бурлаки, чтобы выдержать запредельные физические нагрузки). Коллективные пляски давали разрядку после психофизиологического напряжения опасного труда, настраивали на его продолжение или на военные действия. Искусство-образ представлено в первую очередь зрительными жанрами (живописью, скульптурой, архитектурой и т.п.) и жанрами словесными (поэзией, прозой, драматургией и т.д.). Их конечное предназначение - обновить, освежить наши впечатления, стершиеся, потускневшие от многодневного повторения; внести аритмию в устоявшийся строй мыслей и чувств личности; взволновать, потрясти душу. Большинство людей большую часть своей жизни делают одно и то же в одном и том же месте в одно и то же время. К этой повседневности поневоле привыкаешь и рано или поздно она надоедает. А вместе с литературными, театральными, кинематографическими героями читатели, зрители, слушатели переживают сильные страсти, рискуют, переносятся воображением в чудесные обстоятельства. Тем самым искусство сражается против извечной скуки людского бытия, с тоской постоянного повторения одного и того же. Оно развлекает, прочищает сознание от пыли и грязи повседневности, возвышает человека над нею. Искусство дает человеку возможность прожить не одну, а много жизней, пускай и только воображаемых. Узнать многое из того, чего ему узнать было, казалось, совсем не суждено судьбой. Художественное произведение - настоящая “машина времени и пространства” для своей публики. “Кто тропку к двери проторил / К двери, засыпанной крупой / Пока я с Байроном курил / Пока я пил с Эдгаром По...” - искренне недоумевал Борис Пастернак.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 157 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.